«Экс-мэр Москвы Юрий Лужков стал владельцем контрольной доли конного завода “Веедерн” в Калининградской области. Предприятие стало первым активом Лужкова после его ухода с госслужбы. Об этом свидетельствуют данные Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). В руки бывшего столичного градоначальника перешло 87,37% ООО “Частный конный завод Веедерн”, еще 9,56% принадлежат жене Лужкова Елене Батуриной, - пишут 10 июня «Известия».
Еще в апреле этого года доля Лужкова принадлежала некоему ООО “Южный мост”. Еще 3% владела компания ООО «Акотон», входящая в холдинг Елены Батуриной "Интеко". Стоит отметить, что «Акотон» сейчас является собственностью кипрской компании Estmanco Limited. А Елена Батруина перевела принадлежавшую часть конезавода на свое имя.
Имение и завод «Веедерн» в поселке Суворовка Озерского района Калининградской области насчитывают почти 200-летнюю историю, изначально территория принадлежала Восточной Пруссии (Германия), а хозяйство специализировалось на разведении тракененской породы лошадей. В XX веке коневодческое хозяйство пришло в упадок, а в имении расположилась школа.
В 2000 году Елена Батурина решила продолжить традицию разведения лошадей в Веедерне. На тот момент предпринимательница занимала пост президента Федерации конного спорта России. Батурина оформила усадьбу и конезавод как собственность принадлежащей ей ООО «Старая усадьба». Это компания управляла двумя созданными хозяйствующими субъектами – «Конный завод Веедерн» и «Хлебороб», которые выращивают и заготавливают корм для лошадей. Управлением «Частного конного завода Веедерн» занялось ЗАО «Усадьба».
В 2011 году «Частный конный завод Веедерн» перешел лично в руки Батуриной. Управлением компанией занялся ушедший в отставку с поста мэра столицы супруг предпринимательницы Юрий Лужков. Сегодня на заводе выращивают лошадей тракененской и ганноверской пород. Завод продает животных и сдает их в прокат, также предприятие оказывает услуги по транспортировке лошадей, консультации по подбору, ветеринарное и таможенное оформление лошадей, их тренинг и подготовку к конкуру.
Один из сотрудников конного завода, рассказала, что ООО «Конный завод Веедерн» как юридическое лицо ликвидируется. Остается только «Частный конный завод Веедерн».
- Раньше «Конный завод Веедерн» занимался исключительно содержанием коней, а «Частный конный завод» - земледелием, растениеводством и овцеводством. Теперь разведением лошадей займется частный завод.
София Федина, начальник отдела сельского хозяйства администрации Озерского района Калининградской области рассказала изданию, что в курсе того, что Батурина планирует переводить активы, имеющие отношение к конезаводу, на одно предприятие. По ее словам, шаг предпринят для оптимизации управления конным заводом.
Сотрудник отдела экономики, планирования и предпринимательства администрации района Оксана Булавкина утверждает, что в администрации Озерска не знают о смене владельца.
Местная администрация рассчитывает на конный завод как на крупнейшего инвестора, который пополнит казну района налогами. Кроме того, районные власти надеются на то, что владельцы конного завода помогут району «выбить» субсидии по целевым программам. Администрация заложила инвестиции со стороны конезавода в проект программы комплексного социально-экономического развития Озерского района.
- Бюджет нашего района маленький и дефицитный. Мы рассчитываем на то, что владельцы завода будут инвестировать средства в разведение чистопородных лошадей, увеличение маточного поголовья, развитие овцеводства, реконструкцию животноводческого помещения и бойни, - отметила Булавкина.
Глава Федерации конного спорта Калининградской области Юрий Антонов сообщил изданию, что коневодческие успехи предприятия под управлением четы Лужкова-Батуриной пока мало заметны, к тому же архитектурный ансамбль усадьбы до конца еще не восстановлен. По его мнению, Батурина вела не самую разумную хозяйственную политику в отношении этого актива.
- С моей точки зрения, ее действия не имели непоступательный характер, - говорит Антонов. - Задача конного завода – воспроизводство лошадей. А Батурина не вовремя приняла решение ограничить воспроизводство. Те надежды и перспективы, которые конное сообщество возлагало на развитие этого комплекса, не сбылись. Я бы не сказал, что они много вкладывают в этот бизнес. Оплата труда на этом заводе далеко не на высшем уровне, каждые несколько лет меняется руководящий состав, это не очень хорошо.
По словам собеседника издания, Лужков реальным управлением не занимался.
- Когда они с женой начинали завод, - продолжает эксперт, - закупили хорошие материалы, а сейчас это довольно посредственный завод, цены на их лошадей очень демократичные – двухлетний жеребенок от 50 тыс. рублей до 400 тыс. Это распространенные расценки, - отметил Антонов.
Ранее в интервью «Известиям» Юрий Лужков заявил, что намерен обдумать вопрос об участии в досрочных выборах мэра Москвы. Связаться с мэром или его помощником не удалось. Чтобы участвовать в выборах Лужкову придется избавить от приобретенного актива, так как пост градоначальника не допускает ведения бизнеса».
13 августа 2012 года в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Тайное убежище Юрия Лужкова» рассказывалось: «Малоярославский район, Калужская область. От Москвы 2 часа езды, если без пробок. С пробками можно простоять целый день. Так как без пробок при выезде из Москвы и въезде в нее нынче не обойтись, а «начальственной мигалки» у Юрия Михайловича больше нет, приходится добираться долго. Но он любит эти места.
Дача Лужкова располагается в деревне Обухово. Может, непрезентабельное название и стало причиной проблем по службе? Есть же поговорка «Будто обухом по голове». Именно таким макаром бывший столичный градоначальник в свое время и лишился теплого кресла.
На пенсии одинокие пожилые люди обычно с кошечками-собачками нянчатся, снимают стресс, восполняют недостаток общения. Юрий же Михайлович, рассказывают в Обухово, общается со своими пчелами, тут у него – огромная пасека, - писал Stringer.
«Именно пчелы в свое время стали одной из причин отставки начальника в кепке, - сообщал еженедельник «Собеседник». Ровно два года назад, когда над Москвой стояли ужасная жара и смог от торфяных пожаров, на спасение пчел была выделена сумма денег из городского бюджета в разы солиднее, чем на помощь людям. Информация просочилась в прессу. А Дмитрий Медведев, который тогда был президентом, сильно на Лужкова осерчал: как можно думать о насекомых в такое трудное время?! Спустя время ситуация аукнулась мэру…
После потери должности доходы Юрия Михайловича заметно снизились. Например, раньше имелись средства на охрану дачной усадьбы, а теперь лишних денег нет. Сейчас в штате «загородной резиденции» бывшего мэра охранники не числятся. Нечем платить зарплату.
А вот пчеловоды в усадьбе остались – работают, ухаживают за пчелами. Продают мед. Зарплату работникам начисляют с продажи сладкой продукции.
– Но сейчас меда нет, приезжайте в сезон – в сентябре, – сказал мне один из работников хозяйства Сергей.
Он же показал дом Лужкова в деревне. Скромный такой домишко, не замок и не особняк. Даже неловко, что большой человек в таких условиях проживает.
– Юрий Михайлович часто здесь бывает, – поведал Сергей. – Когда в газетах писали, будто он с семьей сбежал в Англию, он здесь был. И следователи к нему сюда приезжали, он давал показания (чету подозревали в растрате бюджетных средств). Иногда наведывается с женой, иногда без нее. Много шутили, что он даже в баню в кепке ходит. В бане я его не видел, но в своем саду он действительно головной убор не снимает.
С супругой Еленой Батуриной, это отмечали даже бывшие подчиненные Лужкова в Москве, глава семьи общается в основном по делам. А чтобы вести задушевные беседы – такого нет почему-то. Хотя пенсионеры – и 76-летний Юрий Михайлович не исключение – любят поговорить.
В Обухово, по словам соседей, день экс-мэра начинается с обхода большого хозяйства – ульев. Он желает доброго утра своим крылатым питомцам. Смотреть на это и забавно, и умилительно.
В усадьбе Юрия Михайловича размером в 2 гектара – чистота и порядок. Как когда-то было в его столице. А вот поля вокруг поросли колючками. Возможно, бывший мэр и рад бы очистить окрестности, но опять же деньги нужны. Откуда лишние?
Есть и еще одна напасть у хорошего человека: бизнесмены со странным чувством юмора. В нескольких километрах от усадьбы Лужкова кто-то построил гостиницу, назвав ее «Новые Лужки». Словно в насмешку над человеком, который все-таки что-то хорошее для России сделал.
А в деревне ходят истории, ставшие уже местным фольклором, что «лужковские пчелы» жалят больнее, чем любые другие. Особенно недолюбливают московских дачников. Может, мстят за то, что в столице с их хозяином не очень красиво обошлись?»
Но не только пчелами увлекается ныне отставной столичный градоначальник. А начале июля в публикации «Лужков не хочет быть «свадебным олигархом» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «экс-мэр Москвы Юрий Лужков отказывается возглавить Объединенную нефтехимическую компанию, сообщил источник, знакомый с ситуацией.
По его словам, заседание совета директоров компании, на котором должен быть избран его председатель, не может состояться уже вторую неделю из-за позиции главного претендента на этот пост. По всей видимости, Лужков, который выдвинул достаточно жесткие условия относительно модернизации предприятий компании, не достиг взаимопонимания с ее главным акционером Владимиром Евтушенковым. Тем временем бывший градоначальник всерьез решил кардинально изменить поле деятельности — заняться выращиванием овец в Калининградской области. Ради этого он даже готов покинуть кафедру в Международном университете.
Эпопея с назначением бывшего градоначальника председателем совета директоров ОНК (совместное предприятие «Башнефти», у которой 74,99%, и Petrochemical Holding Якова Голдовского) тянется уже несколько месяцев. Владимир Евтушенков объявил о такой возможности в марте 2012 года, предварительно обсудив ее с Лужковым. За минувшие месяцы была сформирована структура компании, которая возьмет в управление предприятия, входящие в группу «Корунд» Якова Голдовского, и «Уфаоргсинтез» контролирующей «Башнефть» АФК «Система». 26 июня акционеры избрали новый менеджмент ОНК. В состав совета директоров вошли совладелец ОНК Яков Голдовский, президент «Башнефти» Александр Корсик, первый вице-президент АФК «Система» Феликс Евтушенков, исполнительный вице-президент АФК по нефтехимии и минеральным удобрениям Кирилл Тюрденев, старший вице-президент АФК Сергей Дроздов, бывший руководитель департамента науки и промышленной политики правительства Москвы Евгений Пантелеев и экс-мэр столицы Юрий Лужков. Примечательно, что Лужков ни на годовом собрании, ни на последовавшем за ним заседании совета директоров, где его должны были избрать главой ОНК, не появился. В итоге в заседании был объявлен технический перерыв, который тянется уже две недели.
«Лужков не достиг взаимопонимания с Евтушенковым по развитию бизнеса компании», — говорит источник, знакомый с ситуацией. По его словам, экс-мэр был готов возглавить ОНК при условии модернизации вошедших в нее предприятий и реформирования структуры компании для организации единой технологической цепочки. Программу реновации Лужков оценил в 5 млрд евро, из которых 15% инвестиций должна была гарантировать АФК «Система». Однако Владимир Евтушенков давать гарантии отказался, а экс-мэр не захотел быть «свадебным генералом», пусть даже хорошо оплачиваемым.
Бывший соратник Юрия Лужкова и член совета директоров ОНК Евгений Пантелеев подтвердил, что дата заседания совета, на котором должен быть избран его председатель, пока не назначена. Однако об изменении планов экс-градоначальника ему ничего не известно. «Вот когда состоится заседание совета, тогда будет видно», — прокомментировал он. Комментарии самого Лужкова получить не удалось.
Между тем осведомленный собеседник АФК «Система» рассказал, что бывший мэр столицы сейчас активно занимается развитием сельскохозяйственного бизнеса на базе конезавода в Калининградской области. Этот конезавод во время увлечения верховой ездой был приобретен Еленой Батуриной, однако, когда страсть к лошадям прошла, хозяйство стало приходить в запустение. «Батурина пыталась продать бизнес. Однако 120 лошадей, на пропитание каждой из которых уходит 300 евро в месяц, оказались никому не нужны. Поначалу Лужкову пришлось заняться предприятием, чтобы не допустить гибели животных, но постепенно он втянулся», — рассказывает источник.
Лужков давно интересуется сельским хозяйством. При его руководстве была принята программа по созданию агрохолдингов в Подмосковье и соседних областях ЦФО для обеспечения поставок сельхозпродукции в Москву. Самым известным АПК является ОАО «Мосмедыньагропром», в развитие которого столичное правительство вложило 6,5 млрд руб. На базе этого предприятия градоначальник проводил эксперименты по ускоренному выращиванию кукурузы и производству биокомпоста. Вторая известная площадка — подмосковный агрохолдинг «Дашковка», где у экс-мэра была своя опытная делянка.
На базе калининградского конезавода Лужков также пытается создать образцовое сельхозпредприятие, но уже за семейные средства. Он выкупил и взял в аренду 5 тыс. га земли и планирует выращивать 5 тыс. голов овец, рассказывает источник. По его словам, агробизнес настолько увлек экс-мэра, что он подумывает об уходе из Международного университета в Москве (МУМ), где после отставки руководит кафедрой управления крупными городами», - писало деловое издание РБК daily.
Также о Юрии Лужкове на FLB: «В «Системе» незаменимых нет», «Экс-мэр хочет 5 млрд и в долю».
|