“Задержание главы стратегического предприятия «Уралкалий» Владислава Баумгертнера в Белоруссии, казалось, должно было вызвать резкую реакцию Кремля и МИДа — вспомним хотя бы реакцию российских властей на арест Виктора Бута. Ничего похожего, однако, не произошло. В день задержания Баумгертнера МИД просто отмолчался, а Владимир Путин на встрече с представителями бизнеса заявил, что российские предприниматели, работающие в сфере добычи полезных ископаемых, должны платить налоги в России, а не за границей, - говорится 29 августа в материале интенет-издания «Кавказская политика».
— Так как ресурсная база наших компаний находится в России, то и центр формирования прибыли и налогообложения должен находиться в России, а не где-то за границей и в офшорах, — сказал тогда глава государства.
Путин не назвал конкретных имен, однако на фоне только что состоявшегося инцидента с Баумгертнером его заявление прозвучало как сигнал, что он не будет любой ценой вызволять презпринимателя из зарубежных застенков, если к нему есть вопросы дома.
Важна в данном случае, однако, фигура не самого генерального директора Баумгертнера, а крупного акционера «Уралкалия» (21,75% плюс доля в совместной структуре с Филаретом Гальчевым и Анатолием Скуровым, которая владеет 12,5%), миллиардера Сулеймана Керимова.
Кремлю не понравилось, что Сулейман Керимов втайне от Старой площади финансирует политические НКО и оппозиционные партии
Трудности в отношениях с властями преследуют Керимова с начала года. Причем как на региональном уровне (Керимов представляет Дагестан в Совете Федрации), так и на федеральном. Суть проблемы в регионе в том, что Керимов ассоциируется с прежним руководством Дагестана, в том числе с бывшим главой республики Магомедсаламом Магомедовым. Сменивший его в этом году Рамазан Абдулатипов последовательно вытесняет из республики старые кланы, утверждают источники в окружении Абдулатипова, предлагая вспомнить историю с арестом Саида Амирова (бывший мэр Махачкалы), представляющим самый влиятельный клан в Дагестане.
Сулейману Керимову минувшей зимой не удалось завладеть приватизируемым Махачкалинским морским торговым портом, интереса к которому Керимов не скрывал. Все идет к тому, говорят источники, знакомые с ситуацией в республике, что порт ему не достанется. Также было отложено строительство между Махачкалой и Каспийском мини-города «Анжи-Сити», в который предприниматель был готов вложить чуть ли не $50 млрд. Наконец, он, как известно, недавно охладел к финансированию махачкалинского футбольного клуба «Анжи», на который раньше не жалел астрономических сумм.
- Действительно, у Абдулатипова не сложились отношения с Керимовым, что проявилось в истории с «Анжи». Абдулатипов до этого отставил правительство, это был своеобразный жест, — считает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев”.
По информации, опубликованной в сегодняшних «Известиях», «ранее прочные позиции Сулеймана Керимова пошатнулись после того, как бизнесмена заподозрили в политической нелояльности. Появились свидетельства, что, будучи членом "Единой России", он диверсифицировал свои политические инвестиции.
В преддверии выборов в Государственную думу 2011 года швейцарский фонд Сулеймана Керимова Suleyman Kerimov Foundation выдал гранты Фонду поддержки политических партий «Мандат». В конце 2010 года организацией было получено от фонда сенатора 86,4 млн рублей, а в 2011 году - 36 млн рублей.
Согласно официальной информации, грант был оформлен на "поддержку уставной деятельности, направленной на развитие гражданского общества". Между тем, в концепции Suleyman Kerimov Foundation определены 10 ключевых направлений оказания благотворительной помощи, и поддержка политических проектов туда не входит.
Возглавляет организацию-грантополучатель некая Татьяна Валентиновна Сеппянен, на которую помимо «Мандата» зарегистрировано более 15 политических НКО – Фонды поддержки политических партий «Соратник», «Гарантия», «Лидер», «Избирательная система», «Общественный строй», «Конституционные права», «Иберо-Америка» и другие. Фонды зарегистрированы в Санкт-Петербурге по двум адресам на Лиговском проспекте и в Столярном переулке. Телефоны организаций не отвечают. Несмотря на многочисленность зарегистрированных фондов, о личности Сеппянен ни у кого из петербургских политических активистов никаких сведений не оказалось. Полная тезка в доступных базах данных записана руководителем доброго десятка коммерческих организаций вроде ЗАО "Молоко" из Братска или ООО "Северградстрой" из Ростова.
Источник, близкий к администрации президента, в беседе с изданием заявил, что через упомянутые НКО финансировались оппозиционные политические партии. Какие именно партии финансировались, он не раскрыл, однако сведения о том, что в 2011 году 4 фонда Татьяны Сеппянен перевели на счет "Справедливой России" 118,1 млн рублей, содержатся в финансовой отчетности самой партии.
Получить разъясняющий комментарий от "эсеров" не удалось. На вопрос о схемах финансирования партии депутаты "Справделивой России" отвечали, что ничего не знают.
- Впервые слышу о Сеппянен. Об этом знают Миронов (Сергей Миронов - лидер "Справедливой России") и Левичев (Николай Левичев - председатель "Справедливой России"), - заявила изданию замруководителя фракции СР в Госдуме Оксана Дмитриева. В свою очередь Николай Левичев тоже не смог предоставить информацию о личности Сеппянен.
Проследить дальнейшее распределение денежных средств уже из российского фонда - куда и кому они направлялись - достаточно сложно, свидетельствует председатель Совета Российского Института избирательного права Игорь Борисов:
- Это может быть одной из тех серых схем, к которым прибегают политические партии. Деньги поступают из-за рубежа на какие-то социальные проекты, аккумулируются в нем, а затем выдаются политическим партиям. Здесь может быть нарушение законодательства, чтобы это выяснить, необходима тщательная проверка. Тем более, что деньги поступили от зарубежного фонда Керимова в выборный 2011 год.
В самом фонде Керимова не смогли ответить на вопросы издания о финансировании политических партий.
- Действительно, грант был выдан, но никаких подробностей у нас нет, - только и сказали в фонде Suleyman Kerimov Foundation».
30 апреля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «По-дагестански изящно» говорилось: «известный российский олигарх, сенатор от Дагестана Сулейман Керимов наконец-то придумал, как избавиться от своего богатства, мешающего ему заниматься политикой в России – он передал бенефициарные права на свои бизнес-активы в благотворительный фонд. Структура управления активами при этом не изменится.
“Миллиардер Сулейман Керимов передал свои бизнес-активы благотворительному фонду. Как рассказал помощник сенатора от Дагестана Алексей Красовский, теперь именно эта благотворительная организация будет выгодополучателем трастовых структур олигарха”, - передавал радио “Русская служба новостей” (РСН).
“Помощник сенатора Алексей Красовский сообщал агентству "Интерфакс", что "Керимов принял решение о передаче бенефициарных прав на бизнес-активы в благотворительный фонд Suleyman Kerimov Foundation".
"Фонд станет единственным выгодополучателем трастовых структур, бенефициаром которых ранее являлся Сулейман Керимов", - подчеркнул он».
“"При избрании в Совет Федерации Керимов в соответствии с действующим законодательством прекратил участие в управлении бизнесом и передал принадлежащие ему активы в доверительное управление трастовых компаний, находящихся в зарубежной юрисдикции. В настоящее время Керимов принял решение о передаче бенефициарных прав, связанных с данными компаниями, благотворительному фонду. Структура управления активами при этом не изменится", - пояснял Красовский интернет-изданию "Коммерсант-Online".
“По его словам, фонд Suleyman Kerimov Foundation был зарегистрирован в Швейцарии несколько лет назад, однако его основная благотворительная деятельность всегда была связана с Россией. Фонд реализует крупные проекты в области медицины, образования, культуры, спорта и общественной деятельности, подчеркивал Красовский, Его слова цитировал "Интерфакс".
По итогам 2012 г. Керимов занял 20 место в российском списке журнала "Форбс", его состояние было оценено в $7,1 миллиарда. Основные активы, бенефициаром которых являлся С.Керимов, - пакеты акций добывающих компаний Уралкалий, Полюс-Золото и строительного холдинга ПИК.
Керимов не первый крупный бизнесмен, передающий свои активы в благотворительный фонд. В 2010 г. основатель Microsoft Билл Гейтс и инвестор Уоррен Баффет - неизменные участники ТОП-10 богатейших бизнесменов планеты последних лет учредили проект "Клятва дарения". Его участники - сегодня это более 100 миллиардеров - согласились передать 50% состояния на благотворительные цели.
В их числе кинорежиссер Джордж Лукас, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, основатель компании CNN Тэд Тернер, филантроп Дэвид Рокфеллер, глава Oracle Ларри Эллисон и многие другие.
Гейтс пожертвовал более $28 млрд своему фонду. Баффет за последние шесть лет передал на благотворительные цели около $10 ммиллиардов. Журнал Forbes оценивает его состояние в $47 миллиардов.
Создатель Facebook, миллиардер Марк Цукерберг пожертвовал на благотворительность $500 миллионов. Эти деньги пойдут на развитие системы образования и здравоохранения.
Среди российских миллиардеров первым к глобальной инициативе Гейтса и Баффетта присоединился президент холдинга "Интеррос" и гендиректор ГМК "Норильский никель" Владимир Потанин, обязавшийся пожертвовать на благотворительность не менее половины своего состояния. Потанин, по данным Forbes, занял в 2012 г. седьмое место среди богатейших российских бизнесменов с состоянием в $14,3 миллиарда”.
Ранее на FLB о проблемах Сулеймана Керимова: «Дипломатия без Баумгертнера», «Калийный заговор в глубокой разработке», «Калий под стражей», «Отступление» в Дагестан», «Обрезание «Анжи», «Каморка» Сулеймана Керимова и другие «фазенды» элиты РФ», «Дагестану приготовили потерю», «Задержавшись в 90-х».
|