По признанию главы Государственного таможенного комитета (ГТК) Михаила Ванина, четверть российского импорта поступает в Россию по серым каналам. Судя по тексту нового приказа ГТК - N 67, о котором большинство внешнеторговых компаний еще ничего не знает, с этого года потенциально серыми таможенники будут считать практически всех импортеров. ГТК составил перечень случаев, в которых будет применяться особый режим таможенного оформления. Если, к примеру, с 1 кг груза, перемещаемого автотранспортом, импортер заявляет менее $1,1 таможенного платежа, это автоматически считается "случаем риска". Товар будут проверять и перепроверять, досматривать и передосматривать, пока импортер не докажет свою невиновность или не возрастет сумма платежа. Раньше подобными методами таможня работала только с челноками. Усиленный режим контроля за импортными товарами с начала года практикует Центральное таможенное управление (ЦТУ). Подозрительными стали считаться автофургоны с товарами на сумму менее $15 000. В результате в ЦТУ возросли таможенные сборы (с $4600 до $7000 с одной грузовой таможенной декларации) и резко сократился объем импорта (за декабрь - январь - в два раза по сравнению с аналогичным периодом 1999 - 2000 гг. ). ГТК решил действовать даже жестче, распространив новые правила на любой транспорт, а не только на автомобильный, и введя новый "критерий подозрительности" - сумму таможенных платежей с 1 кг груза. Таковы теперь правила по всей стране. Приказ ГТК N 67 "О проведении согласованных решений о выпуске товаров в свободное обращение" от 22 января 2001 г. поступил на таможни в конце прошлой недели. Документ имеет статус внутреннего документа, пояснили в пресс-службе ГТК, и ничем особенным импортерам не грозит. Однако, если прочесть текст приказа, в этом возникают сомнения (см. справку). "Это странный документ, - говорит юрист одной из брокерских компаний. - Под ужесточения подпадают участники ВЭД, которые не зарегистрировались на таможне, хотя это было делом добровольным и совершенно необязательным, вводятся такие нетарифные понятия, как сумма платежа с 1 кг веса, ошибаться в документах можно только в сторону увеличения таможенных платежей, в противном случае твой товар передосмотрят уже после оформления, начнется волокита с документами и партия зависнет на таможне на недели". Большинство опрошенных импортеров не знало о существовании нового приказа. А узнав о нем, торговцы выразили надежду, что ввозимый ими товар не подпадет под его действие - ведь они известны таможне как честные плательщики. "В противном случае это действительно усложняет процедуру оформления, - говорит Дмитрий Макаров, менеджер питерской компании "Агроимпорт". - Один лишний день на оформление является уже существенной проблемой - ломается график поставок товара производителю, начинаются выплаты за простой контейнеров в порту". По мнению одного из импортеров, приказ распространяется практически на все продовольственные товары, ввозимые в страну: "Подозрительной считается говядина, сумма платежа с которой составляет примерно $0,3/кг, у мяса птицы платеж составит менее $0,2/кг, еще меньше этот показатель у сахара, зерновых. На самом деле я не понимаю, каким образом можно требовать определенную сумму платежа с килограмма веса вне зависимости от товара". До последнего времени привязка суммы таможенного платежа к весу груза действовала при оформлении "челночного" импорта. Когда Михаил Ванин еще был начальником управления по борьбе с контрабандой, он говорил, что эта норма ему не нравится, но она дает единственную возможность взять хоть небольшие платежи с армии челноков. Теперь, когда Ванин руководит уже всем ГТК, он, видимо, считает, что жесткие меры - единственный способ собрать хоть сколько-нибудь хоть с кого-нибудь. Перечень рисков, при наступлении которых обязательно согласовывать выпуск товаров в обращение с начальниками таможен и запрашивать дополнительную информацию о товарах или проводить повторный досмотр. 1. При наличии расхождения сведений, содержащихся в электронном уведомлении, поступившем из таможенного органа отправления, документа контроля доставки (далее ДКД) или книжки МДП со сведениями, заявленными в грузовой таможенной декларации (далее ГТД) , если указанное расхождение приведет к уменьшению величины причитающихся к уплате таможенных пошлин и налогов. 2. При проведении таможенного оформления по одной ГТД товаров, доставленных несколькими транспортными средствами. 3. В случае таможенного оформления по нескольким ГТД одной партии товаров, прибывшей в место доставки на одном транспортном средстве. 4. При таможенном оформлении товаров таможенным органом, отличным от таможенного органа, указанного в документах контроля доставки товаров под таможенным контролем. 5. Если в таможенных, транспортных и товаросопроводительных документах содержатся противоречивые сведения о весе, наименовании, стоимости, а также присутствуют помарки, исправления и подчистки. 6. При наличии в оформленной партии товаров, отнесенных к "группе риска" и "группе прикрытия". 7. В случае непредоставления хотя бы одного из документов, необходимых для целей таможенного оформления. 8. При таможенном оформлении товаров, прибывших в адрес участников ВЭД, в отношении которых ранее заводились дела о нарушении таможенных правил. 9. При оформлении большого количества партий одноименных товаров (по ставке таможенной пошлины 5 - 10% ) в одном и том же месте доставки (за исключением энергоносителей и товаров, перечисленных в приказе ГТК России от 17. 04. 2000 N 299). 10. При отсутствии учетной карты участников ВЭД, определенной приказом ГТК России от 01. 12. 99. 11. При наличии сведений о фирме как о фирме-однодневке (в том числе по информации, доводимой управлениями ГТК России). 12. Если величина суммы таможенных платежей, подлежащих уплате, в расчете на 1 кг веса нетто менее: - $1,2 для товаров, перемещаемых воздушным транспортом; - $1,1 для товаров, перемещаемых автомобильным транспортом; - $1,0 для ввоза товаров, перемещаемых железнодорожным и морским транспортом. 13. По решению вышестоящего таможенного органа.
|