«Тверской суд Москвы в пятницу взыскал с министерства финансов России 450 тысяч рублей в пользу бывшего полковника ГРУ Владимира Квачкова, требовавшего с ведомства компенсации в размере 50 миллионов рублей морального вреда за уголовное преследование по делу о покушении на экс-главу РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса. Таким образом, судья Евгений Комиссаров частично удовлетворил иск Квачкова, - пишет сегодня «Комсомольская правда».
«Эту сумму Квачков запросил из расчета, что час уголовного преследования оценивается в 1 тысячу рублей, за сутки, соответственно, получается 24 тысячи рублей. Согласно практике Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), компенсация за сутки в европейской тюрьме составляет 30 евро, - сообщает сегодня Газета.Ру.
Защита полковника заявила, что планирует обжаловать решение суда».
«Адвокат истца Оксана Михалкина намерена обжаловать решение суда по иску, потому что оно удовлетворено только частично», - подтверждает «Российская газета».
«Адвокат объяснила, что требуемая сумма иска рассчитана из того, что Квачкова привлекали к ответственности почти 70 месяцев«Преследование продолжалось 69 месяцев, каждый час мы оценили в тысячу рублей, получилось 50 млн 200 тыс. рублей. Если судья сочтет сумму чрезмерной, пусть обоснует это», – приводит слова адвоката Михалкиной интернет-газета «Взгляд».
«В пятницу представители отставного полковника заявили в суде, что вопрос о продлении срока задержания под стражей Квачкову рассматривался неоднократно. «Всего 14 раз суды продлевали Владимиру Квачкову срок заключения под стражей, действуя необоснованно и тем самым причинив ему нравственные страдания и моральный ущерб», – сказала представитель Квачкова Оксана Михалкина, передает агентство РАПСИ.
В подтверждение своих слов она представила суду многочисленные публикации в СМИ, где информация о Квачкове, по ее мнению, носит оскорбительный характер. Это, по словам адвоката, также причинило ему страдания.
«Кроме того, Владимиру Васильевичу причинили страдания ложные сведения о задержании его сына, которые ему сообщил сотрудник ФСБ для оказания на него давления», – сказала Михалкина, добавив, что для доказательства этой информации Квачкову была представлена заметка из газеты о том, что задержание якобы действительно состоялось. По словам адвоката, длительное время Квачкову также не позволяли встречаться с женой.
В свою очередь ответчик посчитал, что сторона истца не представила доказательств причинения Квачкову нравственных страданий. «Истец не обратился в суд за опровержением опубликованной о нем информации. Кроме того, прошу суд при определении размера компенсации учесть, что он имел статус обвиняемого, а не подсудимого», – сказала представитель Минфина.
Она также заявила, что заявленный Квачковым размер компенсации морального вреда значительно завышен. На это Михалкина ответила, что Квачков не обратился в суды с исками к СМИ о защите чести и достоинства, поскольку его задержали по другому делу на следующий день после освобождения».
«Покушение на Чубайса было совершено в марте 2005 года в Подмосковье. На пути кортежа чиновника произошел взрыв, затем двое нападавших в зимней камуфляжной форме открыли огонь из автоматического оружия. Вскоре по подозрению в организации покушения был задержан Квачков и несколько его предполагаемых сообщников, - напоминает Лента.Ру.
Квачкова обвинили в покушении на экс-главу РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса, совершенном в 2005 году, однако в 2008 году был оправдан. Иск Квачкова к РФ с требованием о компенсации был подан в Тверской суд в мае 2012 года».
«Ранее присяжные Мособлсуда дважды признали невиновным Квачкова по делу о покушении на Чубайса, - напоминает «Комсомольская правда». - Верховный суд РФ 22 декабря 2010 года признал оправдательный приговор Квачкову законным. Кроме того, бывший фигурант дела добился того, что прокуратуру обязали принести свои извинения за незаконное уголовное расследование».
«В настоящее время против Квачкова возбуждено другое уголовное дело, которое имеет гриф «секретно». Подробности дела не разглашаются. Известно, что полковник обвиняется по части 1 статьи 205.1 УК (содействие террористической деятельности), по части 3 статьи 30 УК и по статье 279 УК РФ (покушение на вооруженный мятеж). За наиболее тяжкое из этих преступлений закон предусматривает до 20 лет лишения свободы, - напоминает Газета.Ру.
Квачков не признает вину по этим обвинениям. По его сведениям, суть предъявленных ему обвинений заключается в подготовке для свержения власти вооруженной арбалетами группы из числа тольяттинских членов возглавляемой им организации «Народный фронт освобождения России».
В середине июня в публикации «Квачков слишком много хочет» Агентство федеральных расследований FLB рассказало: «в Тверском райсуде Москвы началось рассмотрение иска отставного полковника ГРУ Владимира Квачкова, который требует компенсацию более чем в 50 млн рублей за незаконное уголовное преследование по делу о покушении в 2005 году на экс-главу компании РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса. Сам истец находится в СИЗО «Лефортово», где ожидает окончания следствия по засекреченному делу о подготовке мятежа и содействии терроризму.
В среду состоялось предварительное заседание по иску Владимира Квачкова, ответчиком по которому в лице государства является Минфин. Отставной полковник считает, что полтора года назад он был окончательно оправдан по делу о покушении на Чубайса, поэтому решил «наказать» следователей за свои моральные страдания.
Адвокат Квачкова пояснила, что сумма иска составляет чуть более 50 млн рублей.
— Это чистая арифметика. Владимир Васильевич находился под уголовным преследованием 2092 дня, каждый час мы оценили в 1 тыс. рублей, поэтому общая сумма составила 50 млн, — говорит Михалкина.
Заседание началось со скандала. Представители Минфина не явились в суд, прислав письменные возражения. Их суть сводилась к тому, что Квачков слишком много просит. Суд решил рассмотреть только иск отставного полковника о компенсации морального вреда. В среду судья удовлетворил ходатайство Квачкова, который просил истребовать документы о его состоянии здоровья, количестве разрешенных свиданий и другую дополнительную информацию.
Адвокат Квачкова не питает особых иллюзий относительно того, что ее подзащитный сможет получить полностью всю сумму, но надеется на справедливый суд.
— Мы предоставили суду дополнительные материалы, подтверждающие моральные страдания моего клиента, — пояснила Оксана Михалкина.
В этих документам также говорится, что, еще будучи обвиняемым, Квачков, баллотировавшийся тогда в депутаты Госдумы, не имел возможности встречаться со своими доверенными лицами. Моральные страдания опальному полковнику доставили и сообщения в прессе о судьбе его сына. Вскоре после задержания полковника Квачкова в 2005 году ему в камеру передали одну из российских газет, в которой говорилось, что его сын Александр также является подозреваемым по делу о покушении на Чубайса и задержан.
— На самом деле Александра никто не задерживал. Парень просто бесследно исчез и до сих пор числится пропавшим без вести, — пояснила журналистам Оксана Михалкина.
Квачков до сих пор ждет от прокуратуры официальных извинений за незаконное преследование по делу Чубайса. Там утверждали, что соответствующие извинения направлялись письменно, но до адресата не доходили. С жалобами Квачков дошел до Верховного суда.
— На прошлой неделе жена Владимира Квачкова Надежда получила письмо из прокуратуры. Однако в нем прокурор извиняется только за моральный вред. Но УПК не разграничивает извинения за разные виды ущерба. Придется жаловаться вновь, — пояснила Оксана Михалкина.
Сам Владимир Квачков сейчас находится в столичном СИЗО «Лефортово», где знакомится с материалами нового уголовного дела. В декабре 2010 года отставной полковник стал обвиняемым в содействии террористической деятельности и покушении на вооруженный мятеж. Дело имеет гриф «Секретно». Владимир Квачков вину не признает.
— С психологическим состоянием у него в все в порядке. Он разведчик, диверсант и считает себя офицером в плену, — говорит Оксана Михалкина.
Однако, здоровье 63-летнего отставника оставляет желать лучшего. По словам адвоката, в камере СИЗО довольно душно, а прогулки в тесном дворике мало что дают. Кроме того, у прошедшего Афганистан и ряд других горячих точек полковника обострились головные боли. Как он сам считает, это последствия ранения и контузии. У офицера в затылочной части остались неизвлеченные осколки. Адвокаты предполагают, что это последствия микроинсульта, однако в консилиуме врачей для прохождения полного обследования руководство СИЗО отказывает.
Судебная практика показывает, что в России невинно осужденные или оправданные судом люди не спешат требовать компенсации. По статистике, с соответствующим иском обращается едва ли каждый десятый из пострадавших.
При этом Европейский суд по правам человека буквально завален исками от россиян. Случаи крупных выплат можно пересчитать по пальцам. Например, 2,3 млн рублей в 2005 году отсудил у государства бывший начальник разведки ВДВ полковник Павел Поповских, который был в числе обвиняемых по делу об убийстве журналиста «Московского комсомольца» Дмитрия Холодова. Затем иски подали его товарищи по несчастью. Своеобразный рекорд установил недавно бывший вице-президент «Евросети» Борис Левин, которому после оправдания по обвинению в похищении человека присудили свыше 20 млн рублей. Правда, основная часть суммы по этим искам складывалась из имущественного, а не морального вреда — неполученных зарплаты, дохода».
«Руководитель правозащитной организации «Агора» Павел Чиков пояснил «Известиям», что по искам о возмещении именно морального вреда за незаконное уголовное преследование единой судебноприментальной практики нет.
— В нашей практике есть два дела, когда люди отсуживали по 1 млн рублей. Один успел отсидеть четыре года за убийство, которого не совершал, другой пробыл два года под стражей также по обвинению в убийстве, — поясняет Чиков.
По его словам, лишь в некоторых регионах, где таких исков было много, выработались некие нормы. Например в Татарстане, где за пребывание в СИЗО в среднем суды назначают по 350–400 тыс. рублей. При этом, согласно статистике, самые маленькие суммы присуждает именно Тверской суд Москвы, а также суды Чувашии. Здесь максимальные суммы достигали всего 50 тыс. рублей.
Еще несколько лет назад генпрокурор Юрий Чайка выступал с заявлением о том, что следователи, незаконно привлекавшие к ответственности граждан, должны нести финансовую ответственность за свои действия, однако эта практика до сих пор не работает», - пишут «Известия».
|