22 октября 2012 года Центральный выборный комитет оппозиции обещает подвести итоговую черту под очередным прожектом с громким называнием - выборы в координационный совет российской оппозиции. Однако попытка оппозиционеров на собственном примере продемонстрировать гражданам и власти высокие «стандарты демократии», «честности и прозрачности» избирательного процесса, очевидно, потерпели фиаско, превратившись в фарс. «Правила игры меняются регулярно и по ходу пьесы. Чурову такие вольности и не снились» - констатировал один из активистов.
Откуда есть пошел ЦВК…
Разобраться в затеях оппозиционеров задача, надо сказать, не такая уж и простая. Вот кто сегодня четко скажет, что Центральный Выборный Комитет, отвечающий за проведение «честных выборов» оппозиции - орган легитимный? Откуда он взялся? Ответ вроде бы лежит на поверхности – активисты оппозиции, входившие в оргкомитет по проведению акций протеста на Болотной площади и проспекте Сахарова, приняли решение и о выборах в КСО, и о создании ЦВК во главе с Леонидом Волковым. Но вот что ровно месяц назад, 22 сентября 2012 года, об оргкомитете говорил сам г-н Волков. «У Оргкомитета нет регламента работы, нет фиксированного членства, нет порядка оформления принятых решений. Оргкомитет протестных действий - это просто группа рассылки, на которую подписано человек 40. Протоколы не ведутся, решения не оформляются. Говорить в такой ситуации о легитимности принятых решений (когда даже понятие кворума не определено точно) - просто смешно» делился г-н Волков с широкой публикой, впрочем, отмечая, что для того-то, дескать, и проводятся выборы в КСО, дабы придать легитимность. Вопрос, как нелегитимный Оргкомитет может произвести на свет легитимные решения, в том числе легитимный ЦВК и его, так сказать, председателя, который ответственно проведет «честные выборы», тонет в словесных потоках разнообразных объяснений, оставляя, однако, главный вопрос без ответа.
Как бы выборы
Разумеется, такой странный подход к серьезному вроде бы делу потянул за собой и остальные проблемы, начиная с явной подгонки (изначально как бы утвержденных) правил под текущие нужды то ли отдельных кандидатов, то ли самой ЦВК и заканчивая продлением дня голосования до удобного организаторам момента. Однако с точки зрения ЦВК получается, что проблемы хоть и есть, но они не имеют решающего значения. «Правила нельзя прописать достаточно. Если бы можно было прописать правила достаточно, в мире не было бы института судов и юристов — гражданских и арбитражных» заявил глава ЦВК Леонид Волков. По его словам, «важно не то, что написали в правилах, важно кто и как разрешает разночтения». Хорошо хоть не сказал, о не важности того как голосуют, и важности того «кто и как подсчитывает голоса» - хотя в случае с ЦВК это было бы вполне уместно.
«Мы здесь суд»
Более того, в случае с ЦВК и выборами КС оппозиции Волков, по сути, предложил, воспринимать ЦВК еще и «как суд присяжных». Проще говоря, кандидат, который счел свои права нарушенными, в том числе и со стороны ЦВК, может рассчитывать на рассмотрение своих претензий коллегией ЦВК. Это напоминает известный замкнутый круг, когда жалобу гражданина на как-нибудь орган власти разбирает тот самый орган власти, на который, собственно, и жалуется гражданин. В обычных выборах, если уж на то пошло, избиркомы всех уровней вынуждены отвечать за свои действия в судах. А тут, выходит, сами себе – и избирком, и суд. Уют, комфорт и демократия, что тут еще скажешь. Ну а если вновь поднять вопрос о легитимности возникновения ЦВК, то непременно вся конструкция, выстроенная оппозицией, падает. Хотя еще в сентябре г-н Волков, постфактум, признавал, что наличие аналога третейского суда – необходимость. Но осознание пришло почему-то «задним умом», а потому функции суда без всяких стеснений водрузили на ЦВК.
Особенности здравого смысла
Вообще, словесные и смысловые кульбиты от главы ЦВК Леонида Волкова в сети давно уже никого не удивляют. Несколько проигранных судов за свои скоропалительные заявления и утверждения хотя и показательны, но борцов «за честные и чистые выборы» явно не волнуют. Это же только к репутации чиновников можно громко предъявлять претензии, а на своих единомышленников обращать повышенное внимание явно не с руки. Но если б все же обратили внимание, то и с выборами КСО, возможно, было бы намного меньше проблем. Вот, например, ситуация, как выражаются в сети, с «выпиливанием» кандидатов в КС. Оказывается, массовое приглашение всех желающих принять участие в демократической процедуре было… ошибкой. «Ошибка была в том, что мы слишком нагло сказали, что зарегистрируем любого человека. Не надо было так говорить. У нас выборы оппозиции. Надо было говорить, что мы зарегистрируем любого человека, которого нам позволяет зарегистрировать здравый смысл» - убежден Волков, хотя на вопрос о том, что же такое в данном случае «здравый смысл» он внятно не ответил. И если опять же сравнивать такой подход с официальной системой выборов, против которой борется оппозиция, то результат отнюдь не в пользу оппозиции, хотя бы потому, что в одном случае идет апелляция к законам. А в случае с Волковым к вольной, в силу, так сказать, собственного понимания, трактовке «здравого смысла». Сегодня его выгодно понимать так, завтра эдак, а послезавтра и вовсе забыть о нем.
«Такого даже нынешняя власть не делает»
Происходит это примерно так. «Снятие неугодных кандидатов – по каким-то причинам г-н Волков и стоящие за ним люди берут на себя право быть судьями и называют МММщиков мошенниками и жуликами, не имеющими права принимать участия в голосования. Господин Волков, вы считаете, что имеете право ограничить права выбирать и быть избранным? Такого, простите, даже нынешняя власть, в пику которой создается КС, не делает. К тому же вы опять на ходу меняете придуманные вами же правила. Но мы уже привыкли, вы делаете это постоянно» - возмущался Николай Беляев кандидат, которого, по его словам, «выкинули». «Правила игры меняются регулярно и по ходу пьесы. Чурову такие вольности и не снились» - констатировал и другой активист. И это еще один «черный шар» в электронную урну ЦВК и Координационного Совета оппозиции, который формируют способом, который назвать «честными выборами» невозможно даже с большой натяжкой. Тем не менее, сочувствующая оппозиционерам пресса и эксперты вовсю куют «светлый образ» выборов в КСО – надо же как-то легитимировать нелегитмируемое. Впрочем, закономерным финалом всей этой истории может стать демарш несогласных с итогами выборов в КСО и очередной виток «атомизации» оппозиции. «Часть кандидатов собираются требовать пересмотра итогов голосования, если оно пройдет не в их пользу, а также инициировать создание альтернативного КС органа" – отмечает пресса.
«Чёртово колесо» оппозиции
И такой поворот вполне реален. И дело даже не в пресловутой, сомнительной Ddos-атаке на ресурсы ЦВК, на основании которой «день выборов» был превращен в три дня. И не в том, что есть сомнения в реальности списков избирателей А в том, что не соблюдались элементарные правила выборов. Не случайно же в Твиттере появилось сообщество #ОбманКС, где пользователи то и дело указывали на фокусы ЦВК. Вот, например, представьте себе ситуацию на выборах любого уровня: кандидат снимает свою кандидатуру. Избирком (реальный), действуя по закону, сидит всю ночь и вычеркивает отказника из бюллетеня. Иначе вся процедура голосования может быть легко поставлена под сомнение и оспорена, а избиратели будут банально обмануты. Оппозиция подняла бы крик, это уж точно. Но никого крика и скандала нет, когда явное нарушение, в первую очередь прав избирателей, касается самой оппозиции. Так что же случилось на «честных выборах» в КСО? Да можно сказать ничего, если не считать того, что ряд кандидатов, снявший свои кандидатуры по разным мотивам, в том числе и недоверия к ЦВК, остался в списках для голосования. Так произошло с Олегом Лурье и Константином Янкаускасом, снявшими свои кандидатуры с дистанции. Ну а под занавес голосования ЦВК совершил очередное «чудо», упростив процедуру голосования до банальности – верификация избирателей начала проходить «по фотографии, за две минуты». И это пять же напоминает те самые «дополнительные списки избирателей» к которым оппозиция регулярно предъявляет претензии, заявляя о «каруселях». Но здесь, в ситуации с выборами в КСО, даже не «карусель», а какое-то «чертово колесо» получается. И это, надо полагать, еще не весь вскрытый арсенал чудодеев из ЦВК.
|