Royal Dutch Shell назвал в качестве причины приостановки сланцевых проектов в неспокойном регионе применение киевским правительством вооруженных сил против собственных граждан. На самом деле, правда может быть ближе к тому, что компания разочарована экономической целесообразностью, которая следовала из ранних оптимистичных оценок размеров месторождений сланцевого газа, пишет «Голос Севастополя», который находится на данный момент в информационной блокаде.
После серии громких заявлений и подписания $410-миллионного меморандума о намерениях, возникает завеса неопределенности вокруг мифа об украинском сланцевом газе. Финансовый директор Royal Dutch Shell Саймон Генри заявил в интервью Bloomberg TV, что решение о приостановке проекта было вызвано необходимостью защиты бизнес-интересов компании в Украине.
С «уходом», Shell могут «заморозить» свое участие в неудавшейся инициативе, одновременно сводя к минимуму ущерб своей репутации. В соответствии с договором, украинские коллеги Shell, вынуждены будут ждать еще 50 лет, чтобы получить в свои руки этот долгожданный «газ свободы», который позволит уменьшить зависимость от зарубежных энергоносителей. Shell также сможет продемонстрировать свою заботу о своих сотрудниках, которые работают в регионе, где вот-вот взорвется жестокая гражданская война.
Согласно недавнему заявлению бывшего главы Royal Dutch Shell Питера Возера, «компания в настоящее время анализирует свой сланцевый бизнес», что в переводе с обтекаемого языка пресс-релизов означает: «Проект не стоит того, чтоб его поддерживать и нам нужно что-то делать (списать расходы). Немного предыстории. В январе 2013 года, Shell, Nadra Yuzivska LLC и украинское правительство подписали соглашение о распределении работ по разведке, разработке и добыче углеводородов на Юзовском месторождении, геологическое образование которого приходится на Харьковский и Донецкий регионы.
К середине того же года компания потеряла 2,4 миллиарда долларов на месторождениях сланцевого газа в США и была вынуждена задокументировать очень большое падение прибыли - 60 процентов - по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Первое разочарование Shell на рынке газа Украины оказалось связанным с качеством металла в трубах, которое может обеспечить украинская постсоветская промышленность. Тогда представители компании заявили: «Мы неоднократно настаивали на своей позиции, что готовы использовать украинскую продукцию при условии, что цена и качество могут соответствовать зарубежному оборудованию».
Но на данном этапе, таких труб в Украине еще нет. Shell лоббировал Межведомственную комиссию Украины по международной торговле, чтобы получать бесшовные стальные обсадные трубы и производственные шланги необходимого диаметра из Японии. Поскольку без этого невозможно было обойтись, это отразилось на конечной цене проекта. В марте 2014 года стало ясно, что скважина Беляевская-400, которую Shell пробурила в Первомайском районе Харьковской области в поисках сланцевого газа, не будет приносить прибыль. «Газ не был найден в нашем районе. Геологоразведочные работы показали, что его там нет», - признал глава Первомайской районной государственной администрации Харьковской области Виктор Намчук 28 февраля 2014 года.
Как и во многих других странах Восточной Европы, оптимистичные прогнозы о размерах месторождений сланцевого газа оказались в несколько раз выше, чем реальные оценки запасов. Кроме того, соседи Украины - Литва, Болгария и Польша - сланцевые проекты также, скорее всего, закрывают, потому что они оказались менее экономически выгодными. К весне 2014 года, Chevron и Eni также отказались от многих проектов сланцевого газа в Восточной Европе по разным причинам.
Нынешняя «горячая» ситуация в Украине означает, что политики в ЕС и США на официальном уровне не могут объявить о приостановке проектов экспорта газа из региона, но бизнес-сообщество уже начало «продвигаться к выходу». Игорь Алексеев, OilPrice Перевод Арсений Давиденко Ранее о Сланцевом майдане на FLB:
Сланцевый майдан «Сланцевый майдан», часть 2: Над кем смеялся Greenpeace
|