“Министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй впервые объяснила официально, почему правительство отвергло инициативу коронера провести публичное расследование смерти Александра Литвиненко: страх оттолкнуть Россию был одним из факторов. Ранее министр иностранных дел Хейг попросил не рассматривать в ходе дознания некоторые материалы, огласка которых якобы повредит интересам Великобритании, - сообщает 22 июля InoPressa, ознакомившаяся с публикациями британских СМИ.
"Игра по правилам Москвы" - так озаглавлена редакционная статья в The Sunday Times. Газета заявляет, что Литвиненко скончался в бытность "консультантом британских спецслужб". "Он был не наш, но стал одним из наших, и его убийство, судя по всем характерным признакам, было совершено убийцей, обученным зловещему искусству шпионажа времен холодной войны", - пишет издание.
Реакцию Великобритании на убийство Литвиненко газета называет "малодушной с самого начала", поскольку не было "массовой высылки российских дипломатов и шпионов".
Теперь стало известно, что публичного расследования смерти Литвиненко не будет. Одна из причин такого решения, по словам министра Мэй, - отношения с Россией. "Другими словами, правительство не желает раздражать Москву", - пишет газета.
Издание считает, что в отношениях с российским правительством Великобритания проявляет "постыдное слабоволие". "И никаких преимуществ не приобретает, как продемонстрировал Путин в своем презрительном ответе Кэмерону о Сирии. Русские понимают только одно - язык силы", - говорится в статье.
"Мэй сказала, что отношения с Москвой - один из факторов в решении по делу Литвиненко" - таков заголовок в The Financial Times. Глава МВД Великобритании признала, что "международные отношения" были одним из факторов, повлиявших на отказ от публичного расследования смерти Литвиненко, пишут журналисты Джейн Крофт и Нил Бакли. Коронер настаивал на расследовании "на том основании, что дознание не сможет рассмотреть секретные материалы разведки, где содержатся так называемые "доказательства, достаточные при отсутствии опровержения", указывающие на роль российских властей в смерти Литвиненко" (формулировки газеты).
Газета уточняет: объясняя свое решение, Мэй написала в неком письме, что отношения с Россией были одной из причин, но не "решающим фактором".
Еще одна выдержка из письма: дознание, проводимое независимым коронером, "легче объяснить некоторым из наших иностранных партнеров". По мнению Мэй, вполне возможно провести дознание, которое "вообще без рассмотрения конфиденциальных материалов" ответит на "предписанные законом вопросы" - как, где и когда умер Литвиненко.
Мэй добавила, что в результате расследования вдова и сын Литвиненко узнали бы "не больше, чем в результате дознания", а также указала, что расследование обошлось бы дороже, а британская казна сейчас истощена.
Со своей стороны, друзья Литвиненко заявили, что его вдова потребует судебного пересмотра решения правительства, а при необходимости обратится в Европейский суд по правам человека.
За что убили Литвиненко? "Существует несколько конкурирующих теорий. В том числе, его сторонники полагают, что возможна связь с его содействием расследованию действий русской мафии в Испании. По их словам, это расследование было начато MI-6. Эти люди предполагают, что британским властям не хочется разглашать детали этого содействия", - говорится в статье. Гипотезу, что Литвиненко был убит мафией за участие в испанском расследовании, высказывал также обвиненный британской полицией в убийстве Литвиненко российский депутат Андрей Луговой.
Газета напоминает еще две теории: "Возможно, Литвиненко был убит за досье на некого высокопоставленного россиянина, которое составил по заказу некого корпоративного клиента", и "это была атака из мести, нанесенная российскими государственными группами после того, как Литвиненко критически высказался о Путине и получил политическое убежище в Великобритании".
The Guardian выносит в заголовок свою интерпретацию слов британского министра: "Мэй признала, что запрос о расследовании дела Литвиненко был отвергнут из страха оттолкнуть Россию". Правда, в тексте статьи журналистка Эстер Эддли пишет, что "страх оттолкнуть Россию был одним из факторов".
Газета цитирует письмо Мэй: министр заявила, что зарубежным партнерам Британии легче объяснить дознание независимого коронера, чем "расследование, проводимое правительством, под руководством председателя, назначенного правительством, - лица, которое уполномочено секретно знакомиться с правительственными материалами, потенциально важными для интересов" зарубежных партнеров.
Газета поясняет: по правилам коронерского дознания, вся рассматриваемая информация должна быть сообщена всем "заинтересованным сторонам" (по делу Литвиненко это, в том числе, Следственный комитет РФ). При расследовании, наоборот, огласка доказательств не обязательна.
"Мэй написала, что международные отношения не были решающим фактором, повлиявшим на ее решение, а также сослалась на стоимость расследования", - говорится в статье.
"Вдобавок рассмотрение вопроса об ответственности российского государства "предполагает более широкое расследование, чем то, которое Вы обязаны по необходимости проводить в качестве коронера"", - пересказывает и цитирует автор письмо Мэй.
Со своей стороны, адвокат Марины Литвиненко Бен Эммерсон заявил, что решение правительства - проявление "крайнего презрения" к положению вдовы и сына Литвиненко, говорится в статье».
11 июня в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Российский след» проверят за закрытыми дверями» говорилось: «в Великобритании возобновляются дознавательные судебные слушания в рамках дела о гибели Александра Литвиненко в Лондоне в 2006 году. Заседание пройдет по инициативе коронера сэра Роберта Оуэна.
Руководитель международного Фонда гражданских свобод и сподвижник беглого олиграха Бориса Березовского Александр Гольдфарб рассказал интернет-изданию, что в начале этого года в полиции Роберту Оуэну показали все секретные документы, касающиеся дела Литвиненко. Среди них оказались три группы документов. В первой — материалы уголовного дело, заведенного в британской полиции, где собраны улики и доказательства, касающиеся россиян Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна. Британская прокуратура считает Лугового главным подозреваемым в отравлении Литвиненко, а Ковтуна — вероятным соучастником. На основании этого дела британская прокуратура решила, что их необходимо арестовать и доставить в суд.
Вторая группа документов находится в руках британских спецслужб.
«Как нам сказал в суде сэр Роберт Оуэн, в них есть доказательства причастности российского государства к этому преступлению», — заявил Гольдфарб.
Так это или нет, неизвестно – документы не обнародованы и, возхможно, и не будут обнародованы.
Третья группа документов находится в руках министерства обороны и Управления по атомной энергии и касается происхождения полония. Именно этим веществом, как показала экспертиза, был отравлен Литвиненко.
Данные о причастности Лугового или Ковтуна еще не оглашены, но на них нет грифа секретности, так что, когда дело дойдет до суда, их будут обсуждать. А вот предметом споров стали как раз документы спецслужб и минобороны.
«После того как сэр Роберт Оуэн сказал, что видел доказательства причастности России в закрытых документах, правительство заявило ходатайство о необходимости все эти документы засекретить, — рассказал Гольдфарб. — В закрытом заседании он рассмотрел это ходатайство, и ему пришлось, как он сам отметил, с сожалением принять его, потому что правительство его убедило, что рассекречивание этих документов принесет ущерб внешней политике и безопасности».
В середине мая коронер Оэун заявил, что не может рассматривать вопрос о причастности российского государства, потому что большая часть доказательств по этому делу засекречена. Однако он нашел выход из положения: в такой ситуации теоретически можно создать специальную комиссию, которая называется public inquiry. Комиссию назначает министерство юстиции, члены комиссии рассматривают такие документы в закрытом режиме и принимают решение, причастно российское государство к смерти Александра Литвиненко или нет.
Сэр Роберт Оуэн уже подал формальное прошение в минюст о созыве специальной комиссии, и во вторник состоятся прения по поводу сложившейся ситуации. По словам Александра Гольдфарба, в суде выступят адвокаты вдовы погибшего Марины Литвиненко, представители правительства, прессы (они будут отстаивать право ряда британских СМИ на полное раскрытие всех документов) и представители Следственного комитета России. После прений министр юстиции должен будет принять решение. Кроме того, суд рассмотрит вопрос анонимности свидетелей: некоторые из них не желают, чтобы их показания и личности рассекречивались.
«Если правительство откажет в назначении комиссии, значит, вопрос о причастности российского государства вообще не будет рассмотрен в суде», — заявил экс-сотрудник Березовского.
Сам сэр Роберт Оуэн рассказал британским СМИ, что, если не учитывать в расследовании все документы, процесс дознания будет «неполным, несправедливым и может завести дознавателей в тупик».
Дознание должно определить причины и обстоятельства смерти бывшего офицера КГБ и ФСБ. Процесс был формально запущен вскоре после смерти Александра Литвиненко в 2006 году, но возобновился только осенью 2012 года.
Литвиненко, который в 1998 году публично обвинил российские власти в попытке устранить предпринимателя Бориса Березовского, бежал с семьей в Великобританию в 2000 году. В Лондоне он получил политическое убежище, а в 2006 году ему было предоставлено британское подданство. 24 ноября того же года он скончался в лондонской клинике от отравления радиоактивным полонием-210. В ходе расследования прокуроры объявили подозреваемым бывшего агента российских спецслужб, экс-главу службы безопасности телекомпании ОРТ, а ныне депутата Госдумы РФ Андрея Лугового (Россия отказалась экстрадировать его в Лондон). Однако тот отрицает выдвинутые в свой адрес обвинения, называя их политически мотивированными.
Дело об убийстве Александра Литвиненко стало поводом для многочисленных спекуляций о реальных причинах экс-офицера ФСБ,.
Кандидатами на заказчиков отравления называли российскую и британскую разведку, русскую мафию и покойного Бориса Березовского.
В мае 2007 года Андрей Луговой заявил, что Березовский вместе с Литвиненко были завербованы британской разведкой MI6. По мнению Лугового, последнего могли отравить либо спецслужбы Великобритании, когда тот стал уходить из-под их контроля, либо «русская мафия», которая пыталась отомстить за разоблачение некоего московского вора в законе в Испании, или же Борис Березовский, которого Литвиненко мог шантажировать.
Отец Александра Литвиненко Вальтер вскоре после смерти сына утверждал, что это дело рук ФСБ, однако в 2012 году, услышав, что к гибели может быть причастна британская разведка, поменял мнение и даже попросил прощения у России за подозрения. По мнению Вальтера Литвиненко, убийство его сына организовали Березовский и Гольдфарб.
В 2006 году Генпрокуратура России отказалась экстрадировать Лугового, и дело Литвиненко перешло во внешнеполитическую плоскость. Британские СМИ резко осудили позицию России в этом вопросе и сыпали нелицеприятными характеристиками в адрес российских властей. В частности, таблоид The Sun процитировал анонимного чиновника в британском правительстве, который был убежден, что из-за гибели Литвиненко сотни жителей Лондона оказались в опасности отравиться полонием. Тогдашний премьер-министр Великобритании Гордон Браун и посол Соединенного Королевства в России Энтони Брентон также критиковали позицию российских властей. Политологи отмечают, что дело Литвиненко стало причиной серьезного ухудшения российско-британских отношений, которые не вышли на уровень начала 2000-х до сих пор», - полагал Дарья Загвоздина, автор публикации в Газете.Ру.
Ранее на эту тему на FLB: «Смерть Литвиненко не терпит секретности», «Коронерский суд утерял «российский след», «Луговой нашел жену, не слыхавшую о Литвиненко», «Отвори потихоньку калитку», «Отказ не по-английски», «Правда об Александре Литвиненко исчезнет в суде», «Секретные промыслы Александра Литвиненко», «Обвиняемым покажут «купюры» дела Литвиненко», «Дело Литвиненко заслушает коронер Высокого суда Лондона», «Это Березовский и Гольдфарб!», «Не убивал», «Вскрылись новые подробности дела Литвиненко», “Литвиненко сгубила близость с английским резидентом”.
|