История с элитной квартирой, которая оказалась записана на юную дочь и.о. мэра Москвы, попыталась прокомментировать пресс-секретарь Собянина Гульнара Пенькова. Она объяснила, что квартиру площадью 308 кв. метров прямо возле Белого дома Сергей Собянин получил от Управления делами президента РФ в январе 2006 года как руководитель администрации президента: "Он приехал в Москву из Тюмени и собственного жилья не имел, и по закону ему было положено его выделить. В 2010 году жилье было приватизировано в соответствии с законом по расценкам БТИ".
Журналист интернет-издания Слон.ru Лола Тагаева проанализировала этот ответ и задалась целым рядом новых вопросов.
Итак, квартира с 2006 года осталась за семьей Собянина, поэтому должна значиться во всех декларациях врио мэра Москвы с 2006 по 2013-й год. Но информация о квартирах семьи Собянина доступна начиная с 2008 года, когда было введено обязательное декларирование государственными служащими информации о своих доходах и имуществе. Согласно декларации за 2008 год, у Собянина есть квартира, находящаяся в социальном найме. Но ее площадь не 308 кв. метров, а 201 кв. метр. В декларации за 2009 год появляется квартира у его дочери – точно такой же площади (201 кв.м), как квартира в социальном найме у самого Собянина. Из этого можно сделать вывод, что скорее именно в 2009 году государственная квартира была приватизирована и переписана на дочь.
Действительно, в выписке ЕГРЮЛ сказано, что квартиру дочь Собянина приобрела в 2009 году. Но в выписке (по состоянию на 6 августа) уже идет речь о тех самых 308 квадратных метрах. И в декларации за 2010 год у Сергея Собянина также появляется квартира в безвозмездном пользовании площадью 308 кв. метров.
Получается, что в 2006 году площадь квартиры составляла 308 квадратных метров, к 2008 году, к моменту, когда стало необходимо публиковать декларации, уменьшилась на 107 квадратных метров, и в 2010-м снова увеличилась на точно такую же площадь.
Журналист предполагает, что в 2006 году государство выдало Собянину квартиру площадью не 308 квадратных метров, а 201 квадратный метр, которая затем была увеличена путем присоединения соседней квартиры. Вопрос в том, сколько это стоит.
Алексей Навальный сообщил, что один квадратный метр в этом доме сейчас стоит 17 тысяч долларов. По словам руководителя Аналитического центра компании Est-a-Tet Дениса Бобкова, сегодня на вторичном рынке жилья Москвы на продажу выставлена только одна квартира в этом доме - по ней Навальный и делает заключение о цене. Но ее стоимость не является показательной для всего дома, все зависит от отделки, этажа, планировочных решений.
"Если говорить о средних ценах на вторичное жилье в этом районе, то они сегодня составляют 6314 долларов за кв.метр (208 тысяч рублей), хотя разброс цен может быть действительно большой. На первичном рынке Пресненского района представлено всего 17 квартир, стоимостью от 290 тысяч рублей до 1 млн рублей за квадратный метр", - говорит Бобков.
По словам Бобкова, в 2010 году цены на квартиры в доме были ниже на 20-25%. Если все же взять как расчетную стоимость квартиры в этом доме ту сумму, которую называет Навальный, и уменьшить ее на 25%, то получается, что дополнительные 107 квадратных метров в 2010 году могли стоить $1 364 250, или 41,6 млн рублей при среднем курсе доллара в 2010 году около 30,5 рубля. Общая сумма дохода мэра Москвы в 2010 году составила 4,76 млн рублей, а его супруга заработала 19,3 млн рублей (всего около 24 миллиона). Квартира Собянина в Тюменской области присутствует как в декларации за 2008 год, так и в декларации за 2013-й, значит, не была продана.
Была ли докуплена "дополнительная" недвижимость за счет накоплений в предыдущие годы, или взята в кредит, неизвестно. Журналистку "Слона" интересует другое - зачем мэрия Москвы дает информацию о том, что квартира в 308 квадратных метров была выделена в 2006 году, если в декларациях за более ранние годы речь идет о другой площади? Во-вторых, зачем записывать свое имущество на несовершеннолетнюю дочь, а не на себя самого?
Руководитель российского отделения Transparency International Елена Панфилова считает, что такое поведение связано с отсутствием у российских чиновников привычки к демократическим выборам и к прозрачности доходов. "Это в большинстве случаев психологическая деформация. Те, кто воруют, вообще никак не показывают. Записывают на какой-нибудь фонд, спрятанный на Виргинских островах. [А здесь] вроде и не уворовал, а все равно что-то ножечкой сделать такое. Купили вы квартиру дочери – ну покажите это, ну зарабатывали вы, запишите. Я не знаю, почему эти люди считают, что прятать и записывать на кого-то – это правильно, а показать, что ты был достаточно успешен и мог купить эту квартиру, нет", – считает она.
Отметим, что у юной Ольги Сергеевны Собяниной теперь весьма именитые соседи. В агентстве недвижимости Penny Lane Realty Русской службе ВВС уточнили, что в различное время владельцами жилья в правительственном доме по адресу Рочдельская улица, 12/1 были спикер Госдумы 5-го созыва Борис Грызлов, экс-глава ФСБ Николай Патрушев, вице-премьеры Сергей Иванов и Дмитрий Козак, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, глава Федеральной службы по обороту за наркотиками Виктор Иванов, глава Сбербанка Герман Греф и экс-премьер Михаил Фрадков.
Впрочем, это далеко не все практические и этические вопросы к и.о. столичного градоначальника. Еще несколько формулирует у себя в блоге один из близких соратников Навального, член оргкомитета "Народного альянса" Федор Крашенинников. Он тоже не понимает, почему приватизированная квартира оказалась переписанной на дочь: "Какой-то мелочный мухлеж, недостойный государственного мужа! А где гарантия, что через некоторое время Собянин снова не объявит себя бездомным и не потребует себе новой служебной квартиры - своего-то жилья у него, выходит, опять нет". Также Крашенинникову непонятно, по каким нормативам семья из четырех человек получила столь просторную квартиру.
Ранее журналист Сергей Пархоменко указал в Facebook, что объяснение мэрии прямо противоречит 4-й статье из закона РФ "О приватизации жилищного фонда": приватизации не подлежат "жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения".
Русская служба ВВС приводит мнение эксперта в области жилищного права, бывшего депутата Госдумы от "Справедливой России" Олега Шеина. По его мнению, приватизация, о которой говорят в мэрии, "выглядит весьма нечистоплотно" - и общество вправе видеть документ, на основании которого она прошла.
"Последняя приватизация служебного жилья в России по линии государства происходила в 2000 году. Начиная с 2001 года такая приватизация не практикуется. Поэтому депутаты последующего четвертого и пятого созывов такого права не имели. Собянин ничем не отличается по своему статусу как сотрудник исполнительной власти федерального уровня от представителя законодательной власти федерального уровня", - рассказал Шеин.
"В 90-е годы были многочисленные скандалы, связанные с тем, что депутатский корпус сплошь и рядом приватизировал служебные квартиры. В 2001 году было принято решение, что служебные квартиры более не приватизируются. Это решение касалось как депутатского корпуса, так и, естественно, чиновников", - говорит Шеин.
По мнению эксперта, Собянин скорее всего участвовал в приватизации в 90-е годы, а человек имеет право участвовать в приватизации один раз.
|