«Серьезные кадровые изменения произошли в Следственном департаменте МВД РФ. В обновленной структуре Следственной части этого ведомства не нашлось места начальнику одного из ключевых управлений Павлу Лапшову, который последние годы курировал "дело Магнитского, а также замруководителю одного из отделов Наталье Виноградовой. Она не только входит в "черный" список сенатора Кардина, но и обвинялась журналисткой и оппозиционером Ольгой Романовой в получении взятки в $1,5 млн, - сообщает агентство “Росбалт”.
В начале октября вся Следственная часть (СЧ) СД МВД РФ была выведена за штат в связи с "организационно-штатными" изменениями. На прошлой неделе были утверждены новые структура и штат полицейского следствия. Как выяснилось, они претерпели существенные изменения. Так, в списке сотрудников СЧ не оказалось замначальника отдела по расследованию особо важных дел о преступлениях в кредитно-финансовой и бюджетной сферахНатальи Виноградовой. Она входит в составленный американским сенатором Бенджамином Кардином список лиц, которым предложено запретить въезд в США, поскольку они якобы причастны к преследованию юриста Сергея Магнитского. Наталья Виноградова долгое время являлась непосредственным руководителем следователя Олега Сильченко (он вошел в число сотрудников обновленной СЧ), расследовавшего дело в отношении Магнитского. На многих документах по этому делу стоит ее подпись.
В последнее время вокруг Натальи Виноградовой разразилось немало скандалов. Вначале известная журналистка и оппозиционер Ольга Романова сообщила в СК РФ о том, что Виноградова будто бы получила от нее $1,5 млн за прекращение дела против ее мужа бизнесменаАлексея Козлова. А в июне 2012 года Пресненский суд отменил постановление СУ СК РФ по Москве об отказе в возбуждении дела против Виноградову по заявлению адвоката Владимира Подолякина. Он также утверждал, что передал следователю деньги за "нужный" исход одного из расследований, находившихся в производстве МВД РФ.
В списке сотрудников измененной СЧ не оказалось начальника управления по расследованию организованной преступной деятельности Павла Лапшова. Именно он последние годы курировал "дело Магнитского", его подпись стоит на многих документах, легших в основу доклада, который летом 2012 года члены Совета Федерации РФ зачитали в Сенате США. В этом труде объяснялось, что никаких нарушений при расследовании "дела Магнитского" не допускалось, арест юриста был законным, а его смерть стала результатом неправильного лечения в московском СИЗО.
Кстати, именно Сергей Бородулин и будет курировать в СД МВД РФ работу Следственной части.
Управление по расследованию организованной преступной деятельности вместо Лапшова возглавил Михаил Александров. В начале 2000-х годов он работал в МВД вместе с нынешним начальником Следственного департамента Юрием Алексеевым, потом перешел вместе с ним в Генпрокуратуру. А когда Алексеев возглавил следствие полицейского ведомства, в него вернулся и Александров.
Источник "Росбалта" в правоохранительных органах отметил, что Лапшов и Виноградова пока находятся на больничном. Они остаются в распоряжении руководства и не исключено, что еще могут получить какие-нибудь должности в системе МВД РФ. Правда, уже не в Следственной части. "К Лапшову не может быть никаких серьезных нареканий, он отличный профессионал, — рассказал собеседник агентства. — Просто после прихода в СД МВД РФ Алексеева происходит смена команды. А Лапшов был человеком предыдущего руководителя СД Валерия Кожокаря. С Виноградовой более тяжелая ситуация. Неизвестно еще, какое решение по ней вынесет СК РФ"».
По-разному складывается судьба следователей, причастных к «делу Магнитского».
В начале августа в публикации «Банда Магнитского» дошла до Лондона» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «следователь Павел Карпов, фамилия которого фигурирует в "списке Магнитского", подал иск о защите чести и достоинства в Высокий суд Лондона. Ответчиком выступает Джемисон Файерстоун, управляющий партнер Firestone Duncan - компании, в которой работал Сергей Магнитский.
В иске, который был зарегистрирован в базе Высокого суда еще 4 мая, Карпов требует возмещения ущерба, нанесенного ему публичными заявлениями Файерстоуна о том, что он, Карпов, причастен к гибели юриста, который скончался в СИЗО», - сообщала Лента.Ру.
«Карпов просит возместить ущерб, нанесенный ему голословными утверждениями Файерстоуна, опубликованными в интернете в статье «Российское преступление века» и связанными с ней видеороликами Russian untochables, - писали «Ведомости». - Также он просит установить судебный запрет на дальнейшее распространение Файерстоуном порочащих Карпова заявлений. Истец просит возместить судебные расходы, но сумму компенсации не заявляет, оставляя ее на усмотрение суда.
Файерстоун обвиняет майора МВД Карпова в том, что он один из участников банды, укравшей из российского бюджета более 3 млрд руб. Для этого хищения, по версии Файерстоуна, Карпов использовал документы и печати, изъятые во время обыска в Firestone Duncan. А когда Магнитский попытался разоблачить воров, Карпов, по версии Файерстоуна, был в числе лиц, инициировавших заключение юриста под стражу. Один из видеороликов Russian untochables целиком посвящен Карпову и уличает его во владении имуществом на сумму свыше $1 млн, что не соответствует доходам Карпова.
«Источник, близкий к Карпову, говорит, что исков в Высокий суд уже не один, а два, - пишет газета. - Второй, аналогичного содержания, подан к Hermitage Capital Management, на которую работала Firestone Duncan, и лично к владельцу Hermitage Биллу Браудеру. Карпов подтвердил, что такой иск подан. Представитель Hermitage и Браудера не подтверждает и не опровергает факт подачи иска: «Если такой иск Карповым подан, то мы ждем возможности представить факты данного дела независимому суду. Такая возможность появится впервые за почти уже три года, прошедшие со дня гибели Сергея Магнитского».
По данным газеты, Карпов не сразу обратился к английскому правосудию. В 2010 г. он просил возбудить против Файерстоуна и Браудера уголовное дело о клевете российскую Генпрокуратуру. Знакомый Карпова знает, что возбуждено оно не было. А в 2011 г. Карпов подал иск о защите чести и достоинства в Пресненский суд Москвы, но суд отказался принять иск.
«Рассмотрение судом подобных споров обходится очень дорого, особенно если одна из сторон имеет возможность нанять хороших адвокатов и они готовят много доказательств. Процесс по делу Карпова против Hermitage может стоить сотни тысяч фунтов», - отмечают «Ведомости».
Как сообщало в конце июня в публикации «Странные совпадения «Списка Магнитского» Агентство федеральных расследований FLB, «новая порция удивительных совпадений: фигуранты «списка Магнитского» летали за границу одними и теми же рейсами, а экс-глава «Ренессанс Капитала» проходил паспортный контроль в ОАЭ вместе с налоговой чиновницей Ольгой Степановой
Коллеги Сергея Магнитского в день утверждения международным комитетом Сената США законопроекта о санкциях против российских чиновников, причастных к уголовному преследованию погибшего юриста фонда Hermitage Capital, представили очередной видеоролик из серии «Каста Неприкасаемых».
На этот раз Hermitage сконцентрировался на описании схемы работы «организованной преступной группы», в центре которой, по версии фонда, находился бывший владелец Универсального банка сбережений (УБС) Дмитрий Клюев. Именно на счета УБС уходили из бюджета налоги, которые были возвращены похищенным у Hermitage фирмам на общую сумму 5,4 млрд рублей, утверждал Магнитский.
Его коллегам удалось выяснить целый ряд фактов, косвенно свидетельствующих, по меньшей мере, о высокой вероятности контактов между предполагаемыми организаторами и участниками махинаций по хищению миллиардов рублей из бюджета.
Среди тех, кого Hermitage упоминает в новом ролике, оказались высокопоставленные фигуры российского инвестбанковского сообщества – зампред совета директоров «Тройки Диалог», экс-президент Renaissance Group Игорь Сагирян и бывший первый вице-президент «Тройки» и «Ренессанс Капитала», выходец из спецслужб, а ныне – сенатор от Еврейской автономной области Владимир Джабаров.
В ноябре 2008 года, накануне ареста Магнитского, Сагирян вылетел в Дубай. Вместе с ним в ОАЭ отправился и Джабаров. Еще несколькими днями ранее в Дубае приземлился борт с Ольгой Степановой и ее супругом Владленом – единственным «публичным» фигурантом «дела Магнитского», утверждает Hermitage. По данным фонда, обратно чета Степановых и Сагирян не только летели одним рейсом, но и практически одновременно – с интервалом в несколько секунд – прошли паспортный контроль в дубайском аэропорту.
Сагирян, подняв свое расписание 2008 года, рассказал Forbes, что действительно был на том рейсе, но со Степановой и ее мужем не знаком. По его словам, он летал в Дубай вместе со своим другом, на тот момент первым вице-президентом «Ренессанс Капитала» Джабаровым отдохнуть и проверить, как работает его только что открывшийся ресторан «Пинг-Понг» (ресторан с таким названием и сегодня существует в The Dubai Mall). «Меня обвиняют в преступлениях только на основании того, что я оказался в одном самолете с этими людьми», – заявил он.
В «Ренессанс Капитале» Forbes сообщили, что компания не отправляла ни Сагиряна, ни Джабарова в «командировку в Дубаи в качестве представителей компании в указанные даты».
Зампред совета директоров «Тройки» упоминается Hermitage в контексте еще одного эпизода: примерно за год до случая в Дубае он якобы встречался в Лондоне с владельцем инвестфонда Биллом Браудером и предлагал ему ликвидировать похищенные у Hermitage фирмы, впоследствии использованные мошенниками для возврата налогов.
Сагирян излагает свою версию событий: к нему обратился коллега Магнитского, партнер Firestone Duncan Джемисон Файерстоун, попросив помочь Браудеру в решении проблем с налоговыми органами и похищением компаний. Банкир был готов помочь юристами, но при условии, что глава Hermitage исключит из своих выступлений политические нападки на руководство страны. Сагирян объясняет, что из-за нападок на инвестфонд страдал бизнес «Ренессанса», который оказывал Hermitage брокерские услуги. Когда он встретился с Браудером в Лондоне по просьбе Файерстоуна, на встрече глава Hermitage заявил, что считает, будто «Ренессанс Капитал» может быть связан с его проблемами. «Я встал и ушел. Я не знаю, что они хотели от меня тогда, но они меня подставили», – говорит Сагирян.
Он не отрицает факта знакомства с Дмитрием Клюевым. Как следует из показаний бывшего топ-менеджера «Ренессанса» Юрия Сагайдака по делу о попытке хищения акций Михайловского ГОКа, именно Сагирян впервые посоветовал банку экс-владельца УБС как профессионального консультанта для возврата излишне уплаченных налогов.
Hermitage в подтверждение своей непричастности к делу о хищении 5,4 млрд рублей всегда ссылается на «эпизод «Ренессанса». В 2006 году с двумя компаниями, которые ранее принадлежали управлявшемуся структурами банка фонду Rengaz Holdings Limited, была провернута афера, вплоть до нюансов напоминающая «дело Магнитского». Одна и та же схема обращения фирм за якобы переплаченными налогами, одни и те же суды в и налоговые инспекции в Москве и Казани, принимающие решения о возврате денег, один и тот же адвокат Андрей Павлов, участвующий в процессах, и даже одни и те же подставные директора компаний-истцов, некоторые из которых «по совместительству» были директорами УБС. В «эпизоде «Ренессанса» из бюджета были возвращены 2,9 млрд рублей – на счета все того же банка Дмитрия Клюева. Сама компания всякую причастность к налоговым махинациям отрицает: на момент описанных транзакций Rengaz фирмами уже не владел.
В новой серии «Касты Неприкасаемых» приводятся и другие сведения о совместных путешествиях фигурантов «списка Магнитского». Так, Клюев и его доверенное лицо юрист Павлов неоднократно теми же или близкими рейсами летали на Кипр и в ОАЭ с майором МВД Павлом Карповым. В свое время этот полицейский вел все то же дело Михайловского ГОКа, основным фигурантом которого был экс-владелец УБС (в итоге он отделался условным сроком), а позднее стал одним из основных следователей по делу Магнитского.
С Клюевым удалось связаться газете Financial Times. Он не стал отрицать, что мог летать в Ларнаку одновременно с Карповым, но гипотезу о якобы обсуждавшихся за рубежом преступных схемам назвал «абсолютной чушью». «Вы вообще представляете, сколько россиян летают в Ларнаку? Это похоже на вторую Россию», – заключил Клюев», - писал тогда Forbes.