«Некоторые представители Общественной палаты (ОП) пытаются лоббировать поправки в законодательство, которые позволят им получать зарплату за свою работу в общественной организации, - сообщает 23 июля Полит.Ру.
Как рассказал источник в ОП, затея обсуждалась на заседаниях в администрации президента. В администрации президента категорически заявили, что данное предложение является «полной дискредитацией Общественной палаты» как общественников: "Подобное нововведение не поддерживается. Надеемся на то, что не все члены ОП хотят работать за зарплату, и до такого в будущем не дойдет", заявил источник в Кремле».
«Ряд представителей Общественной палаты (ОП) лоббирует принятие поправки в законодательство, которая усилит статус общественной организации, и члены ОП смогут работать не на добровольной основе, а за денежную плату. Об этом во вторник пишут «Известия» со ссылкой на источник в ОП РФ.
— Подобная инициатива обсуждалась на заседаниях в администрации президента. Работа по трудовому договору придала бы новый статус членам ОП. Это были бы уже не общественники, а чиновники, которые за свою деятельность получают зарплату, — говорит собеседник издания.
Член ОП РФ Иосиф Дискин подтвердил газете, что в общественной организации развернулась серьезная дискуссия по данному вопросу. По его словам, ОП всегда гордилась работой на общественных началах, но изменения необходимы, так как при новом порядке формирования палаты, в ее состав войдут и не очень богатые люди.
— В этом году был принят новый закон о формировании Общественной палаты. Согласно новому принципу в нее войдут многие представители регионов — учителя и врачи. По закону палата компенсирует только дорожные расходы. А если врач, вошедший в ОП, работает на две ставки, уехал на заседание палаты, его подменяют, а что он в итоге в конце месяца домой принесет? Эту проблему надо решать. В самой палате развернулась дискуссия по этому вопросу и механизм решения еще предстоит выработать, — сообщил Дискин.
Однако в администрации президента изданию заявили, что данное предложение является «полной дискредитацией Общественной палаты».
— Весь смысл работы ОП в том, что они являются общественниками, главами НКО и других социально ориентированных организаций. Подобное нововведение не поддерживается. Надеемся на то, что не все члены ОП хотят работать за зарплату, и до такого в будущем не дойдет, — отметил чиновник в Кремле.
Часть членов ОП тоже выступает против начисления им зарплаты.
— Теряется сама суть работы. Мы же действуем общественных началах, — заявил изданию заместитель секретаря Общественной палаты Владислав Гриб. — Наша работа отличается от работы депутатов или членов Совета Федерации, у нас не может быть политических партий, государство не платит нам зарплату из бюджета, и тем самым обеспечивается наша независимость.
При этом Гриб предполагает, что некоторые члены ОП могут просить себе жалование, мотивируя это тем, что много времени теряют, работая в Палате.
С замсекретаря ОП согласен и другой член ОП, проректор РЭУ имени Плеханова Сергей Марков. Он отмечает, что если общественникам начнут платить зарплату, это может подорвать авторитет самой палаты, это негативно скажется на независимости этого органа.
— Лучше, чтобы увеличили грантовую поддержку всего некоммерческого сектора, представители которого и являются членами ОП, — считает он.
Известный адвокат и член Общественной палаты Анатолий Кучерена отметил, что общественный деятель должен заниматься этой работой «по зову сердца».
— Это волонтерская работа. Как только появится зарплата, нужно будет превращаться в госслужащих, а это неправильно, — говорит он.
Ведущий эксперт Института региональной политики Ростислав Туровский подчеркивает, что новый шаг членов ОП негативно скажется на репутации общественников, так как, получая зарплату, они теряют не только свое изначальное призвание, но и независимость, так как государство будет платить им деньги.
— Принципиально ничего не изменится, так как ОП всегда была государственным органом и формировалась под жестким контролем государства. Но после этого шага, возможно, другие общественные объединения, такие как общественные советы при министерствах, попросят зарплату и себе. И министерства на это пойдут, так как это определенная форма подкупа, — рассуждает политолог.
В июле 2013 года Госдума утвердила новый порядок формирования Общественной палаты. Согласно закону, увеличивается количество членов ОП — до 166 человек (в настоящее время их 126). 40 из них будет назначать президент, 83 — должны избираться общественными палатами регионов, а 43 члена — по итогам интернет-голосования. В общественную палату не могут войти лица, имеющие двойное гражданство. Таким образом каждый регион будет иметь как минимум по одному своему представителю, тогда как раньше некоторые области никак не были представлены в ОП».
10 июля 2012 года в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Кипрская виза для «оборзевшего» аппарата» рассказывалось: «в Общественной палате назревает скандал: как утверждают источники, ряд членов ОП недовольны тем, как аппарат структуры расходует средства. Последней каплей стало письмо от аппарата палаты в консульский отдел посольства Республики Кипр в РФ.
В этом документе представители организации просят открыть визу в республику для руководителя аппарата ОП Алины Радченко. Согласно письму, она собирается регулярно посещать Кипр с деловыми визитами в период с 2012 по 2014 год.
У самих членов Общественной палаты вызвало возмущение, что, согласно письму, все затраты госпожи Радченко, включая жилищное и медицинское обеспечение, а также транспортные расходы, берет на себя бюджет Общественной палаты. При этом самим членам организации непонятно, чем обосновываются данные траты и с какими делами ОП связаны запланированные визиты руководителя ее аппарата на Кипр.
— Радченко собирается туда ездить по делам Общественной палаты, но я, к сожалению, не знаю, какие у ОП дела на Кипре. Плюс организация покрывает все ее расходы на время пребывания в этой стране. На основании чего это будет происходить — непонятно, — возмущается собеседник издания, близкий к правительству РФ, и знакомый с ситуацией.
При этом члены палаты уже не в первый раз ставят вопрос о том, что порядок финансовых трат Общественной палаты никак не контролируется ее членами. Даже несмотря на то, что по закону аппарат ОП обязан ежегодно представлять подробный отчет о расходах. Очередное свидетельство практики отсутствия отчетности — такие письма, подчеркивает собеседник.
— Особенно, конечно, возмущает, что эта поездка оформляется в открытую, то есть аппарат совершенно ничего не боится. Конечно, они же манкируют своей обязанностью предоставлять ежегодный финансовый отчет, я за три года своей работы в организации ни разу такого отчета не видела, — объясняет он.
Однако сами члены ОП публично предпочитают держать нейтралитет в оценке бюджетных трат аппарата палаты.
— И члены Общественной палаты, и сотрудники ее аппарата достаточно часто ездят в служебные командировки. На Кипре, кстати, регулярно проводятся конференции и встречи представителей различных организаций, которые могут быть интересны членам ОП РФ, но я не знаю, куда конкретно собирается Радченко, — рассказал «Известиям» член Общественной палаты, директор некоммерческого Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев.
При этом он подчеркнул, что система отчетности после подобных командировок в организации достаточно жесткая.
— Представители аппарата Общественной палаты в своих командировках не должны отчитываться перед ее членами, но, конечно, отчитываются перед государством, цель каждой поездки очень подробно прописывается, каждая поездка задокументирована, — пояснил изданию Григорьев.
Член Общественной палаты, председатель правления ВЦИОМа Леонид Давыдов отметил, что, в свете последних историй, когда аппарат ОПРФ неоднократно компрометировал себя, эта история с визой для Радченко требует более подробного расследования.
— Мне трудно, конечно, с ходу эту ситуацию прокомментировать, но с этим надо разобраться, установить подлинность документа. Если окажется, что эта ситуация действительно имела место быть, то Алина Федоровна должна пояснить ее, объясниться, — считает Давыдов.
Согласно письму в посольство, на Кипр Алина Радченко едет по приглашению гендиректора кипрской компании Eraclis Fiduciary Ltd Савваса Темистоклеоса. Вышеупомянутая компания занимается вполне легальной для Кипра деятельностью: финансовыми, налоговыми и юридическими консультациями для клиентов, желающих воспользоваться тем фактом, что Кипр является офшорной зоной.
Сама Алина Радченко заявила «Известиям», что не собирается посещать Кипр с деловыми визитами и визу не запрашивала.
— У меня нет никаких планов относительно деловых поездок в эту страну. Кроме того, у меня имеется кипрская виза, но она просто туристическая, то есть для отдыха. Потребности во второй такой визе у меня нет, так что я в консульстве ее не запрашивала, — пояснила изданию глава аппарата Общественной палаты. Сама Радченко этого действительно не делала, представители аппарата это сделали за нее.
Напомним, только за этот год вокруг Общественной палаты прогремело несколько скандалов. В частности, возмущение общественности и самих членов организации вызвали попытки ОП РФ приобрести или даже выделить за счет города особняк для аппарата омбудсмена Павла Астахова.
Позже разгорелся другой скандал, связанный в реставрацией здания палаты на Миусской площади. В середине мая жители соседних домов попросили прекратить работы, на которые было выделено около 730 млн рублей, из опасения, что в их ходе могут быть повреждены и жилые дома, расположенные по соседству».
Ранее на эту тему на FLB: «Общественники вспомнили про деньги», «Общественный аппетит».
|