Представители Общественной палаты обвинили министра образования Дмитрия Ливанова в подлоге документов при присоединении Московского государственного горного ниверситета (МГГУ) к Московскому институту стали и сплавов (МИСиС), сообщают «Известия». Они написали в Госдуму жалобу, в которой указывают, что чиновники Минобрнауки проводили процесс слияния двух крупных учебных заведений на основе несуществующего согласования с ОП.
Общественники утверждают, что не участвовали в работе группы, которая отвечала за присоединение к МИСиСу Московского государственного горного университета. Также Общественная палата не разрабатывала план-график исполнения приказа Минобрнауки о реорганизации вузов.
Вопрос о неправомерном уничтожении базового вуза в системе высшего горного образования России является одним из звеньев преступной политики министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова» — говорится в жалобе ОП. Заодно общественники в целом раскритиковали политику реорганизации вузов, назвав ее преступной.
В Госдуме жалобу общественников приняли во внимание. Единоросс Владимир Бурматов написал письмо на имя генерального прокурора Юрия Чайки с требованием проверить достоверность информации, которую предоставило ведомство Ливанова.
— Факты говорят о том, что согласовательных процедур по слиянию не было и все процедуры по ликвидации были незаконны. Фактически горная отрасль обезглавлена и остается без специалистов. МГГУ присоединили к структуре МИСиСа как подразделение. Объединяют два совершенно разнопрофильных вуза, — утверждает он.
Дела, делишки и подельники
Приказ о реорганизации МГГУ путем присоединения к МИСиСу был подписан еще в мае 2012 года, практически сразу после того, как Дмитрий Ливанов покинул пост ректора МИСиСа, чтобы принять на себя бразды правления нашим образованием.
В это время во главе обоих учебных заведений оказались «ставленники» Ливанова, чье назначение показалось многим решением весьма сомнительного характера.
18 января 2012 письмом №МК-36/15 за подписью заместителя министра образования М.А. Камболова, без должного на то основания, была на неопределенное время отменена процедура выборов ректора МГГУ на альтернативный основе, и коллектив вуза был лишен своего законного права выбора, данного Федеральным законом № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
После того как срок полномочий ректора истек, министерство назначило на эту должность Юрия Дмитрака. Коллектив учебного заведения ожидал продолжения процедуры выборов, но в середине мая вышел приказ о реорганизации МГГУ.
А в мае 2012 года один из крупнейших технических вузов – МИСиС года возглавила другая протеже Дмитрия Ливанова – Алевтина Черникова. Как ни странно – специалист в области молочного животноводства. Вопросы к обоим ректорам со стороны общественности появились практически сразу.
В задачи Алевтины Черниковой, в чьей диссертации этой весной, по сообщению бдительного Владимира Бурматова (также чуть ранее обвиненного в плагиате), обнаружилось около 52,27% заимствований, входила программа развития МИСиС, под которую государство выделило 1,8 млрд рублей.
«Сейчас прокуратура ведет проверку того, как она реализуется, – сообщал изданию «Взгляд» депутат Владимир Бурматов в мае этого года. ¬– Они должны были построить 400 тысяч квадратных метров новых университетских площадей на Коммунарке, а там пока пустырь. Именно под это они получали статус национально-исследовательского университета вне конкурса. Все остальные вузы за это боролись, а МИСиС получил этот статус на особых условиях», - отметил Бурматов.
С Юрием Дмитраком ситуация оказалась еще серьезнее. «Горному не повезло, – сказал Бурматов в интервью BFM – У него была очень интересная собственность в центре Москвы, оцениваемая разными специалистами примерно в 7 млрд долларов. На эту собственность кто-то положил глаз. По моим предположениям в Минобразования или близких структурах».
В частности, как выянилось, и.о. ректора МГГУ решил продать недостроенное строение на Ленинском проспекте, принадлежащее университету, под «офис или банк от собственника» за 2,14 миллиарда рублей.
Причем, по данным агентства недвижимости ООО «Университет Мегаполис», этот корпус университета почти сразу оказался выставлен на публичные торги.
Не замедлил обнаружиться и второй скандал: и.о. ректора решил «безвозмездно» передать земли МГГУ, находящиеся в поселке Эльбрусский, властям Карачаево-Черкесии.
Как сообщил прессе бывший проректор МГГУ Александр Вержанский, в в тех местах у МГГУ было 36 га земли, «куда студенты ездили на практику на учебную шахту и учебный рудник». Продажу этой собственности нынешним руководством университета Вержанский называет не иначе как попыткой «захвата собственности» МГГУ. По его словам, она началась сразу после назначения Юрия Дмитрака.
Отчего-то многие сотрудники МГГУ уверены: обе истории – закономерный и планируемый эффект реструктуризации вуза и его слияния с МИСиС.
Хроника «рейдерского захвата»
Как происходит слияние вузов? Достаточно обозначить привлекательную цель – например, чтобы земли и недвижимость Горного университета (МГГУ) в центре столицы перешли в собственность соседствующего с ним МИСиС, из стен которого вышел перспективный ученый Дмитрий Ливанов.
21 мая, в день своего назначения на пост министра, Ливанов приезжает в МИСиС, для проведения совещания о «реорганизации» ВУЗа, после чего идет в находящийся по соседству МГГУ, чтобы «провести инспекцию».
22 мая в РГ выходит интервью Ливанова, в котором он заявляет о сокращении бюджетных мест в ВУЗах в 2 раза и, что «в настоящее время стране инженеров надо не так уж и много».
23 мая на сайте МГГУ публикуется обращение назначенного Министерством образования и.о. ректора Юрия Дмитрака, суть которого сводится к: «...надо не оспаривать приказы».
24 мая уволен из Горного… «за прогул» Александр Вержанский, главный ученый секретарь МГГУ, крупный учёный в горной области и один из самых уважаемых сотрудников ВУЗа, возглавивший движения против присоединения МГГУ к МИСиСу. (9 августа 2012 года Замоскворецкий районный суд Москвы своим решением восстановил профессора во всех должностях).
В приказе о присоединении МГГУ к МИСиС из семи страниц текста лишь три маленьких пункта посвящены правам преподавателей и студентов, все остальное касается налоговых и имущественных процедур, отмечает председатель отделения проблем управления РАЕН, профессор, доктор юридических наук Александр Лагуткин. В нем нет гарантий ни по сохранению рабочих мест для преподавателей, ни по сохранению специальности для студентов. Между тем многих специальностей, по которым учились студенты МГГУ, в МИСиС просто нет. Появились первые сомнения в том, что Минобрнауки в первую очередь заботят студенты и преподаватели, а бюджетные средства и имущество вузов.
Впрочем, предлоги, как всегда, были вполне благовидны. Минобразования объяснило необходимость реструктуризации тем, что «объективно научные показатели Горного университета гораздо ниже потенциально возможных… Интеграция в более развитую структуру дала бы возможность перспективным коллективам ученых и преподавателей получить дополнительные средства на научную деятельность».
Со своей стороны, представители Горного университета сразу заявили о нежелании проводить слияние, которое, по их мнению, приведет к «фактической ликвидации вуза». 500 преподавателей и 2,5 тысячи студентов вуза подписали коллективное обращение в защиту родного заведения, которое было направлено в Генпрокуратуру РФ и прокуратуру Москвы.
Ряд депутатов Государственной Думы РФ поддержал инициаторов и направил коллективное письмо на имя Президента и Председателя Правительства Российской Федерации с целью сохранения МГГУ и пересмотра политики Министерства образования РФ. В коллективном письме депутатов Госдумы значилось: «Министерством образования и науки Российской Федерации – учредителем МГГУ, в настоящее время ведется процесс насильственного присоединения МГГУ к МИСиС, ничего общего ни по форме, ни по содержанию не имеющего с идеей интеграции вузов России. При этом министр образовании и науки Ливанов Д.В. – бывший ректор МИСиС заинтересован в таком объединении для укрепления позиций МИСиС. Фактически, под видом интеграции производится откровенный захват ведущего горного вуза страны без каких-либо гарантий на дальнейшую его полноценную деятельность»
В апреле этого года единоросс Владимир Бурматов направил запрос на имя генпркурора Юрия Чайки с просьбой проверить законность решения о присоединении одного вуза к другому. Бурматов отметил, что МГГУ был признан Минобразования эффективным учебным заведением, поэтому никаких законных оснований для слияния нет. Он назвал ситуацию с интеграцией МГГУ в состав МИСиСа «неоправданным рейдерским захватом и насильственным присоединением», также уверяя, что Дмитрий Ливанов, занимая пост министра образования, продолжает лоббировать интересы института, который он возглавлял до своего назначения в правительство.
— Никаких предпосылок к присоединению МГГУ к другому вузу нет. Руководству университета не предъявили никаких обоснований для такого решения, кроме положительного заключения и рекомендаций наблюдательного совета МИСиСа, — возмущается единоросс. Он отметил, что эту структуру возглавляют вице-премьер Аркадий Дворкович и сам министр образования Дмитрий Ливанов.
Интересы и перспективы «оптимизации»
Рейтинг «эффективности» вузов нужен Минобрнауки, в основном, для проформы, справедливо замечает журналист издания Kapital-rus.ru Галина Яшина. Слияние вузов, похоже, имеет целью вовсе не повышение качества образования, а консолидацию материальных активов.
У заведующего кафедрой технологий машиностроения и ремонта горных машин МГГУ Александра Вержанского также нет никаких сомнений в том, что слияние произошло из-за интереса чиновников к имуществу горного университета.
– У нас крупный комплекс в центре Москвы, который по площади больше 80 тыс. кв. м, комплекс общежитий площадью более 34 тыс. кв. м. Кроме того, МГГУ имеет в Карачаево-Черкессии территории около 40 га, имущественный комплекс в Московской области. Помимо этого, МГГУ одним из первых заключил инвестиционный контракт с коммерческой структурой, предметом которого являлось строительство учебно-административного здания. После окончания строительства 30% от общей площади достанется МГГУ. Это серьезный объем стоимости, — поясняет он.
В настоящий момент слияние вузов приостановлено, но ликвидация горного университета все еще возможна, сообщает BFM. Прогнозы члена комиссии Общественной палаты по образованию Игоря Ковпака неутешительны: «Минобрнауки просто игнорирует наше обращение или отвечает формально какими-то общими фразами. Сейчас непонятно, как будет дальше. Это некая выжидательная позиция, чтобы люди свыклись с мыслью, что горного университета больше не будет и потом тихонько ликвидировать университет».
И при этом остается главный вопрос – кто будет работать в горных шахтах? «Все рейтинги говорят о том, что горный вуз один из передовых. Его ликвидация понесет за собой необратимые последствия, – продолжает Ковпак. – Кадров не хватает, качественные кадры готовить некому. И если этот вуз ликвидировать, то непонятно, кто будет в шахты спускаться, что это за горняки будут. Бакалавры не могут спускаться в шахты. В шахты могут спускаться горные инженеры и руководить горными работами».
Согласитесь, удивительная ситуация для страны с минерально-сырьевой политикой.
Для справки:
Всего в мире насчитывается 166 горно-добывающих стран. Из них 107 стран добывают от 1 до 10 видов минералов. Стран, в которых добывают свыше 30 видов минералов, всего 10 – США, Китай и Россия, которые занимают соответственно 1, 2 и 3 место. В совокупности они осуществляют около 41% всей мировой добычи минерального сырья. Потребность в горных инженерах в России – огромна.
Однако за последние 20 лет наблюдается резкий спад производства минеральных ресурсов и продуктов их переработки, выбывают добывающие мощности, катастрофически снижаются объёмы геолого-разведочных работ. Все это чревато дальнейшими огромными разрушительными последствиями для нашей экономики, объясняет в своей статье доктор технических наук, профессор, вице-президент РАЕН Е. Козловский.
До 2025 г. произойдёт почти полное исчерпание разведанных запасов нефти, газа и свинца, почти трёх четвертей запасов молибдена, никеля, меди, олова. Запасы алмазов и золота могут оказаться полностью исчерпанными к 2015-му, а серебра и цинка к – 2020 г. А прирост запасов уже не компенсирует добычу почти всех видов полезных ископаемых.
Одна из главных причин тяжёлого состояния отрасли заключается в резком снижении научного уровня обеспечения поиска – потерян уровень кадровой подготовки и снизился уровень кадровой квалификации. Но горных инженеров страна отчего-то готовить больше не хочет.
|