Давно я не попадал в такую сложную журналистскую ситуацию.
Началось всё с заметки в азербайджанской газете «Ени мусават» от 24 октября, о том, что Егора Щербакова, убитого в ночь на 10 октября в московском районе Западное Бирюлево, якобы задержала таможня в московском аэропорту Внуково, когда он, якобы, вылетал в Варшаву. После убийства Щербакова в Западном Бирюлево начались хорошо известные всем массовые беспорядки.
Похожая на злонамеренную провокацию новость эта, быстро разошлась по социальным сетям и вызвала массу кривотолков. Некоторые читатели называли ее «откровенным бредом», но многие стали выстраивать конспирологические версии в стиле «а был ли мальчик»?
Представители аэропорта Внуково довольно оперативно отреагировали на информацию. Пресс-секретарь аэропорта Елена Крылова категорически опровергла информацию о задержании Щербакова и высказалась в адрес азербайджанских журналистов: «некрасиво себя ведут».
Тем временем известный блогер Рустем Адагамов связался с хорошей знакомой Щербакова, выпускницей факультета журналистики Московского государственного педагогического университета Ларисой Яковлевой. Со слов Яковлевой он написал в своем блоге: «По её словам, на Даниловском кладбище во время похорон присутствовали сотрудники МВД (была машина с ними). Никто из друзей и родственников Щербакова не фотографировал на кладбище, там было всего несколько человек». Кроме этого Адагамов в своем блоге опубликовал адрес страницы девушки в Фейсбуке.
Но информация из азербайджанской газеты продолжала волновать людей в социальных сетях. И многие стали задавать друг другу вопросы: а почёму по телевизору не показывали погребение Егора Щербакова или хотя бы его могилу. О том, что Егор похоронен 12 октября на Даниловском кладбище в Москве та же Лариса Яковлева заявила 14 октября корреспонденту «Московского комсомольца».
Мне подумалось, что для того, чтобы прекратить эти дурные слухи и спекуляции вокруг имени покойного, нужно просто опубликовать фотографию могилы Егора. И я написал об этом Ларисе Яковлевой, и попросил её показать могилу. Яковлева ответила мне кратко – «нет». На мою просьбу объяснить причину отказа, девушка не отреагировала. Я написал об этом на своей странице в Фесбуке.
Утром следующего дня на азербайджанском новостном портале 1news.az появилась заметка «Российский журналист не может выяснить, где находится могила убитого Егора Щербакова». В ней была процитирована моя переписка с Яковлевой. Но оказалось, что рано утром, сначала в шесть утра по Москве, а затем в восемь утра, Лариса Яковлева всё же объяснила мне причины отказа: «Родственники не хотят». «Они не хотят, чтобы туда ходили посторонние люди. Если народ узнает, где могила, возможно, начнут ходить люди с сомнительными целями».
Вечером того же дня г-жа Яковлева «бросила» мне в почту ссылку на заметку азербайджанского новостного ресурса 1news.az. И обвинила меня во лжи. Я объяснил Ларисе, почему получилась такая путаница. Любой профессиональный журналист знает, что новости живут не долго. И, в случае с нашей перепиской, я просто оперативно опубликовал новость. И я вновь попросил Ларису Яковлеву показать мне могилу Егора. Я привел аргумент, что по фотографии отдельной могилы, её будет практически невозможно найти на таком большом кладбище, как Даниловское. Но Лариса Яковлева опять отказалась показывать мне могилу и очень нелестно высказалась о моих профессиональных навыках. Но я попросил Ларису подумать, что же мы можем с ней сделать, чтобы прекратить всё нарастающие дурные слухи и пересуды. Лариса ответила: «я всё уже сделала сама». Но на вопрос, что именно она сделала, Лариса отвечать отказалась.
Два дня я искал могилу Егора Щербакова на Даниловском кладбище. Но безрезультатно, кладбище очень старое, очень большое. Работники кладбища показать мне её отказались. Они сказали, что необходимо представить документы о захоронении.
Многие комментаторы в социальных сетях призывают меня оставить в покое могилу Егора Щербакова, чтобы не причинять боли его родным. Но гораздо большее число моих читателей в Фейсбуке призывает меня продолжить расследование, найти могилу и остановить таким образом дурные слухи о Егоре Щербакове.
Признаюсь, давно я не попадал в такую сложную этическую ситуацию. По человечески я понимаю тех, кто призывает меня не тревожить память убитого.
Но как журналист, я думаю, что, наверное, нужно продолжить расследование. Слишком большой резонанс в обществе вызвало это убийство. Лишние загадки в этой истории слишком сильно нервируют общество.
Об авторе: Григорий Нехорошев, заместитель главного редактора газеты «Совершенно секретно». Закончил факультет журналистики МГУ. В прошлом, главный редактор газеты «Московский корреспондент», главный редактор журнала «Лица», а с 1989-го по 1994-й годы московский корреспондент русской службы Би-би-си. Автор многочисленных журналистских расследований.
Григорий Нехорошев, специально для Агентства федеральных расследований FLB.ru
Ранее на эту тему на FLB: «Овощебаза в Бирюлево – 20 лет назад», «Толерантность к кавказцам все дороже обходится полиции», «Кровавый weekend в Москве».
|