Пока избирательные комиссии регионов, политики и экспертное сообщество разбирают итоги минувшего дня голосования, в ходе которого граждане выбирали себе представителей в различные органы власти, некоторые партийные деятели, не снискавшие народной поддержки, делают весьма и весьма удивительные заявления.
Вот как, например, оценил исход голосования миллиардер Михаил Прохоров. Его партия "Гражданская платформа" сформирует фракции всего в семи законодательных собраниях субъектов РФ и десять фракций в городских Думах по результатам выборов 8 сентября. Однако, по словам Прохорова, результат мог быть иным, если бы отношение к партии было "более мягким". В чем заключается «мягкость отношения», Прохоров, впрочем, не уточнил, хотя и так понятно, что с ресурсами Прохорова его организация могла бы показать более серьёзный и внятный результат.
Внятный, хотя бы потому, что части регионов «Платформа» выступила едва-едва на грани проходного барьера. В Якутии, к примеру, где «прохоровцы» начали «проседать» ещё на старте, и итог вышел спорный. Данные ЦИК показывают всего 4,95%, однако, активисты уверяют, что собрали 5,1% голосов, что позволяет рассчитывать на присутствие в региональном парламенте. Возникший спор, очевидно, должен решать суд, куда и намерены обратиться вчерашние кандидаты, назвавшие явку на выборы в Якутии «исторически низкой», явно намекая, что опять «виноват народ».
Однако в Москве явка избирателей тоже оказалась далека от прогнозируемой, скорее вписываясь в европейский тренд на падение электоральной активности, которое даже окрестили «проклятием евровыборов».
Прохоров, разумеется, считает, что если бы он сам принял участие в московских выборах, то все было бы иначе. Но делать такие заявления лидеру партии, которая проповедует европейские ценности, явно не стоило. «Даже выборы мэра Лондона, которые очень активно освещались в СМИ, привлекли немногим больше избирателей – 37,4%. В этом отношении Россия вполне соответствует европейским трендам: на местных и региональных выборах в РФ явка высокая в основном тогда, когда они проводятся одновременно с думскими» - отмечают аналитики. И это ли не мечта всех либералов – быть в европейских трендах?
Но самое удивительное в озвученных мыслях Прохорова был, конечно же, вопрос ответственности, точнее её перекладывания. «Мы в партии считаем, что реформа Медведева провалилась. Те цели - прозрачность выборов, возможность привести в политику новых людей - так и не были достигнуты» - заявил без обиняков Михаил Дмитриевич на пресс-конференции собравшимся журналистам. Сказано это было настолько от души, что даже возникают сомнения, а бывал ли Михаил Прохоров на митингах оппозиции, слушал ли требования выступающих о либерализации партийного и политического пространства, о допуске к выборам оппозиции? Судя по новостным сводкам времен стояния на Болотной площади и проспекте Сахарова, Прохоров и был, и слышал, и знает. И вот для оппозиции настал «час Х»– единый день голосования. «Новые лица» партии Прохорова оказались людьми из «старой колоды», включая свежеиспеченного мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, избрание которого, пожалуй, можно назвать единственным внятным достижением «Гражданской платформы». Хотя очень высока вероятность, что для Ройзмана наличие или отсутствие партии Прохорова на поляне, фактор - не самый ключевой. Вот и получается, что успеха у Прохорова не случилось, а виновата во всем «реформа Медведева», которую, так горячо требовали все без исключения оппозиционеры, в том числе и Михаил Дмитриевич. Страстно убеждая самих себя в том, что «народ жаждет прямых выборов». Тезис, однако, как это частенько бывает у либералов, нашел очень сомнительное подтверждение на практике.
|