«Первый заместитель генерального директора "Аэрофлота" Андрей Калмыков отстранен от руководства коммерческим блоком компании и теперь займется производством на новой для себя должности - первого заместителя гендиректора по производству. Новым куратором коммерческого блока авиакомпании назначен заместитель генерального директора по финансам и инвестициям Шамиль Курмашов. Участникам рынка он известен как профессионал, славящийся своей принципиальностью и независимостью, - сообщил сайт Newsru.com.
Калмыков в своем электронном письме коллегам объяснил эти изменения "ростом объемов производственных задач" и невозможностью "совмещать работу по координации коммерческого и производственного блоков".
Однако, как сообщало ранее интернет-издание "Новый регион", по мнению пресс-секретаря Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирины Тюриной, это - версия самого "героя", которая скорее похожа на хорошую мину при плохой игре. А переброска коммерсанта на производственный участок может быть первым шагом к увольнению.
По данным издания, отстранение Калмыкова связано с расследованием ФСБ его деятельности в "Аэрофлоте" и туристической компании Sunrise, которую он возглавлял до прихода в госкомпанию. Якобы Калмыкову инкриминируется лоббирование интересов Sunrise и продажа крупных блоков мест ей посредством непрозрачные схем на невыгодных для "Аэрофлота" условиях.
Интересно, что первым действием нового куратора коммерческого блока Курмашова стала отмена преференций компании Sunrise - теперь электронные торги по всем билетным квотам будут проходить именно так, как и были задуманы изначально - открыто и непредвзято.
Как писала в декабре 2011 года «Российская газета», с назначением Калмыкова в апреле 2010 года на должность замгендиректора "Аэрофлота" по коммерции со стороны игроков туристического рынка посыпались обвинения в необоснованных преференциях Sunrise. По словам Тюриной, с появлением Калмыкова "Аэрофлот" перестал выставлять на открытые электронные торги направления, которые интересны туроператорам - Анталию, Египет, Таиланд, ОАЭ, Бали, Будапешт, Вену, Карловы Вары. Вместо этого им предложили Амстердам, Брюссель, Дрезден, Краков, куда устойчивого туристического спроса нет. А все лучшие лоты в высокий сезон по выигрышной цене оказались у Sunrise Tour.
Бывшие сотрудники разорившейся "Ланта-тур" утверждали, что именно Калмыков виновен в банкротстве их компании и туроператора "Капитал-тур", так как эти компании были отключены от системы бронирования "Аэрофлота" по его инициативе».
14 февраля в публикации «Ланта-тур». Отдых на грани криминала» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «"Ланта-Тур", один из старейших туроператоров России, заявил о приостановке деятельности, так как не смог договориться о новом кредите с Мастер-банком. В результате у компании не осталось денег на текущие расходы, от чего пострадали тысячи россиян, купившие путевки в "Ланта-туре".
Госбанк ВТБ выдал туроператору "Ланта-тур". Об этом было объявлено вечером 1 февраля главой ВТБ Андреем Костиным.
Ранее министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко заявлял, что "Ланта-тур" получит кредит только на 50-70 миллионов рублей (1,6 - 2,3 миллиона долларов по текущим курсам). Чем объясняется то, что ВТБ в итоге решил выдать туроператору больше денег, не сообщается. По данным газеты "Ведомости", всего "Ланта-Тур" задолжала кредиторам 20 миллионов долларов.
Ставка по кредиту ВТБ составила 12 процентов годовых. ВТБ в отдельном сообщении подчеркнул, что будет "самым тщательным образом будет контролировать целевое использование кредитных средств". По данным СМИ, обеспечением по кредиту выступило, в частности, личное поручительство руководителей туроператора», - сообщала Лента.Ру.
«Ситуация в туристическом сегменте сегодня мало напоминает рыночную, - писал журнал «Компания». - Все решения по-прежнему принимаются в кабинетах руководителей авиакомпаний. Как может учредитель одного из крупнейших туроператоров - компании "Санрайз"- занимать пост первого заместителя генерального директора "Аэрофлота"? Может, и легко. Надо только переписать компанию на своих родственников. С появлением в "Аэрофлоте" Андрея Калмыкова открытые торги на нужные туроператорам направления уже не проводятся. При этом выясняется, что блоки на любимую россиянами Анталию достаются "Санрайзу" по $220 за кресло, что на $100 ниже цены, по которой готовы закупать места другие игроки рынка».
«Электронные торги на блоки мест, которые компания «Аэрофлот» проводила перед началом летнего сезона прошлого года, должны были стать примером вывода из тени российского рынка туруслуг и распространения авиабилетов. Тогда национальный перевозчик широко афишировал максимальную открытость и всем понятные правила игры – история выглядела безупречной, но… Все выигрышные лоты по самому популярному маршруту Москва – Анталья достались только двум компаниям – «Пегас Туристик» и «Санрайз Тур». И это несмотря на то, что, по свидетельствам участников торгов, компании-победители представили не самые сильные предложения, - писал в апреле 2011 года еженедельник «Собеседник».
Недовольство результатами электронных торгов «Аэрофлота» весьма недвусмысленно выразил глава одного из крупнейших туроператоров TEZ-tour Владимир Каганер. «Несмотря на то, что мы одни из первых поддержали идею электронных торгов и приняли в них активное участие, ОАО «Аэрофлот» в одностороннем порядке, без всяких оснований стало изменять результаты выигранных лотов и цены по ним», – указывалось в официальном письме TEZ-tour, направленном в адрес помощника президента России Аркадия Дворковича. Правда, никакого серьезного расследования указанных обстоятельств проведено так и не было. Представители «Аэрофлота» лишь заявили, что внутренние проверки в компании никаких нарушений не выявили.
Казалось бы, «Аэрофлот», являющийся крупнейшим российским авиаперевозчиком, уж никак не должен был прогадать. Однако на деле получилось так, что авиаперевозчик, по сути, себе в убыток стал обслуживать интересы турбизнеса, причем в лице только двух компаний. Эксперты отрасли, не встречавшие столь неприкрытого «схемостроительства» с лихих 90-х, просто разводили руками. И прямо указывали на один факт, который, по их мнению, полностью разъяснял, мягко говоря, неприглядную ситуацию.
Весной 2010 года в авиакомпании произошли очередные кадровые перестановки: на ключевую должность коммерческого директора был назначен Андрей Калмыков, являвшийся на тот момент советником министра транспорта. Впрочем, в транспортной отрасли этот выдвиженец большого авторитета до той поры не снискал. Гораздо больше о его деловых качествах знали в туриндустрии: до своего прихода в Минтранс Андрей Калмыков руководил собственной туристической компанией с названием… «Санрайз». Совпадение действительно из разряда уникальных.
Коллеги по турбизнесу справедливо опасались, что новую должность в «Аэрофлоте» Калмыков использует для лоббирования интересов собственного бизнеса, но тут же получили гневную отповедь. «Андрей Калмыков не работает в компании, и все слухи о «лоббировании» ее интересов в госструктурах не более чем домыслы. Что касается авиаперевозки в Анталью «Аэрофлотом», то, если она состоится, мы будем участвовать в программе наравне с другими туроператорами», – решительно заявил нынешний гендиректор «Санрайза» Дмитрий Мазуров. О результатах такого «равноправия» мы уже знаем, да в том, что касается отхода г-на Калмыкова от участия в «Санрайзе», Дмитрий Мазуров слукавил.
Да, служба в Минтрансе обязывала Калмыкова избавиться от своего бизнеса. И в 2008 году Андрей Калмыков действительно переоформил права собственности учредителя во всех компаниях, входящих в состав «Санрайз». Вопрос лишь в том, на кого. Не мудрствуя лукаво, на самых близких – так надежнее. В марте 2008-го учредителем ООО «Санрайз аудит сервис» становится Оксана Калмыкова, супруга «не имеющего никакого отношения к «Санрайзу» коммерческого директора «Аэрофлота». В мае того же года ей и матери Андрея Юрьевича – Евгении Калмыковой переходят права собственности и на ООО «Санрайз эссет менеджмент» (несколькими годами ранее в состав этой компании Андрей Калмыков включил ООО «Санрайз Тур Груп»). В сентябре 2008 года Оксана Калмыкова становится владельцем еще и ООО «СанЭкспрессТрэвэл», а пост гендиректора Андрей Калмыков передает Дмитрию Мазурову. Тому самому, который в 2010 году будет столь открыто передергивать ситуацию для СМИ.
Весьма характерно, что при переоформлении прав собственности Андрей Калмыков даже не особенно стремился заметать следы – данные о внесении указанных изменений и по сей день можно отследить в Государственном реестре юридических лиц и в базах Росстата.
Всё в тех же официальных базах данных, только уже за 2009 год, всплывают и другие, не менее интригующие подробности. Не успев переоформить права собственности на свой бизнес в пользу жены, Андрей Калмыков вновь становится… генеральным директором (!) своих же компаний. По данным реестра, в 2009 году именно он был назначен гендиректором и ООО «Санрайз эссет менеджмент», и ООО «Санрайз аудит сервис», и ООО «СанЭкспрессТрэвэл»… Действительно, какая уж тут аффилированность, ну-ну…
Впрочем, углубимся подальше. Год назад аналитики авиационной отрасли недоумевали, каким образом пришедшему в Минтранс из бизнеса Андрею Калмыкову удалось получить высокий пост в «Аэрофлоте».
Удивительно, но выясняется, что немаловажную роль в стремительном карьерном взлете сыграла его жена – та самая Оксана Калмыкова, «королева туриндустрии». Оказывается, с авиакомпанией «Аэрофлот» у семьи Калмыковых весьма давние отношения. Отец Оксаны Юрьевны – Юрий Фадеев в начале 2000-х успел весьма «плодотворно» потрудиться в руководстве нашего крупнейшего авиаперевозчика, являясь до 2005 года даже членом совета директоров тогдашней «дочки» «Аэрофлота» – компании «Аэрофлот-Норд».
Деятельность Юрия Фадеева, очевидно, оказалась столь «плодотворной», что в 2000–2001 годах ему даже удалось попасть в список российских миллионеров. Правда, налоговым органам тесть Андрея Калмыкова этим обстоятельством решил не хвастать: по данным его деклараций, за весь 2000 год, находясь на руководящих позициях крупнейшей авиакомпании страны, ему удалось заработать чуть больше 235 тысяч рублей. То есть формально его среднемесячный доход составлял чуть менее 20 тысяч рублей (около 700$). Да и вообще семья Калмыковых, судя по налоговой отчетности, всегда отличалась весьма скромными доходами. Например, Оксана Калмыкова, работая в «Санрайзе», за весь 1999 год заработала всего 2450 рублей – меньше 100 (!) долларов. Ее муж по итогам того же года получил немногим больше – 3600 рублей. Удивительно, как столь неудачливые коммерсанты вообще дотянули до «путинской стабильности».
По всей видимости, «пережить 90-е» Калмыковым удалось потому, что истинный семейный бизнес мог несколько выходить за рамки налоговой отчетности. Как иначе объяснить, например, данные ГИБДД о постановке на учет его транспортных средств. Так, Андрей Калмыков (давний приверженец марки БМВ) сначала приобрел себе БМВ-735, потом – БМВ-5181, затем – БМВ-525XI (не самые дешевые модели). А со времени появления Андрея Калмыкова на высоких чиновничьих должностях и его туристический бизнес резко пошел в гору. По официальным данным Росстата, выручка туристической компании «Санрайз» в 2008 году составила 23,5 млн рублей, а в кризисном 2009 году отчего-то увеличилась более чем в два раза – до 54,4 млн рублей. Можно было бы порадоваться за Андрея Калмыкова, если, конечно, забыть, что к этому бизнесу он «не имеет никакого отношения».
Для справки: в исполнении своих прямых обязанностей коммерческого директора «Аэрофлота» Андрей Калмыков, по мнению участников рынка, несильно преуспел. Отстаиваемая им стратегия компании неоднократно вызывала, мягко говоря, вопросы у членов ее совета директоров.
С напряжением рынок ждет и раскрытия очередной отчетности авиакомпании – есть основания полагать, что финансовые показатели окажутся далеко не блестящими. А как же иначе, если с приходом Андрея Калмыкова «Аэрофлот» фактически переориентировался на обслуживание отдельных игроков отечественного турбизнеса.
Напомним, что вторым победителем электронных торгов стала компания «Пегас Туристик», партнер по чартерной программе некалмыковского «Санрайза». В судьбе «Пегас Туристик» «Аэрофлот» тоже принимает весьма действенное участие. Скажем, месяц назад, в начале марта, по заказу этого туроператора «Аэрофлот» намеревался выполнить два рейса в революционный Египет. И это притом что российский МИД не отменял своих рекомендаций о нежелательности въезда в эту страну! Руководство государственной авиакомпании было готово чуть ли не вступить в открытую перебранку с МИД, лишь бы угодить оборотистым менеджерам «Пегаса».
Другой скандал разгорелся в 2010 году – он касался чартерных рейсов на Кипр. Являясь назначенным перевозчиком на направлении, «Аэрофлот» заявил, что не намерен допускать в этот сегмент никаких конкурентов и что всю чартерную программу будет выполнять сам. И это притом что у «Аэрофлота» и без того традиционно есть регулярные рейсы на Кипр. В итоге компания «Трансаэро», до этого не один год выполнявшая чартерные полеты в эту страну, подала иски в суд, требуя обуздать аппетиты «Аэрофлота».
Эксперты рынка недоумевали, с чего это вдруг наш авиамонстр взялся столь рьяно биться за какие-то чартеры, развитие которых никогда не являлось важным элементом деятельности компании. Действительно странно – особенно то, что эти события «мистическим» образом совпали с началом работы на кипрском направлении компании «Пегас Туристик».
Словом, создается четкое впечатление, что нынешнему коммерческому директору «Аэрофлота» никто не указ. Получается, фактически в одиночку Андрею Калмыкову удалось заставить работать на себя крупнейшую авиакомпанию страны. Вот только сделать это без личного участия или хотя бы просто одобрения более высокого руководства «Аэрофлота» было бы вряд ли возможно», - писал еженедельник «Собеседник».
"Аэрофлот" потерял на этом миллионы долларов. И где, спрашивается, рынок, торги и прочая, как сейчас выясняется, ерунда? - задается вопросом журнал «Компания». - Понятно, что расследование внутри авиакомпании конфликта интересов не видит. Пока Владимир Путин дает деньги из госбанков на спасение туроператоров, никакая комиссия по аудиту ничего не разглядит. Родственные связи, "откаты" и коррупция внутри компаний с госучастием- наша жизнь. Мешают они целой отрасли? Ну и что. Карманы отдельных топ-менеджеров в нашей стране всегда были важнее всяких там рыночных принципов и конкуренции».
|