Российские чиновникик депутаты и члены Совета Федерации, владеющие собственностью за границей, и без всякого специального закона могут оказаться в дураках. С нахватанными в азарте особняками, замками и земельными угодьями, как выясняется, зачастую просто ничего нельзя сделать. И продать их не выходит – никто, кроме, русских олигархов и политиков на них не позарится. Поучительна в этом отношении история с лондонским особняком Романа Абрамовича. Но, как выясняется, олигарх из России не единственная жертва.
«Русские миллиардеры, кошелек которых шире, чем понимание того, куда можно вложить деньги, стали притчей во языцех даже за границей. Сразу несколько французских изданий рассказали недавно о том, что Виталий Малкин, член Совфеда от Бурятии, потратил 18,6 млн евро на покупку земли за рубежом, которая… оказалась не предназначенной для застройки, - пишет «Московский комсомолец» в № 26039 от 12 сентября 2012 г.
«Русские здесь, русские покупают», — жалуется французский еженедельник L’Express на наших богатых соотечественников. Сенатор Виталий Малкин, чье состояние Forbes оценивает в $600 млн, купил землю «в одном их тех мест, которыми Франция может только похвастаться», — сообщает газета Corse Matin. Россиянин потратил 18,6 млн евро на приобретение более 500 гектаров земли в коммуне города Бонифачо на юге Корсики. Но земли, расположенные между живописными озерами Балистра и Канетто, оказались не подлежащими застройке, отмечает корсиканский ежедневник.
L’Express детально описывает то, как Виталий Малкин совершал покупку. Интерес к острову, если верить СМИ, проснулся у сенатора еще в 2005 году. Его привлек пятизвездочный отель «Касадельмар» в Порто-Веккио (Южная Корсика), где Николя Саркози, еще будучи министром внутренних дел, регулярно отдыхал. Отель ремонтировал бизнесмен Жан-Ноель Марселлези, с которым Малкин и подружился. Россиянин завершил ремонт и выписал чек на приобретение отеля. В Порто-Веккио все проклинали Марселлези, потому что он прославился незаконными постройками, в числе которых, например, 60 вилл в заливе Санта-Джулия. Новый русский друг Марселлези мечтал построить отели и роскошные виллы к югу от Бонифачо. Интересы сошлись. Марселлези уверял, что его знакомство с мэром Бонифачо даст возможность сделать территории годными для застройки, однако вскоре мэр города поменялся, а проблемы с застройкой заповедной территории остались.
«Передо мной был человек, который любил Корсику и хотел инвестировать в нее деньги, — говорит Жан-Ноель Марселлези в интервью Corse Matin. — Он колебался, что сделать со своими 536 гектарами, — следовать образцовому проекту, основанному на агротуризме, или под давлением своей супруги сохранить постройку в центре, для собственного пользования». Сейчас Марселлези не поддается пессимизму и твердит, что справедливость восторжествует. А мэр города Бонифачо Жан Шарль Орсюки заявляет: «Пока я несу ответственность, земля так и останется не подлежащей застройке. Но как знать, будет ли так всегда? Пока что я предлагаю мсье Малкину продать свою долю за символическое евро и стать почетным гражданином Бонифачо. Но примет ли он это?»
Тем временем многочисленные сделки о покупке земли на Корсике дают местным жителям повод для возмущения. С тех пор как родина Бонапарта стала лакомым кусочком для миллиардеров, корсиканцы не устают твердить, что «Корсика не продается» и что совсем скоро им самим не останется места на своей земле».
В середине августа в публикации «Патриотизм» без царя в голове» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «Состояние члена СовФеда от Бурятии Виталия Малкина, по подсчетам Forbes, составляет 600 млн долларов. В 2011 году он задекларировал доход в размере 1,012 млрд рублей. В сведениях же об имущественном положении супруги сенатора от Бурятии помимо прочей недвижимости в России были указаны земельный участок (226 280 кв. м) и жилой дом с хозяйственными застройками (2198 кв. м) в Италии.
Малкин был избран в Совет Федерации в 2004 году, тогда же он и основал благотворительный фонд «Эра». До этого Малкин занимал пост заместителя генерального директора ОАО «Стойленский горно-обогатительный комбинат» (добыча железорудного сырья для черной металлургии). Еще раньше, в конце 90-х гг., Малкин вместе с деловым партнером Борисом Иванишвили основал банк «Российский кредит», на базе которого был создан Импэксбанк (в мае 2012 года был продан австрийскому Raiffeisen за 550 млн долларов). Малкин также входил в состав так называемой «семибанкирщины», группы олигархов, финансировавшей избирательную кампанию Бориса Ельцина 1996 года.
Сегодня за Малкиным официально никаких долей в бизнесе не значится. Он является вице-президентом Еврейского конгресса России, члены которого — совладелец консорциума «Альфа-Групп» Михаил Фридман, президент страховой группы «Спасские ворота» Борис Хаит.
Напомним, что именно Малкин возглавил делегацию сенаторов, которая отправилась в конце июля этого года в Вашингтон, чтобы переубедить американских коллег не принимать «закон Магнитского». В ходе официального визита Малкин успел встретиться с директором библиотеки конгресса Джеймсом Х. Биллингтоном и обсудить свои пожертвования — более 1 млн долларов — в фонд программы правительства США Open World. По словам Биллингтона, эти средства будут направлены на знакомство российских общественных и политических лидеров, в частности, членов Совета Федерации, с политической и гражданской жизнью США: «Благодаря нашей программе, в больших и малых городах по всей России уже появились мэры, парламентарии, судьи, гражданские служащие, учителя и предприниматели, которые знают, что такое настоящая Америка, а не судят об этом по негативным стереотипам, унаследованным со времен Советского Союза. И если идеи, которые делегаты привезут обратно в Россию, — практические, например, публикация расписания заседаний городского совета в местной прессе, или более абстрактные, например, понимание важности судебной беспристрастности для торжества правопорядка, то в целом суммарное воздействие программы Open World заключается в усилении российской демократии».
Как можно одной рукой голосовать за закон об «иностранных агентах», а другой — их же и финансировать?
Любопытно и то, что сам сенатор-«миссионер», по некоторым сведениям, уже успел испортить отношения с одной из западных стран. По сообщениям National Post, Малкину с середины 90-х был запрещен въезд на территорию Канады (где у него якобы есть недвижимость) «как члену международной преступной группы». Однако российские власти претензий к Малкину не имеют».
|