«Рублевский» и «Аскольд»
Центральный банк Российской Федерации отозвал лицензию у московского банка «Рублевский». Об этом сообщает официальный сайт ЦБ .
Решение начинает действовать с сегодняшнего дня. Банк больше не может осуществлять банковские операции.
Активы банка «Рублевский» оцениваются в 1,439 миллиарда рублей. Он занимает 662-е место среди крупнейших банков страны , сообщила сегодня «Российская газета».
«В связи с потерей ликвидности КБ «Рублевский» не обеспечивал своевременное исполнение обязательств перед кредиторами. Кроме того, банком проводилась высокорискованная кредитная политика и не создавались адекватные принятым рискам резервы на возможные потери по ссудной задолженности и прочим активам. При этом банк был вовлечен в проведение сомнительных операций. Руководство и собственники КБ «Рублевский» ООО не предприняли действенные меры по восстановлению его финансового положения», - поясняет РБК.ru .
Банк России отозвал лицензию также у смоленского банка «Аскольд» (группа Смоленского банка). Об этом также сообщается в материалах регулятора.
Банк «Аскольд» занимает 511-ое место в стране по размеру активов, объем которых по состоянию на 1 декабря составлял 2,85 млрд руб . Кредитная организация является участницей системы страхования вкладов, дополняет «Газета.ru».
ЦБ уточнил, пишет Lenta.ru , что причиной отзыва лицензии у «Рублевского» стало неисполнение банком законов и нормативов ЦБ. Также финорганизация оказалась не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.
Отзыв лицензии у «Аскольда», который являлся «дочкой» Смоленского банка, объясняется закрытием последнего. Смоленский банк лишился лицензии 13 декабря. Через четыре дня «Аскольд» сообщил о приостановке деятельности из-за утраты капитала. Трудности у группы возникли в связи с лишением лицензии крупного московского Мастер-банка, который предоставлял услуги процессинга 260 финансовым организациям; в их числе оказался и Смоленский банк. ЦБ оценивает объем страховой ответственности Агентства по страхованию вкладов перед вкладчиками «Аскольда» в 1,5 миллиарда рублей, пишет издание.
Всего с начала года лицензии лишились уже 30 банков . Причем первое полугодие было относительно спокойным, а осенью ЦБ начал активно избавлять рынок от сомнительных игроков.
«Мы имеем дело с кампанией по расчистке банковской системы от банков, которые занимаются обналичиванием и легализацией полученных доходов . Вот о чем сейчас можно говорить. И клиенты банков должны хорошо это понимать. Они должны думать: что это за банк вообще?» – объяснил телеканалу «Россия 24» Олег Вьюгин, председатель совета директоров «МДМ Банка», информируют «Вести.ру».
Декапитализация Эллипс Банка
Кроме того, с сегодняшнего дня Агентство по страхованию вкладов (АСВ) запустило процедуру финансового оздоровления нижегородского Эллипс Банка. В ЦБ РФ пояснили, что действующее в качестве временной администрации Эллипс Банка АСВ пример меры к восстановлению его ликвидности, а после приведения размера уставного капитала банка до 1 рубля он будет докапитализирован за счет АСВ, для чего ЦБ РФ выделил Агентству кредит в размере 5,36 млрд руб., пишет РБК.ru .
«Данное решение нацелено на восстановление платежеспособности одного из крупнейших банков Нижегородской области. ОАО КБ «Эллипс Банк» продолжает работать в обычном режиме, все клиенты, включая вкладчиков банка, смогут продолжать пользоваться его услугами», - отмечается в сообщении Банка России.
В последующем планируется присоединить Эллипс Банк к контролируемому АСВ банку «Российский Капитал».
Без напряга
Ранее глава государства предложил ЦБ ориентироваться на возможности Агентства по страхованию вкладов. Отзывая лицензии у банков, Центробанк должен исходить из возможностей Агентства по страхованию вкладов, заявил Владимир Путин во время «большой» пресс-конференции 19 декабря. По словам президента, отзыв лицензии у финансовых организаций – это мера необходимая для оздоровления российской экономики, пишет «Гудок.ru».
«Это сложные решения и для Центробанка, и для финансовых организаций, но они направлены на оздоровление финансовой системы России. Если организации подвергают риску этот важный сектор нашей экономики, они должны с рынка уходить », – сказал Владимир Путин.
Однако Банк России должен аккуратно принимать решения о ликвидации банков, чтобы не навредить вкладчикам, отметил глава государства. Агентство по страхованию вкладов, которое должно возместить вкладчикам потерянные деньги, располагает ограниченными финансовыми возможностями. Поэтому ЦБ должен учитывать возможности организации, чтобы всем вкладчикам компенсировали потери.
Отметим, что ужесточение надзора в банковской сфере связывают с приходом на пост главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной. Не секрет, что довольно жесткая расчистка банковского сектора, кульминацией которой стал недавний отзыв лицензии у «Мастер-банка», вызвала массу проблем у небольших региональных банков . В первую очередь пострадала Самарская область, в которой два банка лишились лицензии, а третий – «Солидарность» – попал под санацию.
В то же время министр финансов Антон Силуанов призвал россиян « не напрягаться» в связи с участившимися отзывами лицензий у банков, поскольку такие действия ЦБ только «оздоравливают» банковскую систему в стране .
Премьер-министр России Дмитрий Медведев также призвал не рассматривать участившиеся отзывы лицензий у банков как что-то сверхъестественное и неординарное.
Справка SMARTNEWS
Банк «Рублевский» был зарегистрирован в 1992 году. По величине активов на 1 декабря 2013 года кредитная организация занимала 669-е место в банковской системе России.
Банк «Аскольд» — небольшой банк, зарегистрированный в Смоленской области и входящий в группу Смоленского банка. По предварительной оценке ЦБ РФ, размер ответственности государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» составит около 1,5 млрд рублей. По величине активов «Аскольд» на 1 декабря 2013 года занимал 514-е место в банковской системе России.
«Эллипс банк» образован в 1992 году. Средний по размеру активов нижегородский финансовый институт. По данным «Банки.ру», на 1 декабря 2013 года нетто-активы банка составляли 18,57 млрд рублей (193-е место в России), капитал (рассчитанный в соответствии с требованиями ЦБ РФ) — 2,60 млрд, кредитный портфель — 8,38 млрд, обязательства перед населением — 11,08 млрд рублей.
«Рублевский» и «Аскольд» стали 28-м и 29-м банками, у которых были отозваны лицензии за последние полгода, то есть с того момента, как ЦБ возглавила Эльвира Набиуллина. Такая активная чистка банковского рынка спровоцировала некоторую панику среди вкладчиков: перед Новым годом люди бросились снимать деньги со счетов. Не все банки оказались готовы к такому наплыву вкладчиков.
Например, в понедельник, 23 декабря, стало известно, что Новокузнецкий муниципальный банк (НМБ) вторую неделю испытывает сложности с выдачей наличных средств со счетов физических и юридических лиц. Как сообщили ИТАР-ТАСС несколько жителей Новокузнецка, сначала НМБ ограничил лимит выдачи 20 тыс. рублей, сегодня он не превышает 5 тыс. рублей.
Несколько дней «Мой банк», входящий во вторую сотню по размеру активов, также не выдает своим клиентам даже заказанные ранее денежные средства по вкладам. Как пояснили в одном из московских отделений кредитной организации «Газете.Ru», после инкассации можно получить только 20 тыс. рублей.
А 18 декабря московский Сберкредбанк ввел очередность на выдачу вкладов физическим лицам.
В Центробанке заверяют, что чистка банковского рынка продолжится. Правда, там успокаивают, что отзывать лицензии будут только в крайнем случае, когда эксперты будут уверены, что иного выхода из сложной ситуации уже нет.
Тише будь
В последнее время участившиеся отзывы лицензий породили массовую смс-рассылку среди банковских клиентов и волну публикаций в интернете «черных списков» банков. Представители регулятора называют эти действия информационной войной, пишет Bankir.ru .
Алексей Симановский, первый зампред Банка России
«Для ряда недобросовестных лиц, я могу назвать их темными личностями, решение ЦБ по поводу отзыва лицензии у отдельных банков стало поводом для проведения определенной, не побоюсь этого слова, подрывной деятельности в отношении банков, которые вообще не имеют никакого отношения к проблемам и нормально работают», - заявил первый зампред ЦБ Алексей Симановский, выступая в Совете Федерации. Он предложил подумать о принятии закона о ложной информации и наказании, в том числе уголовном, за ее распространение . Впоследствии глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина подтвердила существование законопроекта, посоветовав обратиться за деталями к его соавтору - главе комитета по информационной политике Госдумы Алексею Митрофанову.
Симановский назвал тех, кому может быть выгодно сеять панику среди населения. По словам представителя ЦБ, это – криминал и бизнес, чьи интересы пострадали от отзывов лицензий у конкретных банков. Кроме того, распусканием слухов могут заниматься недобросовестные заемщики, которые не хотят обслуживать свои кредиты. На подозрении и сотрудники банков, использующие нестабильную ситуацию в конкурентной борьбе.
Центробанк делает ответный ход, обещая проводить более открытую информационную политику. «Мы считаем необходимым говорить то, о чем раньше не говорили. Сейчас мы говорим, и будем говорить в тех случаях, когда речь идет о банках, которые нормально работают, но о них фигурируют слухи, которые могут привести к каким-то негативным последствиям не только для конкретного банка, но и для системы региона. Мы будем вынуждены говорить о том, что это слухи, чтобы население ориентировалось на реальное состояние дел», - сказал Алексей Симановский. Он также упомянул о намерении ЦБ создать более спокойную атмосферу на межбанковском рынке.
Юристы отмечают, что разработчикам законопроекта об уголовной ответственности необходимо соблюсти баланс между защитой деловой репутации банка и свободой слова. В противном случае под незаслуженный удар могут попасть журналисты. К тому же, юридически весьма непросто доказать наличие причинной связи между нанесенным ущербом и распространенной информацией. Суды редко рассматривают дела о привлечении к уголовной ответственности за такого рода действия по статье «клевета». Кроме того, рассылки в интернете, как правило, анонимны.
Участникам экспертного пула Bankir.Ru было предложено ответить на вопрос: «Учитывая особенности российской правоприменительной практики, не будет ли новый закон удавкой для СМИ и интернет-пользователей (в том числе и профильных форумов)?»
Комментирует Игорь Пастухов, советник юридической фирмы «ЮСТ», адвокат: - Первый заместитель Председателя Центрального банка России Алексей Симановский в своем выступлении в Совете Федерации ФС РФ высказался о целесообразности принятия законе о ложной информации и введении уголовной ответственности за ее распространение .
Можно отметить, что необходимости принимать дополнительные нормы, чтобы определить понятие ложной информации, не существует. В Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» содержится упоминание о заведомо недостоверной информации. Верховный Суд РФ в Постановление Пленума от 24.02.2005 №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» давал судам разъяснение, что необходимо понимать под не соответствующими действительности сведениями и под сведениями, порочащими деловую репутацию юридического лица.
Однако вопрос о том, есть ли необходимость введения именно уголовной ответственности за распространение заведомо недостоверной информации о деятельности банков, вызывает большие сомнения. Пойти по этому пути означает открыть «ящик Пандоры». Следом может быть, например, вновь поставлен вопрос об уголовной ответственности, за умышленное искажение и распространение информации о нарушении безопасности на объектах использования атомной энергии (такой законопроект ранее уже разрабатывался, но был отвергнут). И вполне может появиться желание установить уголовную ответственность за распространение недостоверных сведений и о других событиях . Нельзя забывать, что свобода искать, получать и распространять информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и включена во Всеобщую декларация прав человека (Ст. 19). Свобода слова, расширением которой является свобода информации, — это фундаментальное право человека, признанное в международном праве.
Алексей Симановский признал, что ЦБ России вполне может противодействовать недостоверной информации распространением своей, достоверной. И думается необходимо сначала оценить эффективность именно этого способа решения возникающих проблем.
Комментирует Павел Сакадынский, директор московского филиала КБ «Энерготрансбанк»: - Думаю, что банковское сообщество должно поддержать эту инициативу регулятора.
Коммерческие банки из-за набегов вкладчиков за последний месяц потеряли 7% пассивов, а это 430 млрд рублей, и во многом на эту ситуацию повлияли смс-рассылки, в которых клиентам сообщалось о якобы начавшихся проблемах в банке. Естественно, что на фоне отзыва банковских лицензий граждане решили «обезопасить» себя и свои сбережения. Впоследствии государственные банки, Сбербанк и ВТБ24 получили около 950 млрд рублей «чужих» вкладов. Таким образом, не действия мегарегулятора по «чистке» банковской системы, а недобросовестная конкуренция послужила основной причиной рукотворного мини - кризиса.
Комментирует Александр Филимонов, младший партнер Artisan Group Public Relations: - Мне трудно представить, как такой закон будет применяться. Ужесточение санкций за распространение той или иной информации, которая объективно является ложной – по большому счету, мера беспрецедентная и совершенно бессмысленная. Доказать вину того или иного журналиста или того или иного издания может только суд, и сейчас в законе прописаны довольно неприятные санкции в отношении тех, кто под его действие подпадает, сажать «работников пера» ни к чему хорошему не приведет. Для правозащитников и международной прессы любые подвижки в эту сторону будут означать только одно: попытку власти усилить контроль над свободной прессой, для банков же введение новых санкций в отношении прессы – сигнал к тому, что ЦБ готовится к еще более решительным и непопулярным мерам. Что же касается форумов – они задуманы как открытая площадка обмена мнениями, и закон о СМИ в их отношении просто неприменим – свое мнение может выразить каждый, и попытки этому воспрепятствовать ничего, кроме усиления паники и роста народного недовольства, не принесут. К тому же вопрос мониторинга социальных сетей и форумов – весьма сложный и на настоящий момент никак не реализованный, так что перспективы применения этой части закона кажутся весьма сомнительными.
Кстати, в большинстве случаев СМИ ссылаются на те или иные источники, которые они могут раскрыть только по суду – и по существующему закону о СМИ они не могут нести ответственность за информацию, от них полученную – за нее несет ответственность источник, если СМИ предоставляет доказательства того, что информация получена именно от него. Наученные горьким опытом, наиболее авторитетные СМИ под непроверенной информацией всегда подписывают источник. Так что для самих СМИ ужесточение существующих санкций многого не изменит, а вот для власти их внедрение станет очень серьезным ударом по репутации и очень серьезно взбудоражит общественность – то есть сделает все то, против чего, судя по комментариям Симановского, должны быть направлены эти меры.
|