5 мая Одесса-мама хоронила своих детей, погибших 2-го на улицах города и в областном Доме профсоюзов. По благословению митрополита Одесского Агафангела во всех храмах Русской православной церкви Одесской епархии прошли заупокойные богослужения по жертвам преступной акции радикалов. Начат сбор средств в помощь раненым и семьям погибших.
Сегодня появляется множество публикаций с вопросом, кто начал эту бойню. Одесситы как с стороны Антимайдана, так и со стороны Майдана пытаются реконструировать события, отдавая себе отчет в том, что на беспристрастное официальное расследование им надеяться не приходится. Антимайдан обвиняет привезенных ультрас и Правый Сектор, Майдан – Одесскую Дружину, а также заезжих россиян и жителей Приднестровья (впоследствии, правда, МВД Украины признало информацию о последних домыслами)…
Однако вопрос «кто первым начал» на Греческой и Соборной становится ничтожным в контексте всех последующих событий 2 мая. Они действительно провели между людьми черту, обратившуюся в пропасть. Но эта черта проходит не между Майданом и Антимайданом.
Множество фактов свидетельствует о том, что в Одессе 2 мая присутствовала некая третья сила, и важно понять, не «кто начал», а кто организовывал.
«Нельзя идти на поводу чувств – ведь на них и рассчитывали, – пишет Malchish.org. – Нельзя, чтобы преступления совершали одни, а ответ несли другие. Нельзя убивать тех дурочек, что разливали «коктейли Молотова»... А вот организаторы провокации должны нести наказание. Эти знали на что толкают людей. Эти всё просчитали».
«В ночь со второго на третье общалась со своими знакомыми-одесситами..., – рассказывает в своем FB Татьяна Скрипнюк из Ивано-Франковска. – Комп выключила в пол шестого... Обе девочки фанаты майдана. Обе были в толпе возле Дома профсоюзов... Одна гордилась - мы герои!!!... Один из её друзей на своей стене в статусе написал: дом профсоюзов - это великое Причастие Майданом! Теперь мы все стали истинными великими украинцами!!!!... А вторая... вторая и на следующий день рыдала... она очищается и просыпается…»
Одни «очистились и проснулись», другие, возможно, очнутся позже. Но есть те, кто в этот день сознательно готовился к убийствам.
«КРЕПКИЕ ПАРНИ» ДЕЛАЮТ СВОЕ ДЕЛО
«Долго поджигали, раскачивали и запрягали. И наконец – рвануло», пишет обозреватель «Вести.ua» Александр Сибирцев, побывавший в тот день с обеих сторон «линии фронта». При этом журналист наряду с другими очевидцами страшных одесских событий утверждает, что милиция была явно в курсе грядущих столкновений. В тот день некие «крепкие парни в балаклавах и с красными повязками на руках… столпились вокруг начальника одесской милиции гражданской безопасности Дмитрия Фучеджи. У многих милиционеров на руках – тоже повязаны красные ленточки. Именно эти ребята в балаклавах и с оружием затем и сыграли свою роль в развязывании бойни».
«Крепкие парни» стреляли в майдановцев и ультрас из-за спин милиции, а затем растворились в толпе, возможно, просто сняв с рукавов повязки.
Теперь одна сторона называет этих крепких парней «сепаратистами» и «боевиками Антимайдана» (хотя абсурдно представить, что Одесская милиция получила свыше указание «крышевать» пророссийски настроенных протестантов), другая – замечает у них одновременно с красными повязками сине-желтые ленточки.
Кроме того, фото- и видеоматериалы также фиксируют участие в событиях бойцов киевских сотен самообороны. На видео ниже видно, как один из них, сотник Мыкола, докладывает вышестоящему о положении дел, а его «коллега» просит милицию «организовать коридор» – «и мы сделаем свое дело».
Ясно одно, и это подтверждают многие очевидцы: милиция не вмешивалась, не останавливала убийц, а затем при первой возможности стала арестовывать пророссийских активистов. Информатор обозревателя «Вести.ua» Александра Сибирцева из полиции также подтвердил информацию, что одесской милиции до самой развязки – пожара на Куликовом поле, руководство так и не дало команду на разгон беспорядков.
«Командование напрямую заявило, что нам нельзя трогать киевлян из сотен саомобороны. Мол, была договоренность между ПС и одесской милицией, что мол, самообороновцы получат возможность самим разобраться с пророссийскими активистами. Если бы была команда, мы бы разогнали этот цирк уже через 15 минут», – доверительно сообщает Александру Сибирцеву знакомый милиционер.
А завершается черная одесская пятница и вовсе жутью – наступающие сторонники Майдана сносят и поджигают палатки лагеря Антимайдана и закидывают коктейлями Молотова спрятавшихся в Дом профсоюзов пророссийских активистов.
О ТОМ, КАК УБИВАЛИ
Киевская пропаганда продолжает упорно утверждать, что пророссийские активисты сами виноваты в собственной смерти – якобы с крыши здания они начали бросать коктейли Молотова и «сами себя подожгли». Однако характер травм у раненых и погибших внутри здания – забитых тупыми предметами и получивших огнестрельные ранения – опровергают эту версию. Отрицают ее и оставшиеся в живых свидетели страшных событий – они утверждают, что бандиты ворвались в здание, чтобы убивать тех, кто не задохнулся и не сгорел.
На видео ниже хорошо видно, как убийцы входят в здание, где спрятались пророссийские активисты (начиная с 2.15 мин) с криками «Украина понад усэ!», «Смерть москалям!». «Трудно представить, пишет El-murid, – что у жертв было время и возможность бросать что-то в толпу на площади – их убивали уже внутри, им было просто не до этого».
О том, как убивали, в интервью украинскому журналисту Анатолию Шарию рассказывает девушка, выжившая при пожаре и бойне в Доме Профсоюзов:
Расшифровка видео (отрывок):
«Он выстрелил в меня, закричал: «Я колорадку застрелил...». Я была в шоке – как человек может так радоваться убийству. Он смотрел мне в глаза и стрелял в меня… Мы кричали и умоляли нас не убивать… Казалось, это длилось вечность. …Но потом начался ад.
Как только они зашли [в комнату], они стали стрелять в мужчин – сразу, без разговоров. Кто-то из них крикнул: «Не трогайте баб»… Они убили всех мужчин, которые были с нами, их было 10 человек... Мы им говорили, чтобы они их не били, потому что это мертвые люди, но они продолжали их бить палками. Зашли другие: «Не тратьте патроны, лучше их так добивайте» … «…убрать, остальных в подвалы и там добивать». Я видела, как волокут людей, куда – я не знаю… – Много трупов было? – Они были везде...».
Информацию про трупы в подвалах Дома профсоюзов подтверждает украинская журналистка и писательница Мирослава Бердник: «Только что говорила по телефону с полковником милиции Галиной Запорожцевой. Она сейчас в своей родной Одессе.. СМИ лгут, повторяя статистическую ложь хунты. Там, в Доме профсоюзов – больше 100 трупов. 43 трупа одесситов, сожженных «Правым сектором» – это только с первого этажа. По ее словам хунта собирается эти трупы ночью вывезти и тайно закопать, а потом поразбрасывать исчезнувших так людей по статистике, как «пропавших без вести».
«…Девушка, которая была со мной в кабинете – у меня есть с ней связь, но я не знаю, сможет ли она это подтвердить, – продолжает молодая женщина на видео. – Потому что ее муж, он был в другом кабинете, он сильно обгорел, но они сейчас прячутся. Потому что 3-го числа в больницу приехали люди из СБУ и забрали все карточки, все данные по больным с Куликова Поля».
ЛЮДИ И НЕЛЮДИ
И все же те, кто оставались внизу, возле здания – это не однородная агрессивная масса, а люди, которые очень по-разному реагировали на происходящее во время пожара. «К чести собравшихся на Куликовом поле сторонников майдана, многие из проукраинских активистов стараются спасти людей, оказавшихся в огненной западне – кидают тем веревки, разбирают подмостки сцены и сооружают импровизированный спасательный помост для спасения», – пишет Александр Сибирцев.
Однако во внутреннем дворе Дома профсоюзов картина совсем иная. Часть людей, оказавшихся в горящем здании, в поисках спасения выползают на карнизы, другие разбивают окна, высовываются и пытаются дышать – из здания валят клубы удушливого дыма. Многие люди спрыгивают сверху, не выдержав огромной температуры… и тут же разбиваются – высота слишком велика. Тех, кто остается в живых, добивают.
Внимание! Видео: 18+
«Многие пытались помочь – кидали веревки. Но одновременно другие майдауны бросались в нас коктейлями – одни помогают, а другие тут же рядом жгут и ревут, что бы спускались – мол, порвем на кусочки… И таки рвали, и добивали», – также рассказывает собеседник Александра Сибирцева, оказавшийся 2 мая в горящем здании. На видео ниже видно, как раненый человек ползет сквозь «коридор позора» к кучке других таких же избитых и обгоревших людей.
На следующем видео женщина, выжившая в аду Дома профсоюзов, рассказывает о том, что все они – пророссийские активисты, которые обычно собираются на Куликовом поле, знали, что 2 мая их «приедут зачищать». Но не могли вообразить, что исполнители задуманного смогут поднять руку на «бабушек, дедушек, теток, таких как я», говорит женщина. Она также рассказывает о том, что во время пожара их – тех, кто сидел на крыше, уговаривали спуститься. Но всех, кому «создавали коридор», зверски избивали.
Теперь тем, кто выжил, инкриминируют около 4-5 статей – «Организация массовых беспорядков», «убийства» и пр., также рассказывает женщина. Действительно, пишет Александр Сибирцев, по сообщению его информатора из одесской милиции, «около 80 [пророссийских активистов] упаковали в Одесский городской изолятор. Еще пару десятков отправили в Овидиополь и Белгород-Днестровский» – это было еще до пожара. Почти все спасшиеся после пожара, которые способны были передвигаться, также были арестованы. Однако представителей ультрас, Правого Сектора или странных людей с красными повязками среди задержанных нет.
«Я ВЫШЕЛ ПОСЛЕДНИЙ ИЗ ЗДАНИЯ, КАК ИЗ БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ»
Человек на видео ниже в ту ночь покинул Дом профсоюзов последним. Он также утверждает, что убийцы, которые загнали пророссийских активистов в здание, чтобы затем их сжечь либо уничтожить любым способом – «никакие не футбольные фанаты, а наемники, проплаченные бандиты. Многие были хорошо подготовлены, были со стрелковым оружием, с ракетницами… подошли со всех направлений почти одновременно…» Все эти бандиты убивали людей на глазах у милиции, утверждает этот человек, однако она бездействовала.
«Я кричал сверху в мегафон, чтобы подходили спасали людей, но милиция так и не подошла, – рассказывает этот человек, назвавший себя полковником. – Она также … внутрь не заходила, а плотным кольцом оцепила здание… А бандиты вошли в здание и звучало очень много выстрелов… Тех, кто спрыгивал с нижних этажей, добивали, кого не добили, забрасывали в автозаки… Скорой помощи не давали подъезжать…».
Фактически бездействовали и пожарники, утверждает мужчина: «180 метров до пожарной команды, но они не приехали, а когда приехали, просто проимитировали…» Кроме того, как и девушка на видео выше, мужчина заявляет, что вода в здании в какой-то момент была перекрыта – как считают оба, с явным умыслом. «Все было умышленно сделано, мы думали, ну прибегут, пошвыряют в наши палатки, милиция оттеснит… а у них была задача нас убивать любыми путями. И даже если бы мы не вошли в здание, они бы нас добивали по кустам…»
«Потом они в 4 часа [ночи], когда вывели последних 45 человек, кричали «Победа!», песни свои орали, но они победы своей не достигли – я вышел последний из здания, как из Брестской крепости».
Самого рассказчика в числе последних пяти человек вывели уже утром знакомые милиционеры, которым он позвонил, не доверяя милиции, присутствовавшей при бойне.
2 мая 2014 года. Одесса. Пожарные выводят раненого пророссийского активиста из горящего Дома профсоюзов. Фотография: AP Photo/Sergei Poliakov
2 мая 2014 года. Одесса. Пожарный смывает копоть и грязь с асфальта перед Домом профсоюза, в котором сгорело заживо более 30 пророссийских активистов и сторонников федерализации Украины. Фотография: AP Photo/Sergei Poliakov
КТО ЭТИ ЛЮДИ В КРАСНЫХ ПОВЯЗКАХ?
Уже на следующий день, 3 мая, у памятника Дюку – на традиционном месте сбора представителей Майдана и Правого Сектора, опять собрались «мирные протестувальники», призывающие убивать «недобитых колорадов». Они боятся мести пророссийских активистов.
Впрочем, среди собравшихся чувствуется некоторая несогласованность и даже растерянность – многие совсем не хотят убивать, не собираются брать в руки оружие. Однако провокаторы призывают людей к самым активным действиям. Наиболее агрессивный из них подогревает толпу: «Я вчера спасал из огня этих сепаратистов, а они теперь объявляют на нас охоту!» – на рукаве этого человека в маске, как ни странно, все та же красная повязка.
То, что произошло – это грандиозная провокация, пишет Александр Сибирцев. Неизвестные пока кукловоды просто стравили людей между собой для достижения своих, неведомых пока целей. Это приводит к мысли, что раскачивание ситуации и кровавая бойня были тонким политическим ходом, выгодным тем, кому не нужно договариваться, мириться и жить. Просто жить.
Все эти дни я пытался узнать, также пишет обозреватель «Вести.ua», – кто эти люди с оружием и в красных повязках, которые участвовали в событиях и проходили инструктаж у милиционеров (у которых на руках также были красные повязки – типа они на одной стороне были) и затем оказались в рядах пророссийских активистов, открыв огонь по проукраинским?
«Я спрашивал у многих наших милицейских командиров, пишет Александр Сибирцев, – они молчат. А мой источник в одесской милиции сказал следующее:
«Я уверен, что в рядах пророссийской одесской дружины было много переодетых милиционеров и СБУшников. Это были ребята из наружки – но не одесской.
Я их узнал, потому что во время Майдана был в нескольких командировках в Киеве – они там тоже работали. Перед бойней в Одессу приехало много странных людей, большое подозрение, что из Киева. Они как-то очень интересно втесались в ряды бойцов Антимайдана. И почти все они стреляли из боевого оружия. А потом вдруг куда-то слиняли резко. Их нет среди задержанных. Их нет среди погибших.
У меня подозрение, что работали киевские менты-коллеги. Или переодетые правосеки. Но точно кто это был, не знаю. Знаю лишь, что на инструктаже перед бойней в горУВД было много новых, чужих людей. Но они ни с кем близко не общались. Правда было понятно, что это непростые люди – они умели обращаться с оружием и очень умело вели себя во время бойни. Я думаю, что это была спланированная Киевом провокация».
Сведения украинского журналиста фактически подтверждают версию РИА Новости, по информации которого в убийствах и избиениях противников Майдана участвовали переодетые в гражданское бойцы спецбатальонов «Восток» и «Шторм». Он заявил, что этим объясняется пассивное поведение городской милиции.
«Источник в среде правоохранителей утверждает, что в день потасовки ментам запретили выходить на дежурство с оружием. Якобы, ограничение ввели по личному распоряжению Парубия», – также пишет 4 мая в своем FB известный украинский журналист, ведущий программы «Деньги» Жан Новосельцев – лицо канала «1+1», в тот же день подавший заявление об уходе по причине «политической цензуры и однобокости в освещении политических тем» на канале.
Украинский писатель и аналитик Дмитрий Дзыговбродский в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru идет дальше и утверждает, что исполнителям «заказа» в Одессе уже «выданы денежные премии от губернатора Одессы Немировского. В частности, сотник Мыкола, который фигурирует на видео выше, получил 10 тысяч евро; его так называемые подъесаулы – по 5 тысяч... Наиболее активным – тем, кто заходил в здание и убивал людей, выплатили по 1,5 тыс. евро»...
«Сегодня мы точно знаем, кто устроил бойню: это бойцы 14-ой сотни Майдана, боевики батальона «Днепр» Игоря Коломойского и другие сотники и их подопечные, – также утверждает собеседник украинского издания «Неделя.ua». – Большинство штурмовиков были привезены из Киева и других регионов.
Эта акция была спланирована, причем, мы точно знаем, что накануне в Одессу приезжалАндрей Парубий… За день до трагедии! Милиционеры Одессы рассказали нам, что он привез оружие, бронежилеты и каски, которые были розданы боевикам-националистам».
НОВЫЙ УКРАИНСКИЙ ПОРЯДОК В ОДЕССЕ
Однако теперь вряд ли будет позволено восстановить всю картину. Как сообщил 4 мая министр МВД Украины Арсен Аваков, «все руководство одесского главка [имеется в виду одесская милиция] освобождено от должностей». Главное, что вменяется уволенным: запретили этапировать «более 100 задержанных в ночь после беспорядков и смертей» в другой регион, и, более того – на следующий день под давлением горожан отпустили.
Также стало известно о назначении нового руководителя одесской милиции – это генерал Иван Катеринчук, который гарантировал, что вычистит «колорадов» из Одессы, пишет El-murid. «В это же время к одесским бандеровцам прибыло подкрепление из Винницы – от 500 до 1000 человек. По сообщению министра внутренних дел Украины Арсена Авакова, в Одессу также прибыли силы батальона «Киев-1». Едет подкрепление из Днепропетровска во главе с заместителем Коломойского, которого прочат в губернаторы Одессы – Игорем Палицей. Он должен будет заменить Владимира Немировского.
«Бандиты собрались на улице Еврейской, где прошла накачка со стороны нового главполицая Катеринчука, после чего бандеровцы отправились прямо на Куликово поле, – сообщает El-murid. – Сообщалось о том, что в толпе были замечены люди, несущие ящики «коктейлей Молотова».
Новый глава одесской Милиции Иван Катеринчук выступает перед толпой: «Мы никому не запрещаем мирные митинги, но мы против тех, кто проповедует сепаратизм [толпа настроена агрессивно – возмущена тем, что пророссийские активисты были отпущены из-под ареста]. Я хочу вас просить, чтобы вы назначили людей, которые будут координаторами между мною и вами, и я буду рассказывать им о расследовании [раздаются крики: «Сколько времени ждать?» – имеется в виду, расправы]. Заканчиваем митинг! Я вас прошу – вы идете делать свое дело, а мы идем делать то, что вы нам скажете. Дайте шанс новому руководству навести порядок в области! Слава Украине!»
И не смотря ни на что, как сообщает Центр антифашистского сопротивления «Боротьба», 6 мая в 12:00 в Киеве возле Генеральной прокуратуры Украины (Киев, ул. Резницкая, 13/15) пройдет пикет памяти и солидарности с погибшими и пострадавшими в одесском Доме профсоюзов.
На акцию выйдут представители правозащитных, гражданских и профсоюзных организаций, а также представители чернобыльских, афганских и шахтерских организаций, чтобы выразить свое сочувствие и солидарную поддержку погибшим и пострадавшим в результате бойни, а также предъявить требования к генеральному прокурору о необходимости проведения расследования трагедии и привлечения к ответственности виновных и организаторов побоища и массового убийства одесситов.