«Государственная нефтекомпания "Роснефть" и норвежский нефтедобытчик Statoil в четверг подписали соглашение о совместной разработке четырех месторождений нефти, среди которых шельфовые участки Персеевский в Баренцевом море и Персеевский, Лисянский и Магадан-1 в Охотском море. Об этом сообщается на сайте "Роснефти".
Российская компания также сообщает, что акционерное и операционное соглашения одинаковы для всех четырех лицензионных участков. Доля "Роснефти" будет составлять 66,67%, Statoil - 33,33%. Statoil будет финансировать 100% затрат на этапе разведки, который включает в себя обязательное бурение шести скважин в 2016-2021 годах.
"Мы с нетерпением ждем начала геологоразведочных работ на этих лицензионных участках, которые Statoil будет проводить совместно с "Роснефтью". Подписанные сегодня соглашения наполняют меня уверенностью в успехе нашего совместного стратегического предприятия. Мы прекрасно работаем вместе и стремительно движемся вперед. Я благодарю занятые в проекте команды Statoil и "Роснефти" за проделанную работу и ожидаю дальнейшего успешного движения вперед в рамках нашего партнерства", – заявил главный управляющий Statoil Хелге Лунд.
Соглашения также предусматривают обмен управленческими и инженерными кадрами между двумя компаниями и наработку опыта и квалификации по основным направлениям разведки и добычи углеводородного сырья.
"Подписанный сегодня пакет документов - еще один важный шаг в реализации стратегического соглашения о сотрудничестве, заключенного в мае 2012г. Темпы реализации соглашения со Statoil вселяют оптимизм и позволяют говорить о том, что все обязательства, взятые на себя компаниями в рамках совместного предприятия, будут выполнены в надлежащий срок при строгом соблюдении всех норм экологической безопасности", - заявил Игорь Сечин.
Агентство РБК напоминает, что «подписанное в мае соглашение закрепляет за "Роснефтью" возможность получения от Statoil единовременного бонуса за каждое коммерческое открытие запасов нефти и газа в соответствии с условиями окончательных соглашений.
Инвестиции компаний в геологоразведку месторождений могут составить около 2,5 млрд долларов. Совместные же инвестиции в разработку участков на Баренцевом море оцениваются в 35-40 млрд долларов, в Охотском море - 30-60 млрд долларов».
«Кроме того, компании договорились проводить совместные исследования с целью поиска эффективных подходов к разработке месторождений нефти и газа с трудноизвлекаемыми запасами (отложения сланцевой нефти Хадумской свиты в Ставропольском крае и подгазовой оторочке нефти повышенной вязкости Северо-Комсомольского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе). В случае обнаружения коммерческих запасов на этих месторождениях стороны планируют совместно разрабатывать соответствующие залежи», - уточняет сайт Newsru.com.
Также стоит отметить, что накануне представители Газпрома официально объявили об отказе от совместного со Statoil освоения Штокмановского нефтегазового месторождения на шельфе Баренцева моря.
В начале мая в публикации «На шельфе без Statoil делать нечего?» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «Statoil и Роснефть договорились о совместной разработке углеводородов на российском шельфе, сообщили Reuters источники на нефтегазовом рынке. По их словам, компании будут разрабатывать месторождения в Охотском и Баренцевом морях. Соответствующее соглашение будет подписано в субботу или после майских праздников в России, - сообщает интернет-газета «Взгляд».
Statoil уже участвует в освоении российского шельфа – в проекте разработки газоконденсатного Штокмановского месторождения. Однако пока единственный крупный проект норвежской компании в России буксует. Партнеры по Shtokman Development, среди которых Газпром, французская Total и Statoil, пока так и не согласовали технологическую схему реализации проекта и не приняли по нему инвестиционное решение. Они подумывают над тем, чтобы изменить модель партнерства, и рассматривают возможность производства только сжиженного природного газа.
«Вероятно, Роснефть может войти в проекты Statoil и примет участие в освоении норвежского шельфа. А о Роснефти на мировой арене будет складываться мнение как о компании, которая нацелена на крепкую дружбу с иностранными нефтяными концернами», – отметила эксперт ИФК «Солид» Эльвира Малахова. По ее словам, Statoil – один из пионеров в работе в тяжелых условиях Крайнего Севера, в частности в арктических морях, поэтому российское правительство возлагает на нее большие надежды.
Аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг предполагает, что Statoil получит треть доли в проекте по освоению участков и примет на себя все расходы на геологоразведочные работы. По его мнению, условия будут такие же, как и для других иностранных компаний, с которыми договорилась Роснефть. У Statoil большой портфель международных проектов, в которые может войти Роснефть.
Роснефть уже заключила подобные соглашения с американской Exxon Mobil и итальянской Eni, после того как премьер-министр и избранный президент России Владимир Путин объявил о налоговых каникулах для шельфа. Компаниям, работающим на шельфе, пообещали полную отмену экспортных пошлин и снижение НДПИ – для поддержания внутренней нормы доходности (IRR) проекта на уровне 16–22%».
Как сообщало Агентство федеральных расследований FLB в публикации «Все материальные риски берет на себя ExxonMobil», «"ExxonMobil начинает работать как на севере России, так и на юге", - заявил премьер-министр Владимир Путин во время встречи с главой ExxonMobil Рексом Тиллерсоном перед подписанием документов, отметив, что сотрудничество компаний рассчитано на долгие годы и даже на десятилетия. "Мы стали мировыми партнерами", - ответил на это Тиллерсон. Почему же после провала сделки с BP "Роснефть" выбрала себе в партнеры именно ExxonMobil и равнозначной ли оказалась замена? (Подробно об этом можно прочесть в публикациях Агентства федеральных расследований FLB «Российский шельф будут разрабатывать американцы» и «Шельф манит послаблением»).
По величине капитализации ($396,71 млрд) Exxon находится на втором месте в мире, после Apple, по объемам добычи - на третьем, после Saudi Aramco и NIOC. "Если сравнивать Exxon с другими претендентами, то эта компания является одним из самых крупных и влиятельных игроков нефтегазового сектора, - подчеркивает аналитик ИФК "Солид" Елена Юшкова. - Партнерство с Exxon может быть для "Роснефти" выгоднее, чем с BP или Shell, так как подобное сотрудничество открывает перспективы выхода на американский рынок и возможность получения новых технологий".
К России Exxon сохраняет интерес с начала 1990-х. ExxonMobil является оператором проекта "Сахалин-1", имеет долю в Каспийском трубопроводном консорциуме. Еще в начале 2000-х Exxon намеревалась приобрести долю в объединенной компании "ЮКОС-Сибнефть", но покупка не состоялась. Основной причиной, побудившей Exxon участвовать в сделке с "Роснефтью", стал поиск новых возможностей для бизнеса, которые могли бы принести гарантированную прибыль. Несколько лет назад Exxon взяла на себя значительные риски, вложив $40 млрд в добычу газа из сланцев. За последний год цена сланцевого газа в США опустилась до $4 за тысячу кубических футов, что заставило задуматься над возможностью разработки российских шельфов - на фоне сохраняющейся цены нефти выше $100 за баррель подобные проекты выглядят очень привлекательно.
Условия, на которых будет осуществляться сотрудничество "Роснефти" и Exxon, выгодны для обеих сторон, отмечают эксперты. Американцы примут участие в разработке арктических участков в Карском море (4,9 млрд тонн нефти и 8,3 трлн кубометров газа), а также войдут в проект разработки Туапсинского прогиба на шельфе Черного моря (1,2 млрд тонн нефтяного эквивалента). Для сравнения: мировое потребление "черного золота" составляет около 4,4 млрд тонн в год, а газа - примерно 3,3 трлн кубометров.
Доля "Роснефти" в проектах составит 66,7%, ExxonMobil - 33,3%. Причем финансировать первый этап геологоразведочных работ ($3,2 млрд) будут американцы. В целом вице-премьер Игорь Сечин оценил инвестиции в разработку месторождений в Карском и Черном морях в $250-350 млрд.
"Шельфовые проекты рискованны, и чем меньше у компании расходов на первоначальном этапе, тем лучше, - рассуждает аналитик "ВТБ Капитал" Александр Киревний. - Положительным фактором в данной истории является то, что все материальные риски берет на себя ExxonMobil, а значит, от "Роснефти" не потребуется отвлечения финансов".
Взамен российская госкомпания получит проекты в США и Канаде. "Роснефть" купит у ExxonMobil 30-процентную долю в проекте La Escalere в Западном Техасе (424 млн баррелей нефти и 24 млрд кубометров газа), получит право на 30% в 20 участках в Мексиканском заливе, а в Канаде - 30% в участке Харматтан пласта Кардиум. "Все это позволит "Роснефти" приобрести опыт работы на шельфе и откроет доступ к новым технологиям, - поясняет старший аналитик ИФК "Метрополь" Сергей Вахрамеев. - И в дальнейшем компания сможет использовать их на российском шельфе".
После неудачи с BP "Роснефть" действует более осторожно и пытается максимально диверсифицировать риски, отмечают опрошенные эксперты. Компания зовет на шельф не только иностранных партнеров, но и российских нефтяников. Глава "Роснефти" Эдуард Худайнатов заявил, что компания направила письмо ТНК-BP, "Сургутнефтегазу", ЛУКОЙЛу и "Башнефти", в котором предложила им поработать на шельфовых проектах на точно таких же условиях, что и ExxonMobil. (Об этих условиях Агентство федеральных расследований FLB рассказало в публикации «Бесплатного шельфа не бывает»).
Для работы в Арктике также приглашены Объединенная судостроительная корпорации (ОСК) и "Ростехнологии". ОСК построит не менее 15 морских платформ, а соглашение с "Ростехнологиями" предполагает проектирование и строительство инфраструктуры для геологоразведочных работ, разработку месторождений и добычу нефти.
Впрочем, столь быстрому подписанию соглашений "Роснефть" обязана правительству. Стимулом для развития проектов в рамках нового альянса стали изменения в системе налогообложения. 12 апреля на заседании у премьер-министра Владимира Путина было решено отменить экспортную пошлину по новым шельфовым проектам, а налог на добычу полезных ископаемых для наиболее сложных месторождений может составить только 5% от цены реализуемой продукции.
"Налоговые преференции в этом случае будут хорошие, - полагает Дмитрий Александров, глава аналитического отдела ИГ "Универ Капитал". - Это знаковый проект не для одной отечественной нефтяной отрасли, на него будут ориентироваться другие инвесторы в вопросе доверия обещаниям российского правительства". То есть проект освоения Арктики рассматривается не только с точки зрения экономики и бизнеса, он в значительной степени станет имиджевым для страны».
|