«Совет директоров ОАО «Аэропорт Толмачево» рекомендовал акционерам принять предложение кипрской компании T.S. Trans Siberia Co. Ltd о покупке. Об этом сообщил «Известиям» источник в компании. Сумму сделки и приобретаемую долю пока не раскрывают, - сообщили «Известия».
По данным СПАРК, «Аэропорт Толмачево» на 100% принадлежит департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области. Рыночная стоимость компании, по оценкам гендиректора ассоциации «Аэропорт» Виктора Горбачева, cоставляет примерно $1,5 млрд.
В совет директоров Толмачево, проголосовавший за сделку с кипрским офшором, входит Михаил Смирнов, также заседающий в советах директоров астраханского и челябинского аэропортов. В прошлом году оба этих предприятия были проданы T.S. Trans Siberia.
По данным СПАРК, Смирнов является гендиректором «АЕОН Корпорейшнс Раша» и ООО «Новапорт» — компаний, принадлежащих экс-президенту Объединенной судостроительной корпорации и долларовому миллионеру Роману Троценко (его состояние оценивается в $950 млн, по данным Forbes). Эксперты рынка считают T.S. Trans Siberia, аффилированной с бизнес-структурами Троценко, хотя бенефициаром кипрской компании Троценко официально не является.
— Толмачево и так фактически находится под управлением Троценко, его «Новапорт» является управляющей компанией этого авиаузла. Теперь он, видимо, подминает под себя и акции аэропорта, — говорит Виктор Горбачев. Он убежден, что скупка частными компаниями государственных аэропортов негативно сказывается на отрасли.
ООО «Новапорт» приходит в государственные аэропорты в качестве управляющей компании, а через некоторое время их скупает Siberia. Так произошло с аэропортами ОАО «Челябинское авиапредприятие» и ОАО «Аэропорт Астрахань». Подобное развитие событий, возможно, ждет и аэропорт Новосибирска.
— Из-за частных компаний мы за 20 лет потеряли более тысячи аэропортов. В 1990-е у нас было 1450 аэропортов, сейчас — 315. А все потому, что отдали их на откуп частным авиакомпаниям, для которых авиаперевозки в первую очередь бизнес. Аэропорты — это социально значимые объекты, которыми должно управлять государство, — заявляет Горбачев.
Эта сделка позволит Троценко стать заметным игроком в отрасли гражданской авиации, считает ведущий аналитик УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. В этом бизнесе уже присутствуют «Ренова» Виктора Вексельберга (владеет аэропортами в Самаре, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде) и «Базэл» Олега Дерипаски (Сочи, Анапа, Геленджик, Ейск и Краснодар), напоминает эксперт.
Как объяснили «Известиям» в «Новапорте», смена владельца не повлияет на их управленческие планы относительно Толмачево.
— Для нас особой разницы, у кого акции аэропорта, нет. Есть план развития, согласно которому мы и будем работать, — заявили в пресс-службе компании.
По словам руководителя аналитического агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, управляющая компания способствует выводу Толмачево в офшор, для того чтобы оптимизировать работу предприятия и снизить налоговую нагрузку.
В приемной Романа Троценко «Известиям» сообщили, что бизнесмен не будет давать комментарии по вопросу сделки с новосибирским аэропортом.
Переговоры о возможной продаже Толмачево T.S. Trans Siberia начались еще в 2011 году. Пропускная способность новосибирского международного аэропорта на внутренних авиалиниях — 1,8 тыс. человек в час, на международных — 750. За 2011 год аэропорт обслужил более 2,7 млн человек — занимает 6-е место среди российских аэропортов.
Согласно официальным отчетам, выручка ОАО «Аэропорт Толмачево» в 2011 году составила 3,44 млрд рублей, чистая прибыль — почти 420 млн рублей».
В конце июля Агентство федеральных расследований FLB в публикации «Советник Сечина по шельфу» рассказывало: «бывший глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко стал советником президента "Роснефти" Игоря Сечина, - сообщает сегодня Лента.Ру.
По некоторым данным, Троценко будет курировать в компании шельфовые проекты. Будет ли он официальным сотрудником нефтяной компании, не известно. До лета 2011 года тогда еще вице-премьер Игорь Сечин возглавлял совет директоров ОСК и работал вместе с Троценко.
Роман Троценко покинул пост главы ОСК 1 июля 2012 года. Его преемником стал Андрей Дьячков - руководитель завода "Севмаш". Сам Троценко заявлял, что собирается перейти в одну из структур правительства России. Свою отставку он объяснял окончанием контракта с акционером ОСК в лице государства.
В апреле 2012 года "Роснефть" и ее американский партнер по шельфовым проектам ExxonMobil подписали с ОСК соглашение о взаимопонимании, которое предполагает строительство на заводах корпорации 15 буровых платформ для работы в Карском море. Кроме того, ОСК планирует к 2014-2015 году построить для "Роснефти" на верфях Дальнего Востока полупогружную буровую установку ледового класса "Большая Медведица"».
«Бывший глава ОСК Роман Троценко несколько недель назад стал советником президента "Роснефти" Игоря Сечина, рассказали несколько источников, знакомых с ситуацией. В "Роснефти" эту информацию не комментируют, - пишет сегодня «Коммерсант».
По словам собеседников "Ъ", господин Троценко пришел в нефтекомпанию, чтобы курировать ее шельфовые проекты, которые потребуют большого количества специализированной техники. Правда, является ли Роман Троценко официальным сотрудником "Роснефти", неизвестно. "Но он приходит на встречи, переговоры, есть в составе делегаций "Роснефти" именно в качестве советника Игоря Сечина",— говорит один из собеседников "Ъ".
О том, что у Романа Троценко "есть достаточно тесное взаимодействие с господином Сечиным", неоднократно говорили источники "Ъ" на рынке. Игорь Сечин возглавлял совет директоров ОСК до лета прошлого года. По данным источников "Ъ", господина Троценко Сечину "лично представил в качестве потенциального кандидата в президенты ОСК" Владимир Лисин. Впоследствии именно Владимир Лисин стал главой совета директоров ОСК вместо Игоря Сечина.
При участии Романа Троценко "Роснефть" уже получила один актив. В конце июня она приобрела у ОСК мазутный терминал, расположенный на территории Мурманского судоремонтного завода N35 (терминал по перевалке нефти и нефтепродуктов на базе ООО "Полярный терминал"), примерно за 900 млн руб. Структуры ОСК купили "Полярный терминал" в 2006 году с целью последующей перепродажи. "Корпорация привела все в порядок, разобралась с юридическими вопросами, "упаковала" и выставила на продажу",— говорил один из собеседников "Ъ". Правда, как распорядиться новым активом, в "Роснефти" пока не решили, госкомпания рассматривает разные варианты: либо его реконструкция с целью перевалки мазута, либо как площадка для освоения шельфовых проектов».
В публикации Агентства федеральных расследований FLB «Новапорт» ушел под «госконтроль» в начале апреля говорилось: «избегающий публичности бизнесмен Анатолий Матвеенко уступил своему давнему партнеру, президенту государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роману Троценко долю в кипрской инвестиционной компании T.S. Trans Siberia Co. Ltd, которая консолидирует входящие в холдинг «Новапорт» аэропортовые активы.
Роман Троценко выступает конечным выгодоприобретателем кипрской Powercrown Ltd, которая в марте приобрела 50% голосующих акций T.S. Trans Siberia Co. Ltd, сообщил источник, близкий к «Новапорту». Эта доля до сделки принадлежала кипрской Golburn Trading Ltd, единственным конечным собственником которой является Анатолий Матвеенко, чья фамилия фигурирует в списках руководителей и акционеров целого ряда компаний, аффилированных с семьей Троценко.
Номинальным держателем остальных 50% T.S. Trans Siberia Co. Ltd остается кипрская Mittelmeer Nominees Ltd, а истинным владельцем — еще один кипрский офшор Legniton Ltd, принадлежащий трем бывшим топ-менеджерам Казкоммерцбанка — министру нефти и газа Казахстана Сауату Мынбаеву, предпринимателям Евгению Фельду и Аскару Алшинбаеву. Вместе с гражданином Великобритании Яном Коннором (еще одним бывшим топ-менеджером Казкоммерцбанка) все они, согласно отчетности на сайте Банка России, являются собственниками 100% инвесткомпании Meridian Capital Ltd. Этой компании принадлежит целый ряд российских активов, в том числе она контролирует половину ООО «Новапорт». Другие 50% аэропортового холдинга подконтрольны Роману Троценко».
«В «Новапорте» официально отказываются комментировать вопросы, связанные с реструктуризацией активов.
— Мы частная компания и мы не комментируем, почему переводим свои какие-то активы с одной компании на другую. Также мы не комментируем вопросы по нашим бенефициарам, поскольку считаем это некорректным, — рассказал «Известиям» генеральный директор «Новапорта» Михаил Смирнов.
Корреспондент «Известий» обратился по телефону непосредственно к Роману Троценко с вопросом относительно характера его деловых взаимоотношений с Анатолием Матвеенко, однако Троценко отказался от продолжения разговора и повесил трубку.
Поскольку сам Троценко не занимается текущим управлением своими активами, его статус госслужащего не мешает ему становиться бенефициаром в каких-либо компаниях, отмечает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
Упорядочивание холдинговой структуры, по мнению эксперта, может быть связано, скорее всего, с договоренностями с казахстанскими партнерами. В этом году T.S. Trans Siberia Co. Ltd продолжает реализовывать свои планы по консолидации аэропортовых активов «Новапорта». По данным источника «Известий», этот офшор направил в конце марта в ФАС ходатайство на покупку ОАО «Аэропорт Чита». Все 100% акций этой компании, согласно официальной отчетности, принадлежат Golburn Trading Ltd Анатолия Матвеенко.
Кроме того, T.S. Trans Siberia Co. Ltd продолжает ожидать решения ФАС для оформления прав собственности на 68% голосующих акций ОАО «Аэропорт Астрахань», покупателем которых компания стала по итогам состоявшегося в конце 2011 года аукциона Росимущества. ФАС России приостановила рассмотрение этого вопроса до решения правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.
В прошлом году T.S. Trans Siberia Co. Ltd уже стала владельцем 88% новосибирского ОАО «Аэропорт Толмачево» и 88,64% обыкновенных акций ОАО «Челябинское авиапредприятие», управляющей компании местного аэропорта Баландино. Вместе с тем аффилированное с «Новапортом» ООО «НАС» (бывшее «Новапорт — Аэропорты Сибири») продолжает пока владеть 74,9% акций ОАО «Международный аэропорт Томск» и 74% ОАО «Международный аэропорт Брянск». К «Новапорту» также формально относятся аэропорты Барнаула и Волгограда, в советы директоров которых входят представители холдинга».
|