«Зюзинский суд Москвы в понедельник санкционировал арест пензенского эксперта НИИ Сельского хозяйства Ольги Зелениной, подозреваемой в пособничестве в покушении на контрабанду наркотических средств. Соответствующее решение приняла судья Елена Петрова, удовлетворив ходатайство следователя Александра Плиева. По ее решению, Зеленина останется в одном из столичных СИЗО до 15 октября, - сообщает сегодня агентство РАПСИ.
Слушания ранее откладывались на 72 часа из-за плохого самочувствия подозреваемой. Зеленина и в понедельник сообщала родственникам и адвокатам о плохом самочувствии, но за врачебной помощью общаться не стала, однако затем к ней все же были приглашены врачи. Следователь представил в суд справку из изолятора о том, что Зелениной вызывали скорую помощь, которая на прошлой неделе планировала привезти ее в 20-ю больницу, но там в госпитализации отказали, "ввиду отсутствия необходимости". Женщина же говорит, что она сама отказалась лечь в стационар, "чтобы не подумали, что я бегаю от следователей".
Адвокат Филипп Шишов в ходе слушаний приобщил к материалам дела медицинские документы с указанием на стенокардию, пиелонефрит, ишемическую болезнь сердца и ряд других заболеваний у его клиентки с рекомендациями по поводу лечения. В частности, медики советуют провести обследование женщины в условиях стационара.
Также адвокат предоставил суду личные поручительства от десятка ее коллег и знакомых, некоторые из которых пришли в суд в понедельник. В том числе, по сведениям защиты, за Зеленину ручался глава Института прав человека Валентин Гефтер, уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин.
В характеристиках, приложенных к поручительствам, указано, что Зеленина - отличный специалист и честный и порядочный человек. На ее иждивении находится престарелая мать - инвалид второй группы. Также отмечается, что 54-летняя Зеленина - аллергик, но работу с растениями в интересах науки продолжала.
Защита также отмечала, что женщина была задержана после обыска, начавшегося у нее дома в 6 часов утра. При этом ходатайство в суд об избрании меры пресечения было представлено уже после истечения 48-часового срока допустимого задержания.
Кроме того, суду были предоставлены документы, свидетельствующие о том, что кузен Зелениной, проживающий в столичном регионе, готов разместить сестру у себя дома, чтобы ей удобнее было являться на следственные действия.
По версии следствия, в прошлом году Зеленина как эксперт дала заключение по просьбе предпринимателя Сергея Шилова о том, что ввозимая им через Брянскую таможню партия в 42 тонны мака не содержит наркотики. Обвинитель полагает, что ее заключение "было направлено на то, чтобы развалить заключение других экспертов ФСКН".
По словам следователя, Шилов как и еще несколько бизнесменов, находятся под арестом по делу о ввозе крупной партии наркотиков под видом пищевого мака. Дело в 2010 году закрывали, не сочтя количество найденного опия в маке достаточным для уголовного преследования, однако затем следствие вновь возобновили.
Как следует из ходатайства, следователи установили, что на банковскую карточку Зелениной были переведены 20 тысяч рублей, которые, как они полагают, явились платой в их пользу.
"Следствие полагает, что профессионализм Зелениной свидетельствует о том, что заключения не могли быть даны по заблуждению, а именно что с целью способствовать ввозу наркотических средств", - сказал следователь.
Он также добавил, что при обыске на рабочем месте Зелениной было найдено множество листов с образцами подписи ее непосредственного руководителя Алексея Смирнова, "будто кто-то тренировался за него расписываться". Сам Смирнов, со слов следователя, "был удивлен тем, что Зеленина дала такое заключение". В материалах дела имеется положительная характеристика за подписью Смирнова, но следователь ставит под сомнение и подлинность подписи, и информация в характеристике.
Следователь Плиев подчеркнул, что пензенский НИИ сельского хозяйства - единственный институт, который в России проводит легальные опыт по выращиванию ненаркотических коноплю и мака. "Получается, такими заключениями она направляет всю работу НИИ насмарку, заявляя в нем, что таких сортов все еще не вывели. А это была федеральная программа", - заключил представитель следственной группы.
Кроме того, по его словам, его коллеги располагают информацией, что аналогичные заключения Зеленина давала ранее, данные документы фигурируют в других уголовных делах.
Прокурор ходатайство следователя поддержала, считая обоснованными подозрения о том, что подозреваемый эксперт может скрыться от следствия или повлиять на ход расследования».
На минувшей неделе в публикации «Экспертная доля» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «обвинение заведующей химико-аналитической лабораторией Пензенского научно-исследовательского института сельского хозяйства Ольге Зелениной, которая была задержана следователем Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России в минувшую среду, 15 августа, пока не предъявлено, - сообщает ИА «PenzaNews».
«Ольга Зеленина по-прежнему находится в Москве, официальное обвинение ей пока не предъявлено. Возможно, что-то прояснится уже в ближайшие часы. В настоящее время Ольга Зеленина не может разглашать какую-либо информацию о причинах своего задержания, так как следователь ФСКН обязал ее подписать соответствующие документы», — сообщил ИА «PenzaNews» адвокат, ведущий правовые консультации по делам, связанным с наркотиками, Филипп Шишов.
По его словам, задержанная находится в состоянии шока.
«Она шокирована произошедшим, так как ее увезли в Москву прямо из дома, и сейчас у нее нет условий, чтобы даже помыться. Кроме того, минувшую ночь она провела на допросе», — сказал адвокат.
«Как сообщили ИА «PenzaNews» в справочной клинической больницы № 40 города Москвы, Ольга Зеленина поступила в клинику в четверг, 16 августа, в 3.30 с диагнозом «стенокардия».
«В настоящее время она находится в кардиологическом отделении, ее состояние удовлетворительное», — сказал сотрудник справочной службы.
«После допросов женщина попала в больницу: сердце. Однако из-под стражи ее не отпустили, - пишет «Новая газета» в № 92 от 17 августа 2012.
«Ольга Зеленина — зав. химико-аналитической лаборатории Пензенского научно-исследовательского института сельского хозяйства (НИИСХ). Она неоднократно давала свои заключения в рамках уголовных дел, связанных с пищевым маком, Ее заключения часто опровергали доказательную базу ФСКН, на основе которой выстраивались обвинения в отношении фигурантов уголовных дел — директоров и сотрудников бакалейных лавок, закусочных, кафе, имеющих в своем ассортименте маковую продукцию. За этот мак, как известно, и цепляется ФСКН, сажая кондитеров по всей стране. В ФСКН или искренне не понимают, или просто не хотят понимать: мак импортируется в нашу страну с естественными примесями (в т.ч. с маковой соломкой), и кондитеры, соответственно, тоже покупают этот мак с примесями. Однако сотрудники ФСКН предъявляют кондитерам и продавцам претензии в том, что они сами подмешивают в мак наркотики и затем продают его, тем самым «сбывая наркотики с целью получения преступного дохода».
Эту логику ФСКН эксперт Зеленина подвергала детальному разбору не только в экспертных заключениях, но и выступая в судах по различным уголовным делам. К ее помощи прибегали многие попавшие под подозрение кондитеры и продавцы.
Утром 15 августа сотрудники пензенского ФСКН совместно с московскими (по информации «Новой», в Пензу специально выехал столичный следователь Плиев) задержали Зеленину прямо у нее на квартире. Причем задержание невооруженной женщины проходило с участием автоматчиков. Ей предъявили постановление, в котором было написано, что она якобы дала заведомо ложное экспертное заключение по одному маковому делу и тем самым «участвовала в организованной преступной группе», естественно, «сбывавшей наркотики». Дома и на работе у Зелениной изъяли все рабочие бумаги, документы и электронные носители, после чего увезли в управление ФСКН по Пензенской области.
По информации «Новой», на допросе следователи прямо спрашивали Зеленину: «Как вы могли критиковать ФСКН?», интересовались ее взаимодействием с адвокатами обвиняемых по маковым делам, цитировали ее электронную переписку с ними и договорились до того, что она за деньги подгоняла свои заключения под выгодные адвокатам выводы. Что является абсурдом. Не только обвиняемые, но и многие СМИ, в том числе «Новая газета», часто ссылались на компетентные выводы Зелениной в своих материалах, посвященных маковым делам, — выводы этого специалиста всегда основываются на методиках, строгих подсчетах и научных данных. Зеленина, по сути, эксклюзивный специалист в этой области, т.к. Пензенский институт — единственный, который занимается такими экспертизами.
Как рассказали «Новой» адвокаты, сотрудничающие с Зелениной по уголовным делам, со всей очевидностью можно констатировать: выдвинутые против эксперта обвинения — попытка вывести невыгодного ФСКН специалиста из работы по одному из маковых дел, а также напугать всех остальных потенциальных экспертов и адвокатов.
«Ее деятельность обычно не вызывала у ФСКН недовольство, более того - Ольга Николаевна делала заключения и по запросам этой структуры, сотрудничала с ней. А тут вдруг неожиданно к ней появились такие претензии...», - говорит адвокат Наталья Андреева. По ее словам, уголовное дело, в рамках которого задержали эксперта, следующее: не так давно ФСКН задержала большую партию пищевого мака, которая якобы содержала примеси наркотиков. Фигурант этого дела уже под стражей. В Пензенский НИИСХ поступил запрос от защиты обвиняемого. Изучив дело, Зеленина дала заключение: в мак наркотики специально не примешивали. Вскоре после этого ее и задержали по обвинению в даче «заведомо ложной экспертизы» и «пособничестве в покушении на контробанду наркотиков организованной группой в особо крупном размере». Довод о том, что она давала официальный ответ на официальный запрос, ФСКН проигнорировала.
В день задержания Зеленину почему-то вывезли из Пензы в Москву. Ночью, как стало известно «Новой», ей стало плохо с сердцем и следствие отправило ее под конвоем в Городскую клиническую больницу №40, врачи которой поставили ей диагноз «стенокардия». Однако Зеленину не отпустили…
На момент подписания номера в пресс-службе ФСКН затруднились что-либо прокомментировать «Новой», сказав, что заявление ведомства относительно Ольги Зелениной будет опубликовано позже».
«Сотрудник Пензенского НИИСХ Ольга Зеленина была задержана утром 15 августа в своей квартире. По словам ее мужа, к дому подъехали несколько автоматчиков и предложили ей поехать в управление ФСКН по Пензенской области. И показали постановление — дескать, она дала заведомо ложное экспертное заключение. После этого они забрали все бумаги и компьютеры, а по поводу судьбы Ольги Николаевны родне сказали: «вам позвонят», - писал ранее «Московский комсомолец».
Рассказывает ее муж, Игорь Николаевич:
— В наш институт — Пензенский НИИСХ — поступила просьба об экспертизе, которую проводили по делу Шилова. Там была задержана большая партия пищевого мака, которая якобы содержала примеси наркотиков. Институт получил запрос от адвоката Шилова на экспертизу. Наш институт — единственный, который занимается такими экспертизами. И Ольга Николаевна дала заключение. Смысл был такой, что технически ничего не примешивали. И вот сегодня по решению Московского суда был проведен обыск. В Постановлении было сказано, что она дала заведомо ложную экспертизу. И дома, и на работе были изъяты все рабочие документы и электронные носители. Присовокупили и стакан мака, который был на кухне. Потом посадили в машину и увезли в управление ФСКН Пензы.
— А что сказала сама Ольга Николаевна?
— Она говорит, что давала официальный ответ на официальный запрос.
Комментирует адвокат Наталья Андреева:
— Работа Ольги Николаевны Зелениной всегда основывается на методиках и строго научных данных. И именно то, что она так серьезно работает, вызывает у некоторых структур бешеное противодействие и желание ее замарать. Она смелый, принципиальный и ответственный человек. Мое мнение, что это — способ устрашения, чтобы другим специалистам было неповадно давать научно обоснованные заключения. Это — средство расправы и повод вывести ее из других дел...
А вот, что обнаружил «МК» на собственном сайте ФСКН. Там в разделе «статистика» размещены цифры — сколько изъято наркотиков. Так вот, веществ опийной группы в текущем году было изъято 1.700 кг. В том числе, героина — 628 кг и почти 13 кг дезаморфина. Спрашивается, а еще 1 тонна — это что? А за прошлые два года так вот «теряются» в отчетности по 2 тонны неизвестного наркотика в год.
Напрашивается вывод, что это — изъятый пищевой мак, которым ФСКН отчитывается, но открыто вставлять в статистику стесняется — знает, как дико и нелепо это выглядит: надо же — смогли выловить меньше героина, чем легального кондитерского продукта».
|