«Глава кремлевской администрации Сергей Иванов поддержал идею запретить чиновникам владеть счетами за рубежом, однако в отношении жилья призвал к «дифференциации», - сообщает интернет-газета «Взгляд».
«Одно дело – замки в Швейцарии, другое дело – двухкомнатная квартира в «хрущобе» в Болгарии», – пояснил Иванов.
В Кремле решили вмешаться в спор о том, не разрешить ли чиновникам и парламентариям иметь за границей банковские счета и недвижимость, хотя бы и «скромных» размеров. В четверг глава президентской администрации Сергей Иванов поддержал соответствующий законопроект, внесенный в Госдуму в августе, но при этом оговорил, что в отношении недвижимости запрет не должен быть тотальным.
«Я считаю, что чиновники не должны ни под каким видом иметь счетов в загранбанках. Что касается собственности, то здесь все сложнее», – заявил Иванов. Чиновник выразил надежду на то, что депутаты ко второму чтению законопроекта введут соответствующую дифференциацию между объектами недвижимости в зависимости от страны, в которой она находится, и ее стоимости.
«Одно дело – замки в Швейцарии, Великобритании, другое дело – двухкомнатная квартира в «хрущобе» в Болгарии, например, в Варне, которая по стоимости раз пять дешевле, чем в Сочи квартира. Другой вопрос – собственность в Крыму. Что это?!» – риторически спросил Иванов. По его словам, нельзя рубить сплеча по принципу «ни одного квадратного метра за границей, и все».
«И потом, кому-то из чиновников, извините, старый деревенский домик мог достаться просто по наследству. И что с ним делать?! Поэтому я уверен, что ко второму чтению будут какие-то внесены коррективы, поправки по собственности», – добавил глава кремлевской администрации.
Соавтор законопроекта, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков («Единая Россия»), который одновременно возглавляет аппарат Общероссийского народного фронта (ОНФ), заявил, что концепция закона должна остаться неизменной – речь идет о новых моральных стандартах для элиты. В частности, хранить деньги в зарубежных банках или вкладывать их в зарубежную недвижимость должно стать аморальным.
«Принципиальная точка зрения ОНФ – ни недвижимость, ни счета, ни ценные бумаги не должны находится за пределами Российской Федерации, – заявил Лысаков. – Все должно быть здесь, и все должно работать на российский бюджет».
Однако после выступления Иванова Лысаков выразил готовность обсуждать поправки к документу: «Вопрос о возможных изменениях в законопроект, который концепции не будет затрагивать, правомочен. Как правило, к первому чтению законопроект представляет собой из себя некую концепцию, ту, которую я обрисовал – новые стандарты, ограничения и запреты для власти. В этой части закон соответствует и запросам общественным, и концепции, на которой он сформирован».
Лысаков полагает, что в принципе можно разрешить чиновникам сохранять за собой недвижимость на сумму в пару сотен тысяч долларов.
«Учитывая соотношение цен и некие принципы справедливости, которые помогут нам в данном случае – в недвижимости, можно посчитать средний доход чиновника, исходя из его зарплаты за 10–15 лет, – сказал депутат интернет-газете «Взгляд». – Эта сумма может исчисляться парой сотней тысяч долларов. То есть это сумма, которую мы можем сосчитать, исходя из средней зарплаты чиновника. Эта сумма может быть, теоретически, вложена в недвижимость».
Лысаков в качестве примера для возможного послабления в законе привел недвижимость, расположенную на постсоветском пространстве: «Тот же Крым, Белоруссия, Украина и так далее, ближнее зарубежье: наши друзья и партнеры многолетние – Болгария, а, может, и чуть дальше». По его мнению, если исходить из ее стоимости – «действительно – не многомиллионные особняки, а достаточно скромное жилье, которое даже в абсолютном выражении дешевле, чем наши «хрущевки» в Москве стоят, то такая постановка вопроса правомерна».
«Теоретически я не исключаю, что поправки могут быть, и не исключаю предложения коллег, например, по поводу некоей недвижимости, исходя из ее стоимости и адекватной стоимости такой же недвижимости в Российской Федерации», – предположил депутат.
Лысаков выразил надежду на то, что законопроект останется «жестким», но получит акцент на ограничения, а не на запреты. «Запрет на денежный счет, на ценные бумаги поддерживается абсолютно всеми, – напомнил соавтор документа. – И премьер говорил об этом, президент концептуально поддержал законопроект. Он не говорил ни о каких исключениях».
В августе представители всех четырех думских фракций внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, запрещающий госслужащим всех уровней иметь недвижимость за границей и открывать счета в зарубежных банках. Санкции за его нарушение могут составить до 10 млн рублей штрафа или до пяти лет лишения свободы. В первом чтении нижняя палата может принять документ в октябре.
Однако в начале недели зампред комитета Совета Федерации по социальной политике Юрий Смирнов предложил внести в документ поправки, назвав «вполне допустимым» иметь за границей «определенного размера квартиры, дома, участки или счета в банке». Как пояснил сенатор, разрешенная квартира должна быть площадью не более 100 квадратных метров, а дом – не более 200 квадратных метров на участке площадью до 10 соток. Размер счета чиновника в зарубежном банке не должен превышать 100 тысяч долларов. По его словам, эти средства могут понадобиться для обучения детей или лечения за рубежом.
Смирнов отметил, что многие чиновники, сенаторы и депутаты занимались в прошлом бизнесом, став опытными, компетентными людьми, знающими реалии политической и экономической жизни страны. «Нельзя допустить, чтобы им отсекался путь во власть лишь из-за владения недвижимостью за рубежом», – убежден он.
Ранее лидер фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Воробьев сообщал о том, что чиновникам, скорее всего, разрешат иметь «скромную» недвижимость за рубежом и учить там своих детей.
Президент Владимир Путин называл возможным введение ограничений для чиновников на владение иностранной недвижимостью и счетами за рубежом, отмечая, что такие меры в какой-то степени будут способствовать борьбе с коррупцией. В то же время премьер-министр Дмитрий Медведев не считает, что такие меры укрепят госслужбу, так как недобросовестные чиновники просто будут переписывать недвижимость на своих родственников.
Российское общественное мнение, согласно проведенному в августе опросу Фонда общественного мнения (ФОМ), в большинстве своем поддержало законопроект: 66% респондентов одобрили инициативу, и только 10% – нет. Примерно четверть опрошенных затруднились с ответом.
Из тех, кто поддерживает законопроект, 26% уверены, что таким образом прекратится вывоз капиталов из страны, деньги будут работать на российскую экономику. Другие 16% полагают, что деньги на зарубежных счетах получены в результате коррупции, таким образом удастся косвенно снизить ее уровень. Еще 8% полагают, что упростится контроль за доходами чиновников, а 4% уверены, что хранить деньги на родине следует просто по патриотическим соображениям.
Среди противников законопроекта 4% полагают, что такие вопросы – это личное дело каждого, люди вправе сами распоряжаться своими деньгами. Всего 1% назвали законопроект бессмысленной мерой».
В начале августа в публикации «Кремлю не дают покоя зарубежные активы» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «в Госдуму внесены сразу два законопроекта, которые ужесточают контроль за зарубежными активами чиновников. Один из них требует от чиновников избавиться от заграничного имущества, а второй лишь обязывает публично сообщить о том, что у них есть собственность в другом государстве.
Источник в Кремле объясняет, что более жесткий и более мягкий варианты понадобились, чтобы прощупать общественное мнение. При этом, отмечает он, у власти есть четкая установка ужесточить контроль за иностранным имуществом чиновников.
Напомним, что первым был внесен мягкий вариант — в последние дни весенней сессии Госдумы его составили вице-спикер от «Единой России» Сергей Железняк и «эсер» Илья Пономарев. Вдохновившись этой идеей, группа депутатов от всех четырех фракций написала более жесткий законопроект, который обязывает практически всех чиновников — от депутатов до силовиков — и вовсе избавиться до середины 2013 года от всех иностранных владений.
В администрации президента утверждают, что не прикладывали руку ни к одному из этих законопроектов.
— Мы были в курсе, что оба документа готовятся, и ни против одного из них не возражали. Дальнейшее — предмет внутридумских дискуссий, — говорит источник в Кремле.
По его словам, у АП в данной ситуации нет предпочтений.
— Надо сначала посмотреть, в каком направлении будет развиваться дискуссия, — поясняет собеседник «Известий», уточняя, что речь идет в том числе о публикациях в СМИ, высказываниях в интернет-среде.
Не исключено, продолжает источник, что в итоге будет принят какой-то компромиссный вариант закона.
— В целом идею ужесточить контроль над доходами и имуществом чиновников мы разделяем. Если ты хочешь иметь дом в Сен-Тропе, не иди в чиновники и депутаты. Во всех странах по отношению к чиновничеству используются очень жесткие ограничительные меры, а у нас молодые люди хотят быть чиновниками, потому что эта работа более выгодная, чем бизнес, — сетует собеседник «Известий».
В Кремле решительно настроены «пристегнуть чиновников к Родине», говорит собеседник «Известий».
— Если будет принят более жесткий вариант, значит, власть готова решительно бороться и продемонстрирует готовность совершить несколько публичных «казней». А они реально ожидаются, — утверждает источник.
За более мягким вариантом законопроекта стоит либеральная часть элиты — первый вице-премьер Игорь Шувалов, рассказал собеседник «Известий». За жестким — силовики — они имеют много информации, но у них нет инструмента, чтобы ею воспользоваться.
Сами авторы законопроектов никак не могут определиться, кому же принадлежит пальма первенства. Один из авторов жесткого законопроекта — депутат-«эсер» Александр Агеев рассказал «Известиям», что изначально идея принадлежала «Справедливой России». Соавтор Агеева — единоросс и «фронтовик» Вячеслав Лысаков, напротив, считает, что идея родилась «в недрах «Народного фронта».
По словам Лысакова, формально спусковым крючком для написания более жесткого законопроекта действительно стал документ, внесенный Пономаревым и Железняком.
— Но тему контроля над доходами и имуществом чиновников актив ОНФ обсуждал между собой и ранее, — утверждает депутат.
Между тем среди соавторов документа фигурируют представители оппозиционных думских фракций, которые к ОНФ никакого отношения не имеют.
— Дело в том, что «Народный фронт» — более представительная структура, чем любая партия, — говорит Лысаков. — Наша инициатива отражает запрос широких народных масс на контроль за чиновниками и депутатами.
Тем не менее, сами авторы жесткого законопроекта не верят, что их вариант поддержат. Агеев считает, что, скорее всего, будет принят вариант Железняка, а Лысаков оценивает шансы 50:50.
Автор более «мягкого» варианта вице-спикер Сергей Железняк заявил «Известиям», что готов проголосовать за второй законопроект, если правовая экспертиза установит, что он не ущемляет прав граждан. Свой вариант он, кстати, уже отправил на такую экспертизу, и никаких нарушений прав граждан в нем правоведы не нашли.
— Понятно, что более жесткий вариант будет пользоваться большей поддержкой у населения. Необходимо действовать безотлагательно, прежде всего установить объем того имущества, которое есть у чиновников за границей, — говорит Железняк. — Если правовая экспертиза установит, что полный запрет на владение имуществом за рубежом обоснован и соответствует Конституции, я буду готов его поддержать и занять более жесткую позицию.
Вице-спикер также отметил, что слухи о размере иностранной недвижимости чиновников сильно преувеличены. Тем не менее ряд коллег Железняка уже начали пытаться найти лазейки в предложенных законопроектах.
— Никаких серьезных лазеек в обоих вариантах нет, и подобные заявления звучат со стороны людей, либо неискушенных, либо неграмотных, — отметил Железняк. Он уверен, что, когда один из вариантов законопроекта будет принят, иностранные власти с удовольствием поделятся всей информацией об имуществе должностных лиц в рамках сотрудничества по борьбе с коррупцией», - писали «Известия».
Еще на эту тему: «Элита не сдает недвижимость», «Сдавайте недвижимость, господа!».
|