«Золоторудная артель «Амур». Хабаровский аэропорт. Теперь вот – месторождение «Норильск-1»... Годы губернаторства и полпредства Виктора Ишаева проходят в полном «Альянсе» с бизнесом семьи Бажаевых». – полагает еженедельник «Собеседник»
"Папа" решает
«В середине июня российское бизнес-сообщество буквально огорошило известие о том, что конкурс на освоение крупного месторождения никеля и меди «Норильск‑1» выиграл не ГМК «Норникель», у которого на Таймыре находится один из главных его активов – Заполярный филиал, а относительно небольшая компания «Артель старателей «Амур» (входит в «Русскую платину» бизнесмена Мусы Бажаева). Что именно повлияло на решение конкурсной комиссии Роснедр, история конечно же умалчивает.
Во всяком случае, аргументы о том, что «Норникель» является основным недропользователем данного региона, владеет фактически всей инфраструктурой полуострова, предложил больший объем инвестиций в новый участок (4,6 млрд $ против 2,6 млрд $ у «Русской платины»), а также готов начать освоение месторождения в 2013 году (тогда как «АC «Амур» может начать только через 12 лет), на Федеральное агентство по недропользованию и его новоиспеченного главу Александра Попова действия, по всей видимости, не возымели.
Чем эти 12 лет будет наполняться бюджет Норильска и какие социальные программы придется свернуть из-за недополучения миллиардных налогов, принимавших решение чиновников, видимо, не волновало. Зато взволновало депутатов норильского горсовета, которые направили письмо Владимиру Путину с просьбой проверить итоги конкурса. В общем, скандал довольно быстро докатился до самого высокого уровня. И кто в нём прав, теперь решают компетентные органы. Вряд ли широкой общественности удастся узнать о действительных мотивациях решения Роснедр. Хотя всестороннее расследование, особенно в свете повсеместной борьбы с коррупцией и инициатив президента сделать процедуры по распределению прав на недропользование более прозрачными, было бы совсем нелишним.
Между тем подобные корпоративные конфликты являются наилучшим рентгеном, просвечивающим темные пятна на теле российского бизнеса, причудливо сросшегося с представителями власти. И элементарное сопоставление фактов может отчетливо высветить, кто за кем стоит и чьи интересы лоббирует.
Голос с Дальнего Востока
Так, в середине июля, когда различными структурами начались первые проверки легитимности тендера на «Норильск-1», с неожиданным заявлением выступил полпред президента в ДФО Виктор Ишаев. Бывший многолетний губернатор Хабаровского края то ли по доброте душевной, то ли из чувства острого сопереживания бизнесу семьи Бажаевых обратился к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой дать указания уполномоченным госорганам, способствующие оформлению лицензии ОАО «Артель старателей «Амур». В обращении господин Ишаев – с недавнего времени министр по развитию Дальнего Востока – особенно подчеркнул, что «считает задержку выдачи лицензии необоснованной».
Из текста сообщения, опубликованного на сайте полпредства ДФО, выходит, что откладывать выдачу лицензии представителям «Русской платины» по причине проведения различными структурами новых проверок незаконно. «Органы прокуратуры, – приводит мнение Ишаева пресс-служба, – должны дать правовую оценку уполномоченным органам власти, нарушающим действующее законодательство».
Было бы уместно задать вопрос: почему полпред президента в Дальневосточном федеральном округе переживает за распределение прав на пользование месторождением на Таймыре, который входит в Красноярский край и вообще относится к Сибирскому федеральному округу (в котором есть свой полпред президента и своя местная власть)? Однако уже в первых строках упомянутого обращения без какого-либо стеснения отмечается, что к Ишаеву с письмом обратилась нефтяная компания «Альянс», основной владелец «Артели старателей «Амур». Что ж, тогда все встает на свои места!
Дела АМУРные
«Забота» «Папы» – так на Дальнем Востоке за глаза называют Виктора Ишаева – об «Артели старателей «Амур» уже давно никого не удивляет. Причем началась их взаимная любовь с крупнейшей компанией по добыче драгоценных металлов ещё до прихода на этот рынок «Русской платины». «СМИ уже упоминали, как в бытность Виктора Ишаева губернатором Хабаровского края на протяжении многих лет «Амуру» выделялись месторождения золота и платины без проведения соответствующих конкурсов и аукционов», - полагает «Собеседник». При этом местная администрация почему-то настойчиво игнорировала протесты прокуратуры, обеспокоенной раздариванием природных недр региона. Среди самых крупных «подарков» можно назвать передачу «Амуру» из госрезерва богатейшего месторождения платины «Уоргалан», стоимость которого оценивалась тогда в 200 млн $.
О многочисленных «подарках» «Папы» стало известно лишь в 2002 году, когда комиссия по экономической безопасности при полпреде президента в ДФО приняла решение о проведении комплексных межведомственных проверок соблюдения законодательства по добыче и обороту драгоценных металлов. В результате нарушения были выявлены при выдаче 26 лицензий на право недропользования в Хабаровском крае, в том числе у ЗАО «Артель старателей «Амур» отозвали тогда 9 лицензий.
Однако на этом дело не кончилось. Как только события немного улеглись, все чиновники, проводившие проверки в «Амуре», один за другим начали попадать за решётку. «Как писала местная пресса, это была своеобразная месть за попытку совать свой нос в «амурные» дела губернатора, осуществленная, по слухам, при финансовой поддержке тогдашнего гендиректора артели и близкого знакомого Виктора Ишаева местного олигарха Виктора Лопатюка», – полагает «Собеседник». Кстати, именно Лопатюку и возглавляемому им ЗАО достался проект на строительство спортивно-зрелищного комплекса «Платинум Арена» в центре Хабаровска стоимостью 57 млн $. Видимо, тоже не совсем случайно?
Впрочем, уже через несколько лет в отношении самого Лопатюка, которого неофициально именовали не иначе как «золотой бог Дальнего Востока», было возбуждено уголовное дело по статье «злоупотребление полномочиями». В СМИ тогда появилась версия, что «губернатор не препятствовал действиям следственных органов, так как пытался получить контрольный пакет акций артели и передать их… своему сыну Дмитрию».
Дела семейные
Дмитрий Ишаев. О нём нужен, конечно, отдельный разговор. Но даже не вдаваясь в скрупулезные детали, при упоминании Ишаева-младшего сразу же всплывает громкий эпизод со смертью 18-летней Саши Гашиловой, при загадочных обстоятельствах выпавшей из окна элитной московский квартиры, в которой она проживала вместе с Дмитрием Викторовичем. «Вины Ишаева, находившегося в квартире в момент гибели сожительницы, правоохранительные органы тогда не усмотрели. Хотя некоторые несовпадения в показаниях свидетелей того происшествия до сих пор вызывают вопросы, о чём неоднократно писали СМИ, намекая на вмешательство высокопоставленного папы. Материалы дела до сих пор висят в Интернете – кому интересно, поищите», - полагает «Собеседник».
Сына Виктор Иванович всегда особо опекал, что естественно для отца. «Однако его забота о семье частенько осуществлялась за счёт края. По некоторым данным, еще будучи губернатором, Ишаев незаконно вывел из краевой собственности большие площади земельных угодий, расположенных вдоль реки Анюй, которые впоследствии попали в распоряжение Дмитрия», - полагает «Собеседник»
«Поговаривают, что часть финансовых средств семьи Ишаевых была выведена в офшорную зону на Кипр. Возможно, в ходе частых визитов в это островное государство Дмитрий Ишаев не только купался и загорал, но заодно и справлялся о наполняемости семейной кассы», - высказывает мнение автор еженедельника «Собеседник».
Кто знает, но совсем не исключено, что именно в эти офшоры должны были быть направлены 330 млн рублей, которые пытался вывести за рубеж министр финансов Хабаровского края Александр Кацуба через сеть подставных фирм и специально купленный на краевые деньги московский банк «Русская инвестиционная группа»? Во всяком случае, вряд ли губернатор Ишаев не знал о делах своего заместителя.
К портрету Ишаева-младшего можно дорисовать ещё массу ярких штрихов, вроде рассказов о том, что он подозреваетя «в избиении им майора налоговой полиции в центре Хабаровска», однако и этого вполне достаточно, чтобы создать впечатление о том, какая репутация у семьи полпреда президента в ДФО. Возможно, именно поэтому даже богатый и влиятельный Лопатюк прекрасно понимал, с кем имеет дело, когда у него в буквальном смысле слова забирали артель, и не нашел ничего лучшего, чем отбыть на ПМЖ в Сан-Франциско.
Альянс с «Альянсом»
В результате ожесточенной борьбы собственниками ЗАО «Артель старателей «Амур» стали представители Северного Кавказа из Группы «Альянс». По информации некоторых СМИ, в приобретении крупного пакета акций артели без протекции со стороны администрации Хабаровска также не обошлось.
Далее сотрудничество Ишаева с братьями Бажаевыми только крепло. Сегодня полпред президента в ДФО называет «Альянс» «надежным партнёром», а президент ОАО «Группа «Альянс» в свою очередь поддерживает добрые отношения с «Папой» всего Дальнего Востока: в Интернете даже гуляет видео, на котором Муса Бажаев поздравляет Ишаева с юбилеем и называет Ишаева «крестным отцом для меня», который «умеет решать проблемы». В общем, всё, как в той басне про петуха и кукушку, с той лишь разницей, что совместные проекты представителей власти и бизнеса выходят далеко за рамки дежурных комплиментов друг другу.
«Так, несколько лет назад аэропорт в Хабаровске, приносивший более 130 млн руб. чистой прибыли ежегодно, был продан ЗАО «Альянс-Пром» (дочерней структуре Группы «Альянс») без проведения приватизационного конкурса за символические 10 млн $. Тогда как, по информации «Российской газеты», «при проведении открытого тендера краевой бюджет мог бы рассчитывать на многократно большую цену». Вот такой вот альянс Ишаева с «Альянсом». Причем, как и в случае с «Амуром», возражения местной прокуратуры опять же были напрочь проигнорированы краевой администрацией, не увидевшей «ничего такого» в сомнительной с юридической точки зрения передаче актива. Владея еще и Хабаровским нефтеперерабатывающим заводом, «Альянс» получил возможность монопольно диктовать цены на авиационный керосин. А если перевозчик вполне обоснованно отказывался платить по завышенным тарифам, его самолёты просто-напросто не заправлялись, что прежде всего било по интересам простых пассажиров», - полагает «Собеседник».
После таких совместных «проектов» довольно наивно удивляться тому, что Ишаев-старший лоббирует получение лицензии на «Норильске-1» для «Русской платины», невзирая ни на географическую удаленность месторождения от его дальневосточного округа, ни на сомнительные условия проведения тендера, не правда ли?
Так, глядишь, ни у кого не вызовет удивления, если полпред вдруг возьмёт, да и поддержит инициативу брата Мусы Бажаева члена общественной палаты РФ и председателя координационного совета Ассоциации чеченских общественных и культурных объединений Мавлита Бажаева – по переселению северокавказских народов в малозаселенные земли Дальнего Востока. Тот так прямо и сказал однажды: «При создании соответствующих условий, при стимулировании этих процессов молодое население южных регионов можно привлечь к новому освоению зауральских и забайкальских территорий». То есть Бажаев мечтает не только богатые ресурсом земли кавказцам отдать бесплатно, но им же за это ещё и заплатить, простимулировать, так сказать. Вот только как к этому отнесется местное население, те, за чей счет Бажаевы мечтают покорять Сибирь? Впрочем, как раз население, судя по всему, в этом случае вряд ли кто спросит. Да и зачем, ведь «Папа» решает.» Сергей Оболенский, «Собеседник» № 33, 05.09.2012
|