Ещё недавно казалось, что ассоциация «Голос» уже не сможет массово посылать своих наблюдателей на выборы как «иностранный агент», получающий финансированное из-за рубежа. Но нет, «Голосу» в очередной раз повезло – партнёры не подвели. Забугорной грантовой поддержке виртуозно нашли альтернативу. Так что, Хилари Клинтон сдержала свое слово, данное во время своего визита в Россию. Тогда в ответ на законодательные ограничения зарубежного финансирования НКО она заявила, что Америка будет искать другие способы финансирования таких организаций. И нашла – как раз к осенним выборам в России.
Норвежский Хельсинский комитет наградил Ассоциацию «Голос» Сахаровской премией Свободы. Премия имени Андрея Сахарова была учреждена комитетом еще в 1980 году при поддержке самого академика, чтобы поддерживать тех, кто был заключен под стражу или преследуется иным образом за свои убеждения. Непосредственно вопросами премии ведает Норвежский фонд Андрея Сахарова (не путать с другими фондами Сахарова). «Голос» удостоен поощрения за «укрепление политических прав граждан России».
Награда нашла героев неслучайно. Норвежский Хельсинский комитет позиционирует «Голос» как своего «важного партнёра». В 2009 году представители этой российской организации принимали участие в наблюдении за выборами в Норвегии, организованном комитетом. Руководство скандинавской организации всячески поддерживает и защищает своих стратегических партнёров и, в определенном смысле, подопечных. Зарубежные СМИ активно тиражировали заявления комитета в защиту «Голоса» от критических оценок российских властей и коллег по общественному контролю на выборах, объясняя, что «финансовая поддержка из-за границы такой деятельности – всемирно признанная и обычная практика во всем мире, и во многих странах единственная возможность для того, чтобы гарантировать независимый контроль».
Несмотря на «норвежское» происхождение Сахаровской премии «по скандинавской версии», её получают преимущественно граждане и организации стран бывшего соцлагеря. Например, директор Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис (создатель Казахстанско-американского бюро по правам человека и соблюдению законности, лауреат премии Европейского Союза и США за вклад в продвижение демократии и гражданского общества в Казахстане и других международных премий), одна из создательниц «Мемориала» и председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, руководитель запрещенного властями Беларуси Правозащитного центра «Вясна» Алесь Беляцкий, глава представительств «Мемориала» в Ингушетии и Чечне Элиза Мусаева, адвокат Амор Масовик из Боснии и Герцеговины, советский диссидент и правозащитник Сергей Ковалев.
Награда – неплохое поступление в кошелёк «Голоса». И хотя может показаться, что для «общественного наблюдения на заданную тему» этих денег будет мало, в действительности дела обстоят куда масштабнее. Ни для кого не секрет, что официальные зарубежные «гранты» нужны политизированным НКО в основном только для «фасадных дел». Ведь никто не поверит, что организация снимает офис и секретаршу «забесплатно», а флаеры и листовки печатает на личные деньги активистов. Вот и нужны официальные денежки, сопоставимые с размахом технических расходов на тот или иной политический заказ «из-за бугра».
Как правило, зарубежные грантовые деньги идут для ведения «белой кассы»: аренда офиса, телефон, канцтовары, символическая заплата. А вот реальная оплата труда политизированных общественников осуществляется совершенно по иным схемам, благо разветвленная международная банковская система это позволяет. Причем, никаких махинаций. Чаще всего вознаграждение от западных друзей оппозиционеры и их эксперты просто получают на дополнительные пластиковые карты зарубежных банков. И нигде в финансовых сетях имена «уличных трибунов» и «критиков режима» не фигурируют. Разве что в отчетах Госдепа и по факту аффилированных с ним американских и европейских с ним структур.
Сама Сахаровская премия будет вручена в норвежской столице Осло уже после осенних выборов – 23 октября. После официального пополнения кассы «Голос» спокойно сотворит все дела своей «белой» бухгалтерии, а пока же работа продолжается, как полагают, в «черном» или «черно-сером» режиме, что в паутине мировых финансов незаметно и недоказуемо. Есть мнения, что «сахаровские деньги» потребуются «Голосу» как раз в конце октября, чтобы достойно принять участие в очередной акции протеста, намеченной на 4 ноября. Тогда в Москве, Питере и регионах планируется вывести на улицы протестующих против итогов губернаторских и иных октябрьских выборов.
Кстати, о Сахаровской премии. Учредители не стали называть свое детище именем американского или европейского правозащитника. В ретроспективе эпохи все понятно: Советский Союз тогда был главной целью идеологической борьбы и стоящими за ней геополитическими (точнее – природоресурсными) интересами. Однако идеолого-экономический приоритет оказался важнее исторической правды. Да и учредители премии, видимо, не особо знакомы с биографией всемирно известного академика Сахарова. А ведь кроме диссидентства и правозащитной деятельности, он был отцом-создателем первой советской водородной бомбы. Причем, при непосредственном участии Берии, того самого Берии. В помощь Сахарову была предоставлена сверхсекретная информация о ядерных разработках в США, включая теоретические и технологические разработки, а также образцы «ядерного урана».
Есть в биографии Андрея Дмитриевича и выдвинутая им инициатива о торпедировании США ядерными боеголовками в случае какой-либо агрессии со стороны заокеанского гиганта. Оружие он предлагал доставить на субмаринах одновременно к Антлантическому и Тихоокеанскому побережьям США – для надежности и масштабов. По подсчетам, в случае такого удара должно было бы погибнуть около 40 млн американцев. Эта идея возникла у академика в знак протеста против втягивания Советского Союза в гонку вооружений в интересах военно-промышленного комплекса США. (Впрочем, тогда было совсем другое время – Холодная война была в разгаре, а ядерное самоуничтожение человечества было реальностью). Однако эта сторона жизни Сахарова совершенно исчезла из западной версии ХХ века, согласно которой имя ученого прочно ассоциируют лишь с борьбой с советским режимом.
Но вернемся к «Голосу». Что означает для него получение Сахаровской премии, помимо возможностей сделать часть страниц своей бухгалтерии «белой»? Это очередная возможность заявить о себе как об организации, входящей в международный круг «избранных правозащитников». «Избранных» Соединенными Штатами в собственных геополитических интересах. Такой статус многого стоит и дает немало благ и преимуществ, невидимых обывателю, но понятным политикам экспертам. Как ни странно, войти в этот круг достаточно просто. Главное – бороться с режимами, которые неугодны оплоту мировой демократии – США.
«Красивые» и репутационно безопасные способы получения вознаграждений из дальнего зарубежья продолжают укрепляться среди экспертов и правозащитников «американского призыва». Например, экс-вице-премьер и лидер Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин с 2010 года работает деканом факультета искусств и гуманитарных наук Санкт-Петербургского госуниверситета. Этот факультет – партнёр американского Бард колледжа, специализирующегося на продвижении «идей свободы» через образование и культуру. А сам Кудрин, кроме деканства, является еще и членом попечительского совета международной программы этого колледжа. Наверное, в том числе и поэтому официальный сайт Алексея Кудрина публикует аналитические материалы эксперта «Голоса» Аркадия Любарева. И рассказов о таких примерах хватит на 1001 ночь Шахерезады.
Николай Гуляев
|