«Агентство стратегических инициатив (АСИ) обратилось к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой запретить нотариусам в обязательном порядке участвовать в процедуре регистрации сделок с недвижимостью. Данное обращение совместно с АСИ подписали президенты Торгово-промышленной палаты, общественной организации «Деловая Россия», Российского союза промышленников и предпринимателей и организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», - пишут 21 сентября «Известия».
Весной этого года депутаты Госдумы в первом чтении одобрили новую редакцию Гражданского кодекса, согласно которой все операции с недвижимостью должны получать нотариальное удостоверение. Подобный принцип для нашей страны отнюдь не новый — он существовал еще 15 лет назад, его отменили, когда на смену пришел закон о регистрации прав. В этот раз депутаты решили возродить старую систему, чтобы, как они считают, защитить стороны сделки от мошенников.
На данный момент при заключении сделки ее участники обращаются в регистрационную службу, где заполняют простую форму договора. Этот договор принимается, оплачивается государственная пошлина в размере 1 тыс. рублей, и, соответственно, собственность регистрируется. По информации «Известий», с принятием новых поправок в Гражданский кодекс гражданам придется отчислять порядка 2–3% от сделки в пользу нотариусов. Руководитель рабочей группы АСИ по оптимизации процедур регистрации собственности Олег Скуфинский заявил «Известиям», что общество не нуждается в подобной мере.
— Если будет нотариальное удостоверение, то у нас в 150 раз увеличатся затраты заявителя. Сейчас 1 тыс. рублей платим госпошлину, а с 15 млн заплатим 150 тыс., с 30 млн — 300 тыс. Понятно, что ни о какой прозрачности не может быть и речи. Люди будут уходить, они будут занижать стоимость. И ведь на все ипотечные сделки, весь строительный бизнес это будет действовать, — добавил Скуфинский.
Бизнес-сообщество серьезно озадачено новыми поправками, где рассматривается только формирование преференций для нотариата. Вместе они написали письмо премьеру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой разобраться в ситуации. Основной аспект, который они затрагивают в письме, — нотариусы не дают 100% гарантии совершаемой сделки.
— Мы разработали документ, согласно которому, за очень малые деньги — меньше в 20 раз, чем через нотариальный институт — создаем механизм гарантии собственности в объеме сделки. То есть если ущерб возник, то в объеме сделки добросовестному предпринимателю будет компенсирован ущерб. Сегодня нотариус не несет никаких гарантий — у него только имущественная ответственность и нет ни уголовной, ни административной. Ни на каком нотариусе нет имущества, и никогда еще ни один нотариус ответственности не понес, — представитель АСИ.
Член комитета Госдумы по вопросам собственности Андрей Свинцов считает, что внесение поправок вернет в сферу недвижимости очереди в нотариальные конторы, блат и коррупцию.
— Я противник того, что было ранее. Больше порядка от этого не было, у нас были известны нотариусы, которые что угодно подписывали, и огромное количество уголовных дел у нас было, и нотариусов сажали. Никто из депутатов, с которыми я говорил, не понимают, каким образом нотариусы будут осуществлять контроль за подлинностью документов. Такой процедуры нет, и никто им никакую информацию представлять не будет в момент сделки. Это чистая фикция. Это было пролоббировано в нотариальном лобби с коммерческой точки зрени, — говорит Свинцов.
Однако идейным вдохновителем этого нововведения выступает фракция «Единая Россия», ее представитель депутат Игорь Игошин сообщил «Известиям», что поправки в Гражданский кодекс необходимы.
— По факту у нас все цивилизованное общество живет так и оформляет сделки через нотариуса. Прежде чем думать об упрощении системы, нужно понимать, что сейчас у нас хоть как-то стабилизировалась ситуация с мошенничеством в этой схеме. Все уже забыли тот период, когда был поток фальшивых сделок. Система у нас и так достаточно простая. Нет ничего страшного, что нотариус берет какой-то процент себе. Нотариус несет же определенную ответственность за заверение сделки. Нужно сделать так, чтобы услуги нотариуса были доступны для всех. Во всем мире юристы и врачи получают много. И на этом держится мир. Никто ничего нового не придумал, — добавил Игошин.
Руководитель отделения корпорации «ИНКОМ-Недвижимость» Юлия Лурье рассказала «Известиям», что нотариусы и сами не рады новым полномочиям, которые им предлагают.
— Нотариусы категорически против той ответственности, которую на них хотят возложить. Это связано с большой криминализацией рынка недвижимости, с теми функциями, которые привычно выполняют риелторы, — функциями проверки и подготовки документов к сделке. Нотариусы не хотят брать на себя эту ответственность даже за деньги. Кроме функции удостоверения сделки на них должны были лечь проверяющие функции подготовки документов для сделки, но у нас нет в России таких каналов и официальной и формальной возможности проверить весь пакет для сделки, — констатировала Лурье».
В начале августа в публикации «Капитал выводит нотариат из делового оборота» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «стремление нотариата обеспечить себе преференции в новом Гражданском кодексе (ГК) натолкнулось на резкое противодействие бизнес-сообщества. Как стало известно РБК daily, главы ТПП, РСПП, «Деловой России» и «ОПОРА России» написали премьеру Дмитрию Медведеву письмо. Предприниматели выражают несогласие с планируемым обязательным нотариальным заверением сделок с недвижимостью. Ко второму чтению ГК депутаты уже решили смягчить норму, оставив под ее действием сделки с участием физических лиц. На такое послабление бизнес не согласен — готовится обращение на имя президента Владимира Путина.
Когда Дмитрий Медведев внес зимой этого года проект нового ГК на рассмотрение Госдумы, в тексте имелась общеобязательная норма о нотариальном заверении всех сделок, связанных с госрегистрацией перехода прав на недвижимость. Весной ряд представителей крупного и среднего бизнеса высказывались о недопустимости такой правовой конструкции.
В этом виде норма пережила первое чтение, но видоизменилась ко второму. Депутаты посчитали, что на ситуации сделок между юридическими лицами норму можно не распространять. Все сделки с госрегистрацией прав должны быть заверены даже в ситуации, когда банк имеет дело с гражданином, пояснил РБК daily глава профильного комитета Госдумы Павел Крашенинников.
Речь идет об обеспечении достоверности сведений в реестре прав на недвижимое имущество, рассказывает президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова. «Такие сделки нужно квалифицированно сопровождать. Исторически все страны континентальной Европы видят решение этих проблем путем нотариального удостоверения», — отмечает она.
Однако бизнес намерен отстаивать свои интересы. В ближайшее время премьеру Дмитрию Медведеву будет отправлено письмо, подписанное президентами РСПП, ТПП, «ОПОРА России» и «Деловой России». В документе бизнесмены просят премьер-министра «оказать содействие в рассмотрении данного вопроса с точки зрения оценки экономических и социальных последствий введения норм законопроекта». Бизнес-лоббисты указывают на фактическую «невостребованность нотариальной услуги обществом». В письме приводится статистика, согласно которой сегодня лишь около 1% от общего числа регистрационных действий происходит с участием нотариусов.
Эта цифра может быть даже меньше 1%, замечает управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев. «Желание заплатить нотариусу за договор, не требующий заверения, возникает зачастую у людей боязливых. Если сделать обращение к услугам нотариусов в таких ситуациях добровольным, компании вряд ли станут чаще обращаться к ним», — прогнозирует эксперт рынка недвижимости.
Юристы критикуют проект нормы. «Практика показывает, что нотариусы никакой реальной ответственности за недобросовестное заверение не несут. От увеличения объемов нотариальных сборов сделки чище не станут, но существенно возрастут расходы. При этом цена сделок может перейти в теневую плоскость», — опасается партнер юркомпании «Юков, Хренов и партнеры» Андрей Юков.
Принятие нового ГК показывает, как разработчики преследуют «амбициозные цели ограничить жуликов и мошенников», говорит партнер Baker & McKenzie Эдуард Бекещенко. Он обращает внимание, что с преступностью необходимо бороться не гражданско-правовыми инструментами, но с помощью уголовного права: «Основа борьбы с преступлениями — эффективная работа правоохранительных органов, ГК не должен бороться с криминалом».
Сначала необходимо усовершенствовать специальные нормы о нотариате, содержащиеся в профильном федеральном законе, рассуждает вице-президент ТПП, доктор юридических наук Вадим Чубаров. «Только потом можно будет вносить в общее регулирование ГК соответствующие изменения. Внутренние стандарты работы нотариата должны соответствовать предлагаемой проектом ГК обязательности нотариальной формы», — подчеркивает он.
Норма станет обязательной после введения в действие нового закона о нотариате, а также утверждения Минюстом тарифной сетки нотариата, парирует г-н Крашенинников. «Мы исходим из того, что публичные компании и юрлица смогут защитить себя, так как они располагают штатом юристов и бухгалтеров», — объясняет единоросс. По его словам, затраты участников гражданского и торгового оборота на нотариальные услуги в случае принятия нормы могут составить не менее 1% от стоимости сделки.
Предприниматели называют уступки законодателей «половинчатыми». Поэтому ко второму чтению можно ожидать второго письма, на этот раз уже к главе государства. «Это наша принципиальная позиция, и мы планируем доносить ее до всех общественных институтов, включая президента», — сообщил РБК daily источник в деловых кругах».
Еще по теме: «Бизнес восстал на поправки Медведева».
|