«Создаваемое в России "Общественное телевидение" уже в нынешнем году может получить дополнительно 2,4 млрд рублей за счет размещения социальной рекламы. В следующие годы эти поступления должны увеличиться, сообщают источники в Минкомсвязи и Минфине России. Об этом 11 февраля пишут «Известия».
Решение о дополнительном финансировании "Общественного телевидения России" (ОТР) за счет социальной рекламы было принято еще в ноябре 2012 года на совещании у председателя правительства РФ. Минкомсвязи совместно с Минфином, другими ведомствами и компаниями с госучастием проработало этот вопрос и выяснило, что расходы федерального бюджета на создание, распространение и тиражирование социально значимой и рекламной аудиовизуальной продукции в 2013 году составят 4,3 млрд рублей, в 2014 - 3,9 млрд. Примерно столько госструктуры планирут тратить на этот вид рекламы ежегодно вплоть до 2020 года.
- Плюс к этому у госкомпаний и компаний с государственным участием расходы на рекламные мероприятия составят подобные цели в нынешнем году составят 3,7 млрд рублей, - уточнил чиновник Минкомсвязи в беседе с "Известиями". - В будущие годы - примерно столько же.
Таким образом в сумме набирается до 8 млрд рублей ежегодно. Однако, как уточнил источник "Известий" в Минфине, по мнению этого ведомства, ОТР может рассчитывать лишь на 30% бюджетных расходов на социальную рекламу. Именно из этих средств и будут складываться доходы ОТР (2,4 млрд рублей в 2013 году, по 3,8 млрд в 2014 и 2015 годах), а также из денег, которые ранее получала национальная телевизионная компания "Звезда" (1,5 млрд руб ежегодно), что совокупно составит 4-5 млрд рублей.
В Минфине признают, рассказал представитель ведомства, что создание и обеспечение работы телеканала, способного составить конкуренцию другим федеральным каналам, требует 5-6 млрд рублей ежегодно.
Изначально для финансирования ОТВ планировалось создание Фонда целевого капитала. При этом для нормального функционирования телеканала предполагалось, что объем ФЦК составит 100 млрд рублей. Инициаторы создания ОТВ рассчитывали, что ФЦК будет сформирован без участия государства, а за счет добровольных средств граждан. Это бы показало реальный интерес общества к проекту.
- На деле выяснилось, чтобы набрать необходимый объем средств, при условии что 5 млн социально активных граждан будут ежегодно жертвовать на ОТВ 1 тысячу рублей, потребуется не менее 20 лет, - отмечает источник в Минфине. Поэтому и было принято решение привлечь бюджетные средства - деньги на рекламу, которую размещают в СМИ министерства и госкомпании.
В 2013 г. расходы на социальную рекламу запланированы у многих госведомств. Минкомсвязи планирует потратить 640 млн рублей на субсидии организациям, осуществляющим производство, распространение и тиражирование социально значимых программ в области электронных СМИ. В 2012 году имущественный взнос Российской федерации в "Общественное телевидение России" в размере 50 млн рублей был оплачен именно за счет средств на эти мероприятия.
Минздрав планирует в 2013 году потратить 247 млн руб. на пропаганду здорового образа жизни, еще 30 млн руб. на эти цели выделяет Минспорт. Минтруд прорекламирует формирование доступной среды для инвалидов за 322 млн рублей.
Минобрнауки оплатит создание и распространение ТВ-программ "Университет и страна", "Выпускники университета о науке и образовании". Серию фильмов общей стоимостью 1 млн рублей выпустят к 290-летию Санкт-Петербургского госуниверситета.
Самым впечатляющим бюджетом на социальную рекламу в 2013 г. располагает Министерство энергетики, которое научит россиян беречь электроэнергию за 0,5 млрд рублей в год.
Компании с госучастием планируют продвигать свои сайты, формировать положительные образы у потребителей, а также размещать имиджевую рекламу. ОАО Банк ВТБ заложил 90 млн рублей на ТВ-рекламу и еще 126 млн на продвижение бренда и "имиджевые коммуникации" в СМИ. ОАО РЖД запланировало расходы на соцрекламу в размере почти 1,5 млрд рублей. Аналогичные затраты есть также в бюджетах Сбербанка (686 млн руб.), ВТБ 24, Агентства по ипотечному кредитованию и других компаний с госучастием.
В самих компаниях пока осторожно относятся к идее размещения соцрекламы в эфире ОТР. Источники "Известий" в одном из госбанков и в одной из энергетических компаний подтвердили, что в начале декабря Минфин направил в госкомпании и государственные внебюджетные фонды письма, в которых, сославшись на создание общественного телевидения, запросил у них планы по расходам на рекламу в 2013 году.
В ВТБ24 запрос о финансировании и сотрудничестве с ОТР не поступал, сообщили в банке. В случае поступления такого запроса возможность сотрудничества будет рассмотрена в рамках действующей концепции спонсорской и благотворительной поддержки. Источник в группе ВТБ указал, что основные спонсорские проекты группы осуществляет ее головной банк.
- Запрос о финансировании "Общественного телевидения" не поступал, при получении он будет рассмотрен, - сообщили в пресс-службе Банка Москвы. - Предоставление спонсорской поддержки ОТР будет зависеть от содержания проектов, в том числе от их цели и целевой аудитории.
В пресс-службе ФСК и МРСК от комментариев отказались.
ФГУП "Почта России" на ближайшие несколько лет не запланировала проведение рекламных социально-значимых кампаний, так как не имеет финансовых ресурсов на эти цели. Но в компании признают, что при наличии возможностей размещение социальной рекламы на "Общественном телевидении" компании было бы интересно, так как "Почта России оказывает большое количество важных социально значимых услуг". Ранее компания размещала социальную рекламу. Так, в 2010 году россиян учили правильно указывать индекс на почтовых отправлениях.
Гендиректор "Общественного телевидения России" Анатолий Лысенко сообщил, что комментировать дополнительные ассигнования ОТР пока рано - "сейчас как раз решается этот вопрос". Пока бюджет телеканала на 2013 год составляет 1,5 млрд рублей. Часть этих денег будет потрачена на выплату кредита Внешэкономбанку в размере 600 млн рублей и процентов по займу. Руководство «Общественного телевидения России» неоднократно заявляло, что идей для ОТР много, а денег «гораздо меньше».
Дополнительное финансирование серьезно поможет в решении вопроса контентного наполнения ОТР, говорит член совета «Общественного телевидения России» Александр Школьник.
- Особенно если на ОТР будет запущено информационное вещание, организация которого стоит дорого, - подчеркнул Школьник.
По мнению директора по маркетинговым исследованиям аналитического центра «Видео Интернешнл» Cергея Веселова, доходы от социальной рекламы будут фактически "скрытой формой субсидий".
Идею создать "Общественное телевидение России" озвучил в конце 2011 года Дмитрий Медведев (на тот момент президент России). Реализация проекта началась в апреле 2012 года. В июле был назначен гендиректор - Анатолий Лысенко, позднее выбраны члены общественного и наблюдательного советов ОТР. Сейчас на ОТР создают программную сетку вещания, готовятся к производству и закупке контента. Планируется, что ОТР выйдет в эфир в 19 мая 2013 года в сетях некоторых кабельных операторов, позднее будет распространяться в составе первого мультиплекса цифровых телеканалов.
Коммерческой рекламы на «Общественном телевидении России» не будет, заявлял ранее гендиректор проекта Анатолий Лысенко».
30 января в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Нет вещания из «кладовок» «Останкино» говорилось: «ряд членов общественного совета ОТР возмущает тот факт, что глава Общественного телевидения Анатолий Лысенко поверхностно относится к организации работы нового медиапроекта. С этим, по их мнению, связаны проблемы с запуском вещания телеканала. Этот вопрос будет поднят на ближайшем совещании у вице-премьера Владислава Суркова, курирующего Общественное телевидение, - пишут 30 января «Известия».
На волне бездействия общественного совета ОТР многие культурные деятели вообще задумались о необходимости такого органа и их присутствия в нем. Они возмущены тем, что с октября прошлого года никто из руководства ОТР не обратился к ним за помощью и не было проведено ни одного заседания совета.
— Я в этот совет вхожу только на сайте, на деле же ни на одну дискуссию, ни на одно собрание меня не приглашали, хотя изначально это планировалось, — возмущается в разговоре с «Известиями» писатель Сергей Минаев. — Если я «так нужен», то что я там буду делать? У меня свое телевидение есть.
Похожая ситуация сложилась и у президента фонда «Общественное мнение» Александра Ослона. На первое организационное заседание, прошедшее еще в октябре, он прийти не смог, а с тех пор руководство ОТР, в частности Анатолий Лысенко, с ним не связывалось.
— Это было очень давно, в самом начале, с тех пор у меня никакой информации нет, никто со мной не пытался взаимодействовать. Мне было любопытно, что из этого будет развиваться и получаться, но пока сказать мне нечего, — пояснил «Известиям» Ослон.
Телеведущий Владимир Соловьев также не смог ответить на вопрос, чем занимается общественный совет и какие функции на него возложены. При этом он отметил, что ранее встречался с первым заместителем генерального директора ОТР Александром Пономаревым и даже высказал ему свои предложения, однако до сих пор неизвестно, будут ли они как-то учтены.
— Не знаю, приведет ли это к каким-нибудь движениям с их стороны. Не знаю, насколько вообще активен сам общественный совет, потому что с его составом я ни разу не встречался, — заявил Соловьев. — Вообще у меня возникло ощущение, что никто сейчас не понимает, каким образом должно функционировать ОТР, но я буду спрашивать, узнавать, что они планируют.
Писатель Александр Проханов и вовсе назвал общественный совет, который должен был помочь при создании телеканала, «фиктивной структурой» и пояснил, что совершенно не понимает ни роль совета, ни свою, как его члена.
Конфликт в команде Общественного телевидения будет поднят на ближайшем заседании под руководством Владислава Суркова, курирующего ОТР.
— Пусть на заседании разберутся, чья вина в срыве всех сроков запуска и постоянной нехватке денег, — сообщил «Известиям» источник в совете Общественного телевидения.
Сам Анатолий Лысенко заверил «Известия», что вся проблема кроется в недостатке финансов на запуск проекта. Хоть обещанное финансирование было получено, однако ошибка была допущена еще на стадии его планирования.
— Денег вообще никогда не хватает, так что мы рассчитываем на увеличение финансирования. Также надеемся, что решится вопрос с предоставлением нам помещения. Сейчас мы находимся в телецентре, но места, конечно, не хватает, — пожаловался «Известиям» Лысенко. — Предстоит решить вопрос с финансированием содержания, так как сейчас средств не хватает ни на штат, ни на контент ОТР.
В данный момент проблем нет только с аппаратурой, которая будет закуплена на кредит, который выделили телеканалу.
Член общественного совета ОТР, экс-председатель Госдумы Геннадий Селезнев в разговоре с «Известиями» также связал проблемы с денежной стороной вопроса. По его словам, дирекции ОТР приходится «ютится в кладовках телевизионного комплекса «Останкино» и пока никаких шагов по улучшению материального положения со стороны государства не видно.
— Та материальная база, которая сейчас есть, она очень зыбкая. Раз это решение было принято на уровне президента, значит, нужно этим обеспокоиться, чтобы создать элементарные условия для работы дирекции, — рассказал Селезнев. — Пока нет возможности набирать штат, пока телевидение как большая копилка, куда набираются только идеи, каким оно должно быть. Нужны серьезные материальные ресурсы, а главное — начать набирать людей, что пока просто невозможно.
Военный обозреватель Виктор Баранец сетует на то, что в обществе уже повсеместно говорят о невозможности запуска ОТР из-за плохой команды. Однако журналист уверен, что единственное, что мешает начать полноценное функционирование нового медиа, — отсутствие денежных средств.
— Из необходимых средств получена лишь одна восьмая часть финансов на развитие ОТР, — заявил Баранец. — Появилась огромная свора журналистов, которая готова плюнуть в ОТР, но дело только в отсутствии средств.
Председатель совета Общественного телевидения Олег Табаков уверен, что государство не выполнило своих обязательств перед ОТР.
— У нас даже вопросы финансирования еще не решены. Совет в настоящее время не собирается, не функционирует, — пояснил Табаков. — Очень важно, чтобы властные организации, если они всерьез заинтересованы в том, чтобы подобный вид массмедиа существовал в России, решили вопрос с финансированием.
Впервые о создании Общественного телевидения в ходе своего послания в 2011 году заявил Дмитрий Медведев. А в июле прошлого года генеральным директором создающегося СМИ был объявлен Анатолий Лысенко. Планируется, что тестовое вещание ОТР начнет 19 мая 2013 года».
Еще об Общественном телевидении: «ОТВ под ростовщический процент», «Оборона «Звезды», «Сердюков довыступался до «Звезды», «Общественное телевидение погасит «Звезду», «Междусобойчик» либералов набирает обороты», «Наглый либеральный междусобойчик», «Забытая проверка Счётной палаты».
|