12 марта в Московском областном суде прошло очередное заседание по делу о теракте в аэропорту Домодедово. Теракт произошел 24 января 2011 года, тогда в результате взрыва «пояса шахида» на террористе-смертнике погибли 37 и пострадали 172 человека.
Начало судебного заседания было назначено на 10 утра. Однако по ряду причин суд начался около 11 часов.
В Мособлсуде были предприняты усиленные меры безопасности, четверых обвиняемых: Ахмеда Евлоева, Башира Хамхоева, братьев Ислама и Илеза Яндиевых в стеклянные камеры зала заседаний привезли под охраной сотрудников конвойной службы МВД, зал и прилегающие коридоры охраняли сотрудники службы судебных приставов, а также четверо бойцов ОМОН с автоматами АКС - 74 (модификация с длинным стволом, применяемая обычно не в городских, а в полевых и горных условиях).
Единственные присутствующие на заседании корреспонденты изданий FLB.ru и «Кавказский узел» не были допущены в зал, в связи с опозданием.
Как сообщили позже некоторые из наблюдавших за процессом, возможно дело было в том, что часть озвученных в процессе фактов носила секретный характер, касавшихся структуры так называемого Имарата Кавказ, признанного российским законодательством террористической организацией, именующейся в некоторых источниках «правопреемником Ичкерии».
На заседании проходил допрос одного из свидетелей по делу, в настоящее время отбывающего наказание в колонии Ингушетии по другому делу. Допрос проходил при помощи видеосвязимежду Мособлсудом и ингушской колонией.
По словам одного из адвокатов подсудимых Татьяны Окушко, в целом, сторона защиты «осталась довольна» допросом, несмотря на то, что допрос свидетеля состоялся благодаря удовлетворению ходатайства гособвинения.
«Он просто подтвердил свои старые показания, данные им еще на предварительном следствии. Мы довольны, так как его показаня не меют к нам никакого отношения», - сообщила корреспонденту FLB.ru Татьяна Окушко.
В целом, процесс окружала достаточно нервная атмосфера. Связано это было с применяемыми вынужденными экстренными мерами безопасности по обеспечению процесса.
Дело в том, что в Мособлсуде одновременно вышли из строя 3 лифта, в связи с чем пешее доставление подсудимых в камеры зала суда вызвало у персонала суда и охраны определенные проблемы.
Если ранее конвой, приставы и ОМОН приезжали на этаж зала суда в ближайшем к залу лифте и время конвоирования обвиняемых в терроризме «в открытой зоне» между лифтом и стеклянными камерами для подсудимых в зале заседаний было достаточно ограниченным, то теперь подсудимых в наручниках приходилось вести от дальнего лифта через довольно большое здание Мособлсуда по длинным коридорам, в которых находилось множество людей, пришедших в суд по другим обстоятельствам. Силовикам приходилось «расчищать» «коридор безопасности» для проведения подсудимых между присутствующими людьми.
Учитывая особенность процесса о теракте, сотрудники, обеспечивающие конвоирование подсудимых и охрану территории были сильно озабочены этими обстоятельствами. О чем некоторые из них эмоционально высказывались в перерыве между заседаниями (когда подсудимые содержатся в специальных охраняемых конвойных помещениях без доступа посторонних) в помещении для курения Мособлсуда.
Получить дословную информацию о говорившемся во время видеоконференции со свидетелем теракта журналистам не удалось. Адвокаты отказывались рассказывать об этом, весьма витиевато объясняя, что «ситуация очень сложная» и озвучивать произнесенное свидетелем они не рискуют, опасаясь, что их слова могут быть истолкованы как разглашение секретной информации о террористической деятельности Имарат Кавказ.
Напомним, что уголовное дело о теракте в аэропорту Домодедово поступило в Московский областной суд 31 июля 2012 г.
Оно возбуждено в в отношении Евлоева Ахмеда, Хамхоева Башира, Яндиева Илеза и Яндиева Ислама. Они подозреваются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 210, ч. 2 ст. 209, п.п. «а», «д», «е», «ж», «з», «л» ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 205 и др. УК РФ (совершение террористического акта устойчивой вооруженной группой лиц, убийство и покушение на убийство, незаконное приобретение, передачу, хранение перевозку и ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, незаконное изготовление взрывных устройств).
Вторая часть судебного заседания началась в 15 часов 15 минут. Причем если изначально журналисты рассчитывали, что заседание было запланировано к проведению в 501 зале, прошло оно в зале 201. А информация о переносе на доске объявлений 502 зала размещена не была.
Вторая часть заседания, как было объявлено присутствующим на процессе, была запланировано к проведению в 501 зале, куда и прибыли к концу перерыва журналисты, гособвинение и адвокаты. Однако по непонятным причинам суд был перенесен в 301 зал.
Туда же после перерыва были доставлены и подсудимые под охраной вооруженных силовых подразделений. Четверо молодых людей, обвиняемых в подготовке теракта, вели себя достаточно спокойно и уверенно.
Один из их адвокатов задал вопрос конвоирам о том, каким образом сегодня осуществляется питание их подопечных, ведь тем пришлось находиться в суде весь день. Один из сотрудников конвойной службы ответил, что у них нет возможности обеспечить питанием подсудимых в здании суда и все что они могут сделать, лишь передать им по стакану кипятка, положенного по закону. На просьбу одного из адвокатов передать подсудимым конфеты конвоиры ответили отказом. По мнению адвокатов это могло быть связано с тем, что конвой опасался неожиданных осложнений процесса.
«Возможно, они опасаются, что мы передадим им конфеты, может быть с ядом или каким-то другим веществом, а им потом придется нести за это ответственность» - сообщил на условиях анонимности один из адвокатов.
Подсудимых разместили попарно в двух камерах. Вторая часть заседания началась с ходатайства прокурора о рассмотрении в процессе протоколов осмотра места происшествия, допроса свидетелей и пострадавших.
Судейская коллегия, состоявшая из трех судей удовлетворила ходатайство гособвинения и перенесло продолжениt процесса на 10 часов утра 14 марта. Планируется, что процесс 14 марта начнется с допроса с помощью видеоконференции еще одного свидетеля теракта, отбывающего в настоящее время срок заключения по другому делу в колонии Мурманской области.
Срок содержания всех четверых подсудимых под стражей был продлен Мособлсудом еще на предыдущем заседании, прошедшем 15 января. Обвиняемые будут оставаться в СИЗО до 30 апреля.
Дмитрий Флорин, спец.корр. Агентства федеральных расследований FLB.ru
Ранее на эту тему: “Теракт в Домодедово поднимается в цене”.
|