Разработанный дальневосточными научными институтами и рыбацкими ассоциациями проект создания современного рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае вызвал одобрительную реакцию в правительстве РФ. Однако проект может остаться только на бумаге, потому что по вине бывших чиновников Росрыболовства в федеральном бюджете финансирование этого проекта не предусмотрено.
Как выяснило ИА «Дейта», в правительстве РФ рассмотрели проект создания современного рыбохозяйственного кластера на юге Приморского края, стоимость которого оценивается в 25 млрд. рублей.
Напомним, что 24 апреля вице-губернатор Приморского края Сергей Сидоренко и заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов утвердили протокол о создании рабочей группы по разработке проекта. В число разработчиков вошли специалисты ФГУП «ТИНРО-центр» и ОАО «ДНИИМФ», а также эксперты Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья и Ассоциации добытчиков минтая.
Как рассказал начальник отдела развития транспорта ОАО «ДНИИМФ» Михаил Холоша, «комплекс сможет объединить портовые, перерабатывающие и торговые функции. Он станет основой рыбного кластера Приморья, а впоследствии — и всего Дальнего Востока. Комплекс должен быть построен на юге Приморья к 2016 году». В настоящее время ОАО «ДНИИМФ» – это комплексный институт, выполняющий широкий спектр разработок и осуществляющий свою деятельность в трех главных направлениях: проектно-изыскательские, научно-исследовательские и конструкторско-технологические работы.
Как стало известно ИА "Дейта", в мае концепт создания рыбохозяйственного комплекса в Приморье был направлен в министерство сельского хозяйства. В начале июля на совещании в Минсельхозе было принято решение включить проект создания рыбохозяйственного комплекса в Приморье в федеральную целевую программу (ФЦП) «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2015 – 2020 годах».
Однако до настоящего времени ФЦП не утверждена, и её финансирование не предусмотрено в федеральном бюджете. По оценке Счетной палаты, причина сбоя заключается в провальных результатах предыдущей федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2009 – 2012 годах». Предусмотренные на эту программу средства федерального бюджета не были использованы в полном объёме, а запланированные в ФЦП объекты и сооружения – не были построены.
Еще в октябре 2012 года председатель Счётной палаты Сергей Степашин направил премьер-министру Дмитрию Медведеву представление о многочисленных нарушениях, допущенных Федеральным агентством по рыболовству при осуществлении федеральной целевой программы.
Как следует из доклада аудиторов, «изначально предполагался объем 29 млрд. рублей. За три года объем Росрыболовство сократило в пять раз – до 5,4 млрд. рублей, так как не была подготовлена проектно-сметная документация. В этой программе десять государственных контрактов на проектирование и строительство судов научно-исследовательского флота. Выполнен за четыре года лишь один контракт: построено одно малотоннажное судно за 65 млн. рублей, которое должно было строиться у нас на «Дальзаводе», а было построено в Китае, и то с определенной криминальной окраской. На реконструкцию причалов восьми рыбных морских портов было выделено 500 млн. рублей, однако не выполнена даже проектно-сметная документация. За четыре года из 74 программных объектов сдано лишь 12. Только в 2012 году необходимо было сдать в эксплуатацию четыре завода по воспроизводству рыбных ресурсов, ни один не сдан».
Минфин и Минэкономразвития направили заключения о нецелесообразности новой «рыбной» ФЦП в связи с неспособностью Росрыболовства эффективно использовать инвестиционные средства.
По мнению экспертов проекта "Дальневосточные рейтинги", причина провала «рыбной» ФЦП в том, что развитие отраслевого управления в сфере рыбохозяйственного комплекса не соответствует современным условиям рынка и не создает условий для эффективного использования выделяемых средств. Правда, по мнению экспертов и игроков рынка, непосредственную ответственность за провал «рыбной» ФЦП несёт её куратор в Росрыболовстве.
Напомним, что с осени 2010 года по март 2013 года контроль за реализацией ФЦП осуществлял заместитель руководителя Росрыболовства Александр Фомин. До этого он работал в аппарате правительства РФ и предполагалось, что предшествующий опыт поможет ему справиться с этой работой. Однако чиновник не оправдал ожиданий руководителя Росрыболовства Андрея Крайнего: за период работы Александра Фомина в Росрыболовстве финансовый план «рыбной» ФЦП был выполнен всего на 40%, а многие запланированные объекты не дошли даже до стадии проектной документации.
Можно предположить, - отмечает агентство, - что опытный чиновник хорошо понимал возможные карьерные последствия провала федеральной целевой программы. Именно поэтому, как считают некоторые сотрудники Росрыболовства, в марте 2013 года Александр Фомин неожиданно сменил место работы и возглавил одну из рыбацких ассоциаций – Всероссийскую ассоциацию рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ). Как сообщают отраслевые издания, условия работы на новом месте для него созданы очень комфортные.
Безусловно, создание рыбохозяйственного кластера в Приморье потребует федерального финансирования, но до тех пор, пока не будет утверждена новая федеральная целевая программа, денег не выделят. Провал предыдущей ФЦП может привести к тому, что в правительстве РФ вообще откажутся от этого проекта, указав на дефицит федерального бюджета и неспособность Росрыболовства управлять инвестициями» - сообщает ИА «Дейта»
FLB: В марте 2013 года, в ходе правительственного часа в Государственной Думе России рыбохозяйственный комплекс страны назван самым проблемным направлением аграрного и природоресурсного блока.
Так, 15 марта в Государственной Думе в рамках правительственного часа перед депутатами выступил министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров. На ряду с положительными тенденциями развития отрасли, по словам Николая Федорова, реализация профильной федеральной целевой программы не позволила в должной мере раскрыть потенциал рыбохозяйственного комплекса.
Выступавший в качестве содокладчика аудитор Счетной палаты Михаил Одинцов назвал рыбохозяйственный комплекс самым проблемным направлением аграрного и природоресурсного блока, в котором отмечается значительное число финансовых нарушений. По словам представителя СП, при исполнении бюджета 2011 г. количество нарушений возросло почти в три раза и достигло практически миллиарда рублей. Каждая проверка Счетной палаты заканчивается обращением в правоохранительные органы.
Озабоченность контрольного ведомства вызывает недостаточная бюджетная поддержка рыбаков и недоосвоение ими бюджетных ассигнований. В частности, в 2012 г. были предусмотрены лишь две целевые субсидии в объеме 95 млн. рублей, но и эти средства не дошли до предприятий. Росрыболовство использовало всего 22 млн. рублей. Для сравнения аудитор озвучил объемы субсидирования сельхозпроизводителей: 19 видов целевых субсидий на общую сумму свыше 110 млрд. рублей.
В целом Счетная палата дала отрасли весьма жесткую оценку, а реализация ФЦП в 2009–2012 гг. и вовсе объявлена провальной.
«Изначально предполагался объем 29 млрд. рублей. За три года объем Росрыболовство сократило в пять раз – до 5,4 млрд. рублей, так как не была подготовлена проектно-сметная документация. В этой программе десять госконтрактов на проектирование и строительство судов научно-исследовательского флота. Выполнен за четыре года лишь один контракт: построено одно малотоннажное судно за 65 млн. рублей, которое должно было строиться у нас на «Дальзаводе», а было построено в Китае, и то с определенной криминальной окраской. На реконструкцию причалов восьми рыбных морских портов было выделено 500 млн. рублей, однако не выполнена даже проектно-сметная документация. За четыре года из 74 программных объектов сдано лишь 12. Только в 2012 г. необходимо было сдать в эксплуатацию четыре завода по воспроизводству рыбных ресурсов, ни один не сдан. 300 млн. рублей не использованы и возвращены в бюджет», – следует из доклада Михаила Одинцова.
Не понравились Счетной палате и своеобразные трактовки Росрыболовством неприятных вопросов. «Мы каждый раз сталкиваемся с некоторыми бюджетными новеллами в этом ведомстве. 300 млн. рублей, которые они не освоили, они сдают и пишут как экономию бюджетных средств. Еще одна новелла, с которой мы столкнулись впервые, – это создание особой отчетности, которая не соответствует данным официальной статистики. Так, по данным Росстата производство товарной пищевой продукции в 2011 г. составило 3,5 млн. тонн, по данным Росрыболовства – 4,9 млн. тонн. Потребление рыбы на душу населения по данным Росстата – 16,6 кг, по отчету Росрыболовства – 22 кг. Это подается как официальная статистика, и разница объясняется неправильностью подсчетов Росстата», – отметил докладчик.
Кроме того, Михаил Одинцов обратил внимание, что новая госпрограмма на 2013–2020 гг. не была сформирована вовремя, в установленный срок: «Министерство включилось уже на последних стадиях, и на завершающем этапе в авральном порядке ее корректировало и дорабатывало. Понятно, что в таком режиме трудно обеспечить сбалансированность всех мероприятий ресурсами». Он выразил надежду, что «министерство сможет взять под контроль ситуацию в отрасли, что позволит рационально использовать государственные ресурсы в секторе рыбного хозяйства».
«Главный вопрос: почему предприятия рыбохозяйственного комплекса не освоили практически 80% бюджетных средств. На мой взгляд, причина в том, что развитие отраслевого управления в сфере рыбохозяйственного комплекса не соответствует современным условиям рынка и не создает условий для эффективного использования выделяемых средств», – прокомментировал итоги парламентского часа РИА Fishnews.ru член Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Георгий Карлов.
По его словам, в отрасли отсутствует ясный и понятный механизм софинансирования для бизнеса. В итоге предприятия не понимают «правил игры» и не видят долгосрочной перспективы реализации проектов. Примеров тому множество, наиболее яркие из них – это отсутствие реальных возможностей строительства флота для освоения запасов Мирового океана, неурегулированность ситуации в прибрежном рыболовстве, отсутствие закрепления права собственности на промвозврат в проекте закона «Об аквакультуре».
«Что касается расхождений в данных статистики, то в части потребления рыбопродукции на душу населения никто даже не разделяет потребление рыбы на национальную и импортную, и порой отчитываются не своими успехами, а достижениями зарубежных стран. При этом фактическое потребление национального продукта падает. На стол россиян, особенно в центральной части России, попадает продукция в основном импортного происхождения», – подчеркнул депутат.
|