Так был отмечен вклад Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в создание ЕврАзЭС и Таможенного союза, сообщает РСН. «Вместе с ним такой же награды были удостоены президенты России и Белоруссии. Но при всем уважении к из заслугам общеизвестно, что роль пионера и наиболее последовательного инициатора интеграционной политики на постсоветском пространстве все же принадлежит Нурсултану Назарбаеву. Именно президент Казахстана вскоре после заключения беловежских соглашений и распада Советского Союза предложил лидерам бывших союзных республик собраться в тогдашней столице суверенного Казахстана. В итоге 21 декабря 1991 года была подписана Алма-Атинская декларация, сформулировавшая цели и принципы СНГ. Таким образом, Назарбаев стал одним из ведущих соавторов возрождения политико-экономического союза – конечно, в новом варианте равноправного и взаимовыгодного сотрудничества всех участвующих в нем стран. В этом документе был один важный пункт, зафиксировавший планы формирования общего экономического пространства. Прошло два долгих десятилетия, прежде чем он приобрел осязаемые контуры: с января этого года, наконец-то, стартовал трехсторонний интеграционный проект – Единое экономическое пространство, объединившее экономики России, Белоруссии и Казахстана.
Основа интеграции
Эту идею казахстанский лидер впервые сформулировал в 1994 году в своем выступлении в МГУ, и тогда она многим показалась утопичной, несбыточной. И основания для подобного скептицизма были: независимые страны, еще недавно составлявшие единое государство, старались как можно быстрее дистанцироваться от Москвы, искали новых союзников. Однако Назарбаев не сдавался и последовательно отстаивал необходимость экономического, а затем и политического союза. Когда уже стало очевидно, что СНГ «пробуксовывает», превращаясь в своего рода «дискуссионный клуб президентов», он взял на себя роль «собирателя постсоветских земель».
В июле 2006 года на неформальном саммите СНГ казахстанский лидер выдвинул идею «разноскоростной интеграции», в соответствии с которой в Содружестве может быть выделено ядро государств, готовых от переговоров об условиях объединения перейти непосредственно к самому объединению. Президент Казахстана убеждал партнеров, что нужно, не ожидая, когда выровняются стартовые возможности всех стран-участниц СНГ, объединять усилия там, где для этого сложились условия. Именно благодаря такому подходу были созданы и теперь успешно функционируют ЕврАзЭС, ОДКБ, Союзное государство России и Белоруссии, Шанхайская организация сотрудничества, охватившая не только изрядную часть постсоветских земель, но и ряд стран «дальнего зарубежья». Наконец, на основе ЕврАзЭС - международной интеграционной организации, объединяющей, в том числе, и крупнейшие экономики региона, был сформирован Таможенный союз, а теперь и Единое экономическое пространство.
В своих предложениях Назарбаев исходил из того, что современный мир последовательно идет по пути интеграции. И в русле этих объединительных тенденций, зачатки которых в начале 90-х назад видел казахстанский лидер, он последовательно продвигал идею консолидации. Причем делал это весьма настойчиво, несмотря на непонимание и скепсис некоторых политиков. И результаты интеграционных процессов не замедлили сказаться. Так, по данным Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), появление Таможенного союза, договор о создании которого был подписан в ноябре 2009 года, способствовало существенному росту внутрисоюзной торговли. К концу 2010 года общий товарооборот между тремя странами возрос более чем на четверть, а к концу 2011 года — на две трети. Увеличился и объем двусторонней торговли. Скажем, товарооборот Казахстана (экспорт и импорт) с Россией и Белоруссией с 2009 по 2011 год вырос почти на 80%. Таким образом, за рекордно короткое время новый союз доказал свою эффективность и взаимную выгоду.
Выступая в декабре этого года с Посланием народу Казахстана, Нурсултан Назарбаев отмечал: «С 1 января 2012 года начался практический этап создания Единого экономического пространства с участием Казахстана, России и Беларуси. Это огромный рынок, с суммарным ВВП в 2 триллиона долларов США, объединяющий 170 миллионов потребителей, должен научить наш бизнес конкурировать. При этом, в этом экономически-интеграционном процессе Казахстан не потеряет ни части своего политического суверенитета».
Прагматичный подход
Сейчас наступает качественно иной этап интеграции. К 2015 году будет создан Евразийский союз, куда войдут страны Таможенного союза, но, возможно, и другие. Уже готовы присоединиться к нему Киргизия и Таджикистан, ведутся жаркие дискуссии по этой теме и на Украине, где у ТС становится все больше сторонников. «Наша ближайшая цель – создать Евразийский экономический союз, - недавно заявил Президент Казахстана. - При этом мы четко заявляем, что вопросы будут решаться консенсусом. Политический суверенитет не будет ущемляться».
«В моей идее о создании Евразийского союза никогда не было и нет ни маниловщины, ни заслоняющего будущее политического ностальгизма, - отмечал Нурсултан Назарбаев. - В её основе всегда был и остается прагматичный подход, отрицающий любые формы насилия политики над экономикой, какими бы благими намерениями или целесообразностями они не прикрывались». В свое время европейцам потребовалось 40 лет, чтобы пройти путь от Европейского объединения угля и стали до полноценного Евросоюза. Нынешние темпы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве позволяют лидеру Казахстана предсказать, что мы можем одолеть эту дорогу быстрее. «Становление Таможенного союза и ЕЭП идет гораздо динамичнее, поскольку учитывает опыт ЕС и других региональных объединений, - считает он. - Мы видим их и сильные, и слабые стороны. И в этом наше очевидное преимущество, позволяющее избежать ошибок, не допустить воспроизводства разного рода бюрократических навесов». По его мнению, сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами — такими как ЕС, США, Китай, АТЭС — обеспечивать устойчивость глобального развития. Речь, конечно, идёт не только о тесном и взаимовыгодном экономическом сотрудничестве. Понятно, что следующим шагом к интеграции должно быть и более тесное взаимодействие во внешнеполитической сфере.
Общий вектор развития
Нурсултан Назарбаев в своих последних инициативах, озвученных в сентябре на юбилейной сессии Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), предложил создать общую платформу евразийской и евроатлантической безопасности совместно с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Он напомнил, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе действуют различные многосторонние региональные и трансрегиональные объединения, но, вместе с тем, «в отличие от Европы с ее развитыми институтами в области безопасности, Азия не располагает системой общеконтинентального масштаба, подобной ОБСЕ». Отныне, по идее казахстанского лидера, есть возможность сформировать и политическую основу для платформы вполне конкретного объединения стран как постсоветского, так и евразийского пространства. Теперь все зависит от того, сумеют ли независимые страны найти общий интерес, общие точки соприкосновения, а главное – общий вектор развития на годы и десятилетия вперед»,- сообщает РСН.
К 2015 году планируется создать Евразийский экономический союз. Этот принципиальный курс был закреплен Н.А.Назарбаевым в новом Послании «Стратегия: «Казахстан-2050». Так, в числе основных приоритетов реализации внешней политики президент Казахстана особо отметил: «Мы будем укреплять Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Наша ближайшая цель – создать Евразийский экономический союз».
|