Обязательное чипование автомобильных номеров, предложенное Дмитрием Медведевым и поднявшее волну обсуждения в Интернете, возможно, не столь необходимо для безопасности движения, сколько для самих власть имущих, считает корреспондент издания «Водитель Петербурга» Сергей Веретенников.
Напомним, 9 августа 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил МВД, Минкомсвязи, Минфину и Минпромторгу РФ проработать до ноября этого года вопрос об обязательном оснащении автомобильных номеров микрочипами с технологией радиочастотной идентификации (RFID). Предполагается, что оснащенные микросхемами с уникальным кодом автомобильные номера будут нести информацию об автомобиле и его владельце. По запросу чип будет передавать записанный на нем код считывающему устройству посредством радиосигнала.
Кто больше всех сможет выиграть на данной инновации? Обратимся к новостным сообщениям годичной давности. 30 марта 2012 года петербургская компания «РСТ-Инвент» запустила производство радиочастотных меток (RFID-меток). Далее новостные поводы у компании посыпались, как из рога изобилия. В частности, компания разработала инновационную систему борьбы с контрафактными лекарственными препаратами с использованием технологии радиочастотной идентификации RFID.
В июле этого года был завершен проект RFID-автоматизации библиотеки Государственного университета – Высшей школы экономики. Этот проект достался компании благодаря победе в открытом конкурсе на поставку системы учета работы библиотеки ГУ-ВШЭ. Система охватывает 150 тысяч томов, 10 настольных рабочих мест библиотекаря. Не забыла компания отметиться и по «номерному» информационному поводу, объявив, что на российских автомобилях появятся «умные номера».
На корпоративном сайте указано, что «РСТ-Инвент» является проектной компанией РОСНАНО, и её акционерами выступают ОАО «РОСНАНО», а также группа компаний «Систематика».
На сайте ГК «Систематика» среди реализованных проектов по направлению «госсектор» указаны: «Социально-платежная карта «ЮГРА»; создание автоматизированной информационной системы «Социальный регистр населения Санкт-Петербурга»; интернет-портал ГАС «Выборы»; развитие ИТ-инфраструктуры Министерства финансов РФ во всех субъектах РФ, включающее комплексные поставки защищенного оборудования, которое прошло спецпроверки и специсследования; единая корпоративная сеть передачи данных федерального масштаба Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ).
Но есть и другие новости. Весной прошлого года Военное следственное управление СКР возбудило уголовное дело по факту хищения в декабре 2010 года 6 миллионов рублей из 36 миллионов рублей, выделенных бюджетом на обновление официального сайта Минобороны. Госконтракт на модернизацию программно-технического комплекса официального сайта ведомства на общую сумму 36 миллионов рублей был выигран компанией «Систематика». По версии следствия, стоимость работ была завышена, и Военное следственное управление возбудило уголовное дело по факту мошенничества.
Теперь обратимся к статистике. В России на сегодняшний день зарегистрировано 37 миллионов легковых машин. Допустим, государство все же объявит очередную массовую замену госномеров. Это вполне реально, и некоторые водители проходили данную процедуру уже дважды. Так, в начале 80-х годов взамен номеров с черным фоном пришли номера с белым фоном, а в 90-х с кончиной СССР – российские номера с кодом региона.
Таким образом, если инициатива премьера пройдет, наноиндустрия в отдельно взятом сегменте, также поддерживаемая им, получит колоссальный рынок сбыта. 37 миллионов, помноженные на 8 рублей (сообщалось, что ориентировочная средняя цена меток должна находиться в районе 3,6 - 4,8 рубля за штуку, по две на машину), дают объем рынка в 148 миллионов.
Сколько из них приходится на реальную себестоимость, если предположить, что производство будет налажено в азиатском регионе, точно сказать пока сложно, но вряд ли она будет выше половины от этой суммы. Опять же можно предположить, что оснащение номеров метками проведут за счет автомобилистов и далеко не за 4 рубля. Тут, как говорится, все зависит от аппетитов.
Плюс не стоит забывать, что внедрение меток – это не менее значимый рынок для разработчиков и производителей оборудования для считывания сигналов с таких номеров. Кстати, разработчиком данного оборудования является та же «РСТ-Инвент».
Справка
Радиочастотная идентификация RFID (Radio Frequency Identification) – это современная технология, предоставляющая существенно больше возможностей по сравнению с традиционными системами маркировки.
Основными сферами ее применения считаются складская и транспортная логистика, розничная торговля, маркировка библиотечных и архивных фондов, управление цепочками поставок и др.
Технология основана на радиочастотном взаимодействии между метками, закрепленными на идентифицируемом объекте, и считывающим устройством, которое может быть как мобильным, так и неподвижным. Считывающее устройство, в свою очередь, связано с программным обеспечением, отвечающим за дальнейшую обработку информации, полученной по сигналу метки.
Метка является миниатюрным запоминающим устройством. Она состоит из микрочипа, который хранит информацию, и антенны, с помощью которой метка передает и получает информацию.
Сергей Веретенников, «Водитель Петербурга»
16.08.2013, http://spbvoditel.ru/2013/08/16/012/
|