«Государственная "Роснефть" опротестовала решение Тюменского арбитражного суда, взыскавшего с британской BP 100,4 миллиарда рублей по иску миноритариев. Информация об этом размещена в базе арбитражных дел, - сообщила Лента.Ру.
С чем связаны действия "Роснефти", неизвестно. Как написала в номере от 12 сентября газета "Ведомости", таким образом госкомпания может защищаться от исков к ней самой. "Роснефть" опротестовала решение тюменского арбитража еще в июле, но СМИ обратили внимание на это только сейчас.
Тяжба между группой миноритариев ТНК-BP во главе с Андреем Прохоровым и BP тянется уже около года. Миноритарные акционеры требуют компенсации ущерба за сорвавшееся стратегическое партнерство между BP и "Роснефтью"».
В конце июля в публикации «Срыв сделки с «Роснефтью» обойдется ВР в 100 млрд» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «Арбитражный суд Тюменской области частично удовлетворил иск миноритария "ТНК-ВР Холдинга" Андрея Прохорова к BP, обязав британскую компанию выплатить 100,4 миллиарда рублей, - сообщает сегодня Лента.Ру. - Суд постановил взыскать средства в пользу компании.
Прохоров требовал у ВР компенсации ущерба в размере 288 миллиардов рублей за срыв "арктической" сделки с "Роснефтью". Адвокат ВР Константин Лукоянов назвал решение суда "абсурдным", так как, по его словам, ТНК-ВР не понесла и не могла понести какие-либо убытки в результате срыва сделки ВР с "Роснефтью". "Решение суда наносит серьезный ущерб репутации российской судебной системы и ее способности защищать права добросовестных инвесторов от незаконных корпоративных атак", - отметил представитель ВР. Лукоянов также заявил, что ВР намерена обжаловать решение суда в апелляционной инстанции.
ВР и "Роснефть" в январе 2011 года договорились о совместном освоении арктического шельфа и обмене акциями на 17 миллиардов долларов. Сделка в итоге не состоялась, так как ее заблокировал через суд консорциум AAR, объединяющий российских акционеров ТНК-ВР, которым принадлежит половина компании (еще 50 процентами акций владеет ВР).
AAR заблокировал сделку, поскольку ВР решила работать в России в обход ТНК-ВР, тогда как в соответствии с акционерным соглашением участие в проекте нужно было предложить в первую очередь совместному предприятию.
Миноритарии ТНК-ВР решили, что срыв этой сделки нанес компании ущерб. Акционеры подали в суд на ВР и сначала оценили упущенную выгоду в размере 87 миллиардов рублей. Затем Прохоров повысил оценку до 154,284 миллиарда рублей. Впоследствии миноритарий повысил сумму иска до 409 миллиардов рублей, однако на предварительном заседании в начале июля снизил требования до 288 миллиардов рублей».
В начале июля в публикации «ВР сэкономила по «надуманному поводу»Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «миноритарий "ТНК-BP Холдинга" (компания управляет активами ТНК-BP) Андрей Прохоров снизил сумму иска к британской BP с 409 до 288 миллиардов рублей, - сообщает РАПСИ со ссылкой на представителя суда Тюменской области, где рассматривается дело. Миноритарии требуют от британцев компенсации за несостоявшееся партнерство BP и "Роснефти".
Судебное заседание по делу состоится 26 июля, тогда суд приступит к основным слушаниям. Адвокат Прохорова Дмитрий Чепуренко пояснил агентству, что сумма требований была снижена с учетом мировых тенденций - падения биржевых котировок и цен на нефть. По словам представителя ответчика Константина Лукьянова, снижение суммы ущерба подтверждает, что сам иск и расчеты ущерба "абсолютно надуманны".
Группа миноритариев "ТНК-BP Холдинга" во главе с Андреем Прохоровым подала иски в суд Тюменской области в августе 2011 года. За несколько месяцев до этого сорвалось партнерство между BP и "Роснефтью". Стороны договорились об обмене акциями и совместных работах на шельфе, но сделка была заблокирована в международных судах российскими акционерами ТНК-BP - консорциумом AAR (принадлежит Михаилу Фридману, Виктору Вексельбергу и Леонарду Блаватнику).
В AAR, который контролирует половину акций ТНК-BP (вторая половина принадлежит BP) заявляли, что сделка с "Роснефтью" противоречит акционерному соглашению, согласно которому британская нефтяная компания обязана проводить все сделки на территории России и Украины через ТНК-BP. В свою очередь, миноритарии "ТНК-BP Холдинга" в своих исках утверждают, что если бы сделка проводилась с участием ТНК-BP, то она бы состоялась, и требуют компенсации ущерба».
«В конце 2011 года в СМИ появилась информация, что миноритарии обратились в правоохранительные органы с заявлениями, в которых утверждали, что ничего не знали о многомиллионных исках и просто написали доверенности на неких московских адвокатов о представлении своих прав. Адвокаты миноритариев заявили, что эти заявления были написаны под давлением силовых структур, - сообщает Лента.Ру.
В феврале 2012 года дочерняя структура BP подала иск в суд на Андрея Прохорова с требованием взыскать с него 22 миллиона рублей в качестве компенсации морального ущерба. О движении этого дела не сообщалось».
Ранее представители ТНК-ВР заявили, что раскрыли попытку рейдерского захвата компании с участием миноритариев. В публикации «Миноритариев ввели в искушение» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «британская ВР получила доказательства, что за действиями миноритариев ТНК-ВР, подавших иски против сотрудников зарубежной нефтекомпании и ее подразделений, стоят третьи лица. Истцы заявили тюменской полиции, что узнали о сути претензий и многомиллиарных исках из СМИ, а доверенности выдали весной компании «Линия права» по ее же инициативе. Найти «заказчиков» в делах с подобными схемами и доказать их причастность практически невозможно, но у ВР есть шанс возместить судебные расходы.
Миноритарные акционеры «ТНК-ВР Холдинга» Андрей Прохоров, Олег Гавриленко, Евгений Филиппов, Светлана Родина, Владимир Сохненко и Эдуард Клаус более полугода назад подали иски против членов совета директоров «ТНК-ВР Холдинга» Питера Энтони Чероу и Ричарда Скотта Слоана, а также материнских компаний холдинга — BP plc. и BP Russian Investments Limited. В иске указывалось, что по вине ВР и двух ее топ-менеджеров «ТНК-ВР Холдинг» понес убытки из-за несостоявшейся сделки между «Роснефтью» и британской компанией в размере более 400 млрд руб. Российские суды требования миноритариев не поддержали.
Миноритарии весной прошлого года выдали доверенности «Линии права» на представительство их интересов в суде. Однако никто с ними факт подачи исков и размер взыскиваемых сумм не согласовывал, а всю информацию о деле они получали из газет и Интернета. Такие показания владельцы бумаг ТНК-ВР дали сотрудникам УМВД по Тюменской области в конце прошлого года (копия письма полиции в адрес ВР, адвокатской конторы «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» есть у РБК daily).
В ноябре в тюменскую полицию поступило анонимное сообщение о готовящемся рейдерском захвате ТНК-ВР, который планируется осуществить через подставных лиц — акционеров компании. В списке значились миноритарии ТНК-ВР. В результате их опроса полиция выяснила, что предложение о выдаче доверенностей к ним поступило от Владимира Сохненко и сотрудника финансовой компании «Приоритет» Александра Зызы, который заявил, что адвокатская контора «Линия права» ищет миноритариев ТНК-ВР для подачи иска к ВР.
К г-ну Сохненко предложение поступило от московского адвоката, имени которого он не запомнил. Олег Гавриленко пояснял полиции, что доверенность выдал весной адвокату Дмитрию Чепуренко. После того как адвокаты выиграют дело, истцам обещали выплатить вознаграждение (размер не оговаривался), заявила полиции Светлана Родина. Акционеры уточнили, что никакие пошлины и другие расходы они не оплачивали. Кто оплачивал, не знают. Они также сообщили, что никаких претензий к ВР, а также к сделкам этой компании не имеют. Г-н Прохоров сообщил, что считает выдачу доверенности ошибочной, так как был введен в заблуждение. По итогам проверки признаков какого-либо состава преступления в действиях миноритариев тюменская полиция не нашла.
В BP подтвердили факт получения такого письма из полиции, отказавшись от комментариев. С представителями «Линии права» связаться не удалось. В конце декабря «Линия права» заявляла о давлении на ее клиентов со стороны следственных органов, которые требуют заявить об отсутствии претензий к членам совета директоров «ТНК-BP Холдинга» и отказаться от исков. Полиция факт давления отрицала.
«Данная информация (письмо УМВД) является подтверждением нашего мнения о том, что так называемые «иски миноритариев ТНК-BP» не имеют ничего общего с защитой интересов компании и ее акционеров, а есть лишь попытка корпоративного давления, — сказал РБК daily адвокат компании «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Константин Лукоянов (представляет интересы BP). — Это первый случай в отечественной правоприменительной практике, когда в подобном конфликте получены доказательства недобросовестного использования миноритариев и их прав третьими лицами для целей корпоративного шантажа». По его словам, компания сейчас рассматривает несколько вариантов использования этой информации «для целей защиты прав и законных интересов, а также привлечения истинных инициаторов названных исков к ответственности».
Участники рынка изначально полагали, что за миноритариями стоит консорциум AAR, владеющий ТНК-BP на паритетных началах с BP (консорциум всегда это отрицал). Аналогичные схемы применялись в 2008 году по делу ЗАО «Тетлис» и в споре «Альфа-Групп» и «Теленора» по поводу «ВымпелКома». Недавний иск миноритария «Башнефти» к Роснедрам по вопросу законности передачи компании лицензии на месторождения имени Требса и Титова также может попасть под подобную схему, говорят эксперты.
Она удобна тем, что найти истинных инициаторов дела практически невозможно. «В рамках ст. 6 УПК каждая сторона приводит те доказательства, на которые ссылается. Соответственно, юристы BP должны будут представить письменные доказательства сговора, например, г-на Прохорова, его юристов с главным инициатором дела. Найти такие факты невозможно, если только не применить механизмы шпионажа и разведки», — говорит адвокат МКА «Николаев и партнеры» Юрий Николаев. Единственное, что BP сможет добиться, — это возмещения судебных расходов и убытков с официального истца, говорит юрист. Их размер, а также убытки, понесенные во время выемки документов в офисе BP, компания оценила более чем в 30 млн руб».
|