Евгений Семченко: «Появление вариантов ЕГЭ в сети – естественная ситуация»
Рособрнадзор объявил предварительные итоги ЕГЭ, - пишет «Газета.Ru». По его данным, статистические нарушения, которые в этом году произошли из-за утечек заданий по ЕГЭ, никак не повлияли на результаты экзамена в целом. Виновными в нарушениях на госэкзаменах в этом году были названы ученики, учителя и руководители местных органов образования, но не сотрудники самого Рособрнадзора.
Пока можно говорить только о предварительных результатах единого госэкзамена, однако они вряд ли существенно изменятся после объявления результатов резервных дней основной волны ЕГЭ и обработки результатов апелляций. «За эту экзаменационную кампанию не было ничего такого, что могло бы поставить под сомнение достоверность результатов ЕГЭ в целом по стране. ЕГЭ становится с каждый годом все более и более прозрачной процедурой», — сообщил в пятницу на пресс-конференции начальник управления оценки качества образования Евгений Семченко.
Всего в экзамене, по его словам, участвовали 754 776 выпускников, которые сдали 2 888 104 экзамена. Экзамен проходил в России в 6575 пунктах проведения. Организаторами ЕГЭ стали более 300 тыс. человек по всей стране. За процедурой сдачи следили 35 489 наблюдателей. «Сложно назвать еще одну процедуру в жизни граждан, в которой участвовало бы такое большое количество общественных наблюдателей, кроме выборов», — сказал Семченко. В нынешнем году учителя тоже сравнивали ЕГЭ с процедурой выборов, однако они критерием схожести называли нечестность при проведении обеих процедур.
Самыми популярными предметами у школьников уже который год являются обществознание, физика, химия, история, востребованность которых объясняется тем, что они чаще всего необходимы для поступления в вузы. В 2013 году 320 тыс. выпускников сдавали по четыре экзамена, 300 тыс. — по три экзамена, 85 тыс. — по два экзамена (школьники, которые не планируют поступать в вузы).
По предварительным данным, 16 635 выпускников (2,24% от всех сдающих) не смогут получить аттестаты, поскольку не сдали экзамен по обязательным предметам — русскому языку и математике.
Школьники подали 82 тыс. апелляций, большинство из которых касаются результатов экзамена, а не процедуры проведения ЕГЭ. 20% апелляций были удовлетворены.
«Субъекты РФ справились с процедурой сдачи экзамена, он прошел в правильном, беспроблемном режиме в отличие от прошлых лет, — заявил директор Федерального центра тестирования Сергей Тимофеев. — В этом году пришлось перенести экзамен только в одном пункте: в школе отключили свет, а электрики не успели попасть в пункт проведения экзамена, потому что туда можно было добраться только на лодке». Не помешали сдаче экзамена ни ураган, прошедший накануне ЕГЭ в Липецкой области, ни взрывы боеприпасов на полигоне под Самарой, с гордостью отметили эксперты. Однако ни в одном пункте сдача ЕГЭ не была отменена из-за того, что у школьников на руках экзаменационные задания оказались заранее.
Евгений Семченко считает правомерным сравнивать появление заданий по ЕГЭ в сети заранее со сдачей сессии в вузах: «Все знают, что ни от одного преподавателя студенты не отстанут, пока за месяц до экзамена или зачета не получат всего перечня вопросов. Это абсолютно естественная ситуация».
Напомним, что первоначально ведомство вообще не хотело признавать утечки заданий ЕГЭ, говоря, что эта проблема «инициируется и искусственно поддерживается теми, кто ежегодно в период проведения государственных экзаменов наживается на теме ЕГЭ, использует этот безотказный прием в качестве рекламного хода для «раскрутки» своих ресурсов и извлечения прибыли».
В этом году были проведены региональные перепроверки работ, результаты которых вызывают сомнения. В основном это касалось высокобалльных работ. Особо Рособрнадзор иронично отметил Дагестан: «прекрасной» была названа организации сдачи и перепроверок ЕГЭ в этом регионе.
Кто станет щепками после рубки ЕГЭ-2013?
В ходе выборочной перепроверки работ за идентичные ответы в части С были аннулированы 442 работы по обществознанию, 140 работ по химии, 458 работ по биологии. Сколько работ были аннулированы по обязательным предметам, Семченко не сказал.
В результате нарушений в Дагестане собираются уволить 31 человека, в частности, 10 начальников управления образования, 9 специалистов органов управления образованием регионального и муниципального уровней, 12 директоров школ.
Об увольнении региональных чиновников, которые не смогли честно провести процедуру сдачи ЕГЭ, говорил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
Вероятно, отставки ждут еще и чиновников из Брянской области. В одном Брянске 74 выпускника стали стобалльниками по ЕГЭ. В Брянской области, кстати, каждый седьмой выпускник стал медалистом. Об удивительном росте качества образования в четверг перед вице-премьером Ольгой Голодец, по словам Евгения Семченко, отчитывался вице-губернатор области Александр Касацкий.
«Он объяснял успехи по биологии и химии большим интересом детей к этим предметам. Если регион не может внятно объяснить, чем вызваны высокие результаты, то к ним у федерального центра еще больше вопросов», — говорит Семченко. Сейчас проходят перепроверки результатов ЕГЭ по 10 предметам в Брянской области. Кроме того, регионами — лидерами по перепроверкам стали Калмыкия, где будут проверены результаты по восьми предметам, а также Ставропольский край, где перепроверят высокобалльные работы по семи предметам.
Всего же перепроверку федеральными экспертами пройдут 4 тыс. подозрительных работ из разных регионов. На сегодняшний день уже проверено 1824 работы, из них 823 работы имели какие-либо замечания. В 11,07% случаев текст решения совпал с другой работой, в 6,86% работ оказалась завышена оценка на четыре и более баллов, в 1,32% работ было дословное совпадение фрагментов решения с текстом критерия оценивания, которые полагаются экспертам при проверке работ.
Несуществующее задание было оценено в 0,6% работ, наличие записей решения другим почерком обнаружено в 0,6% работ и выполнение одного или нескольких заданий другого варианта — в 0,44% работ.
«Если организаторы в регионах жестко следят за экзаменом, то утечка заданий на результаты ЕГЭ никак повлиять не может. Мы отслеживаем все ситуации, когда организаторы наплевательски относились к своим обязанностям и позволяли пользоваться участникам экзамена и шпаргалками, и мобильными телефонами», — заявил Семченко. По его словам, у каждого бланка заданий по ЕГЭ есть свой индивидуальный номер, кроме того, на всей поверхности листа нанесены значки, что по части листа позволяет понять, чья эта работа. Кроме того, в 2013 году была введена невидимая защита, о которой, правда, Семченко не рассказал подробнее.
«В этом году мы идентифицировали работы 138 участников ЕГЭ из 45 субъектов. Особо «отличившиеся» регионы — Башкирия, Московская и Ростовская области.
У всех выпускников, которые выложили свои варианты в сеть, были аннулированы результаты. А те, кто размещал контрольно-измерительные материалы по русскому языку или математике, были лишены аттестата», — рассказывает Семченко.
По его словам, с момента размещения контрольно-измерительных материалов (КИМ) в сети до идентификации школьника, который это сделал, проходит от 30 минут до часа, поэтому даже удавалось выгонять таких школьников с экзаменов.
Один из журналистов, присутствовавших на встрече с представителями Рособрнадзора, принес с собой контрольно-измерительные материалы по литературе и математике, которые оказались у него от учеников школы в ЦАО Москвы. Варианты были без каких-либо опознавательных знаков — треугольничков, кружочков, волшебных чипов и прочих мер защиты.
Задания по литературе попали в распоряжение учеников за два дня до экзамена, по математике — за неделю. Материалы распространялись по почте и через файлообменники, а не социальные сети. Совпадение с тестами оказалось стопроцентное. Школьники того класса, в распоряжении которого оказались эти варианты, подготовились по ним к экзаменам и сдали, в частности, математику на «очень хорошо».
На вопрос, откуда взялись КИМы без опознавательных знаков до экзамена, в частности, не из Рособрнадзора ли, ответа получено не было.
Правда, Семченко сказал, что ни один сотрудник Рособрназдора за все годы проведения экзамена не имел на руках бланки заданий ЕГЭ.
В Москве 122 ученика были удалены с ЕГЭ за нарушения, их результаты аннулировали.
По нарушениям, которые были обнаружены на пунктах приема экзамена, было составлено 25 протоколов по административным правонарушениям, в прошлом году было всего семь таких протоколов. По словам Горбуна, четыре дела уже были рассмотрены в суде, по ним были выписаны штрафы в сумме на 29 тысяч рублей.
В департаменте образования привели несколько примеров. Один ученик из Москвы выложил в интернет контрольно-измерительные материалы, его результаты были аннулированы. Кроме того, в школе № 29 на территории пункта приема экзамена был замечен учитель математики ЦО № 1488 с мобильным телефоном и справочными материалами. Учитель уволился, написав заявление по собственному желанию.
Горбун добавил, что в настоящее время проводится анализ актов, которые были составлены общественными наблюдателями, по их результатам также будет проведена проверка.
Главный итог ЕГЭ-2013, вероятно, может звучать так, как писала в конце июня «Газета.Ru»: «Нам не удалось сформировать честность в учениках».
Рособрнадзор начал работу над ошибками
«Эксперты Рособрнадзора подготовили ряд рекомендаций по улучшению системы ЕГЭ. В числе прочего экспертная группа предлагает ввести обязательный экзамен при поступлении в вуз по профильному предмету, организовать полную изоляцию авторов заданий для ЕГЭ на все время проведения тестов и отказаться от привязки результатов ЕГЭ к рейтингу губернаторов, пишет газета «Известия», в распоряжении которой оказался документ с предложениями.
Педагоги полагают, что ученики, сдавшие ЕГЭ нечестным путем или методом !рулетки», отсеются, а талантливые выпускники подтвердят свои знания по необходимому для поступления предмету.
Также эксперты сошлись в том, что необходимо исключить результаты ЕГЭ из критериев оценки деятельности губернаторов, руководителей муниципалитетов и школ во избежание «гонок» и коррупции на региональном уровне.
В докладе также отмечается, что 2013 год показал коррупционную составляющую ЕГЭ по всей вертикали власти. Прежде всего, это касается членов региональных комиссий.
«Необходим строжайший контроль со стороны государства и недопустимость утечки информации. В Китае например те, кто составляет ЕГЭ, изолируются на период создания КИМов и проведения ЕГЭ с изъятием телефонов. Должно быть также пересмотрено само содержание КИМов, поскольку часто встречаются задания не связанные со школьной программой», - резюмировано в обращении экспертной группы.
Несмотря на все недостатки и свод новых предложений, экспертная группа признала действенность и эффективность ЕГЭ.
Между тем, заявляют в Рособрнадзоре, хотя мнения экспертов будут приняты во внимание, окончательное решение - за министром образования.
Подход к проблеме самого министра был высказан в интервью «Комсомольской правде» в начале сессии. Тогда Дмитрий Ливанов сказал: «Утечка вариантов есть и будет. Это рынок в миллиарды рублей». Изменится ли его позиция со временем?
«Не пойман – не вор»
«Шесть-восемь процентов детей получили более высокие оценки, чем должны были. Но они все равно не получили те баллы, которые дадут им возможность поступить в вузы», — говорит Ященко. Педагоги оценивают программу сдачи единого экзамена более жестко. Так, учитель истории гимназии № 1567 Тамара Эйдельман заявила, что она общается с учителями как из Москвы, так и из регионов, но ни один из них ей не сказал, что «у нас экзамен прошел честно», все отмечают различные нарушения.
Юлия Кушнерева, историк той же школы, была экспертом на ЕГЭ. В этом году она проверила 180 работ. Среди них были работы, в которых так или иначе совпадали эссе, написанные учениками в задании части С. «Если эксперты встречают одинаковые письменные ответы на вопросы или ответы, совпадающие с ключами, то это необходимо фиксировать. В этом году нам сказали отмечать такие работы только в середине проверки. Но пока нынешняя ситуация в отношении учеников, которые списывают на экзамене, описывается фразой «не пойман — не вор»», — говорит Кушнерева.
Преподаватели заострили внимание на проведении процедуры апелляции результатов ЕГЭ. Учитель русского языка и литературы школы № 57 Надежда Шапиро считает, что детей на апелляциях запугивают. «Когда ученик не согласен с исправлением ошибки, и он оказывается прав, эксперты, проводящие апелляцию, говорят ему, что сейчас они найдут другие, новые ошибки в его работе», — рассказывает Шапиро. Она отметила, что у нее сложилось впечатление, что часть С в ЕГЭ должным образом проверяют только на процедуре апелляции. Зачастую она сталкивалась с тем, что задания из этой части проверялись непонятно по каким критериям, а также с ситуациями, когда количество баллов было либо резко завышено, либо, наоборот, занижено. Директор гимназии № 45 Михаил Шнейдер считает, что ученикам, которые подают апелляции, чтобы получить возможность увеличить количество своих баллов за экзамен, не должны количество баллов после процедуры апелляции понижать.
«Как вы оцениваете перспективы дальнейшего существования ЕГЭ в российском образовании?»
Именно такой вопрос поставило ИА «Белру.рф». 69 % участников опроса поддержали мнение, что единый госэкзамен доказал принципиальную нежизнеспособность, и его давно пора отменить.
«Ещё 9 % проголосовавших считают, что идея, заложенная в ЕГЭ, неплоха, но практика никогда не позволит её осуществить. Только 8 % наших читателей «Бел.Ру» уверены, что единый госэкзамен - это правильное решение, просто нужно его усовершенствовать и доработать.
14 респондентов считают форму итоговой проверки знаний выпускников не столь важной. По их мнению, если человек хорошо подготовлен, то он сдаст экзамен в любой форме, в какой бы он ни проводился.
Мнение, что ЕГЭ - единственный верный метод проверки знаний российских выпускников, не поддержал никто».
|