«ГСУ Следственного комитета России по Москве заканчивает расследование одного из-за самых резонансных дел 2000-х годов — об убийстве бывшего полковника Юрия Буданова. Благодаря экспертизе ДНК следствием установлено, что настоящее имя человека, арестованного за это преступление, — Юсуп-Хаджи Темерханов, хотя он использовал документы и представлялся Магомедом Сулеймановым, - пишут «Известия». Вскоре следователи внесут свои коррективы в анкетные данные обвиняемого, а также в них добавят мотив убийства — кровная месть за отца.
По данным источника информагентства, в конце апреля следователи из Москвы выезжали в Чечню, где провели обыск в доме близких родственников Юсуп-Хаджи Темерханова. Последние отказались дать на пробу свою ДНК, поэтому для ее получения оперативники изъяли личные вещи Темерхановых. В Москве образцы сравнили с ДНК задержанного за убийство полковника Магомеда Сулейманова. В итоге следователи подтвердили давние догадки — под стражей находится именно Юсуп-Хаджи Темерханов, а не Магомед Сулейманов, как это предполагалось ранее.
Именно из-за отсутствия четкого мотива в действиях предполагаемого убийцы расследование затянулось более чем на год. У Магомеда Сулейманова, по документам существующего только с 1997 года, никаких причин расправляться с Будановым не было. А вот Темерханов вполне мог мстить экс-полковнику за отца, заживо сожженного федералами во время второй чеченской кампании.
В ближайшие дни Темерханову–Сулейманову будут предъявлены обвинения в окончательной редакции по ст. 222 УК РФ («Незаконное хранение оружия») и ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство по мотиву кровной мести»). Ранее арестованному вменяли более мягкую ч. 1 ст. 105 УК («Убийство без отягчающих обстоятельств»), предусматривающую наказание от шести до 15 лет лишения свободы. Теперь Юсуп-Хаджи грозит от восьми лет тюрьмы до пожизненного срока.
Отец Темерханова был инвалидом и передвигался при помощи костылей. Пожилой мужчина работал ночным сторожем на рынке в чеченском селе Гелдаген, откуда родом и сам Юсуп-Хаджи Темерханов. В 2001 году поздно вечером на рынок приехали пьяные люди в форме и с оружием — по данным свидетелей, солдаты федеральных войск. Старый сторож попытался помешать им ворваться в запертый склад. Тогда старика закрыли в железном фургоне, в котором находилась комната охраны, а дверь снаружи подперли ломом. Затем фургон облили бензином и подожгли. Мужчина сгорел заживо, а родственники так и не добились справедливости в судебных инстанциях. Через 10 лет после случившегося — 10 июня 2011 года — в Москве был застрелен бывший полковник Юрий Буданов, которого чеченцы считают олицетворением военных преступлений федералов России в республике.
26 августа по подозрению в убийстве полковника был задержан житель города Аргун Магомед Сулейманов. Очевидец убийства уверенно опознал Сулейманова. Сулейманов–Темерханов, в свою очередь, отказался давать показания, ссылаясь на 51-ю статью Конституции.
Взамен показаний Сулейманов требует провести расследование обстоятельств его похищения. По его словам, 19 августа 2011 года (за неделю до официального задержания) он ехал к другу на такси, машину блокировал минивэн, из которого вышли люди в масках. Они схватили его и отвезли в подвал какого-то дома в Подмосковье. Там нападавшие представились сотрудниками военной контрразведки. В семистраничном заявлении Сулейманова следователям говорится, что похитители объявили: они располагают информацией, согласно которой с просьбой об убийстве Буданова к нему обратился лично первый вице-премьер правительства Чечни Магомед Даудов по прозвищу Лорд (Темерханов и Даудов входят в один тейп, их родовым селом является Гелдаген). (Ныне Даудов назначен руководителем аппарата правительства и администрации главы Чечни в ранге вице-премьера. Агентство федеральных расследований FLB сообщало об этом в публикации «Назначение в унисон с Москвой»). Также у Юсуп-Хаджи интересовались, известно ли ему что-то о причастности к нападению на полковника главы Чечни Рамзана Кадырова. Соответствующие показания якобы требовали дать под видеозапись. Чеченец также утверждает, что его пытали, в том числе током.
По словам похищенного, с Даудовым и Кадыровым он лично не знаком, а лгать об уважаемых людях он не собирался. В итоге оставшиеся ни с чем похитители 26 августа отвезли его в Москву и высадили из машины в парке «Тропарево-Никулино». Там его пристегнули наручниками к дереву, а вскоре после этого чеченца официально задержали».
Как ранее сообщало Агентство федеральных расследований FLB в публикации «Убийца Буданова может остаться безнаказанным?», «ГСУ СК РФ по Москве отправило в правоохранительные органы Чечни запрос о помощи в расследовании убийства бывшего полковника Юрия Буданова. Правоохранительные органы пришли к выводу, что обвиняемый Магомед Сулейманов действовал в одиночку и полностью осознавал свои поступки. Единственное, что пока мешает предъявить ему обвинения в окончательной редакции — неопределенность с личностью арестованного. Следователи и оперативники знают, что настоящее имя Магомеда – Юсуп-Хаджи Темерханов, однако документально подтвердить этого пока не могут. Поэтому они обратились за помощью в Чечню.
Как сообщил источник в правоохранительных органах, на днях в институте имени Сербского была закончена психиатрическая экспертиза Магомеда Сулейманова. Врачи признали, что он полностью вменяем, а в момент преступления не находился в состоянии аффекта. "Большинство назначенных по делу экспертиз — на ДНК, отпечатки пальцев, оружия и автомобиля, использовавшихся во время преступления, одежды, крови — тоже закончены, — отметил источник "Росбалта".
Впрочем, о завершении расследования пока говорить рано, поскольку не поставлена точка в вопросе о личности обвиняемого. Он был арестован как Магомед Сулейманов, однако, по оперативным данным, настоящее имя этого человека Юсуп-Хаджи Темерханов. Никаких документальных подтверждений данному факту, которые бы можно было представить в суд, в деле пока нет. А без этого остается неясным мотив преступления. У Сулейманова никаких причин мстить Буданову не было, а у Темерханова они весьма существенные».
«Отец Темерханова был инвалидом (в свое время получил тяжелую травму позвоночника), передвигался при помощи костылей. Несмотря на это, пожилой мужчина работал ночным сторожем на рынке в чеченском селе Гелдаген, - сообщает «Росбалт».
По данным агентства, в 2001 году поздно вечером на рынок приехали пьяные люди в форме и с оружием. Свидетели говорят, что это были солдаты федеральных войск, которые хотели пополнить свои продуктовые запасы. Старый сторож попытался помешать им. Тогда его заперли в железном фургоне, в котором и находилась комната охраны, а дверь снаружи подперли ломом. После этого нападавшие облили фургон бензином и подожгли. Мужчина сгорел заживо. Его родственники долгое время пытались добиться справедливости — установления и наказания виновных, но успехом их попытки не увенчались.
Ровно через десять лет после случившегося в Москве был застрелен бывший полковник Юрий Буданов, который в Чечне считается олицетворением большинства злодеяний, совершенных в республике федералами.
На днях ГСУ СК РФ по Москве отправило в правоохранительные органы Чечни запрос с просьбой найти документальное подтверждение тому, что в Москве под стражей находится именно Темерханов. А также запрошены подробные данные о судьбе членов семьи Юсуп-Хаджи. Впрочем, источник "Росбалта", скептически относится к помощи из республики в этом деле – в Чечне Сулейманов-Темерханов считается национальным героем и осложнять его учесть там никто не собирается.
А вот в чем у следователей уже не осталось сомнений, так это в том, что злоумышленнику никто не помогал. "Результаты экспертиз, вместе с другими собранными материалами, подтверждают версию о том, что преступник действовал в одиночку", — отметил собеседник агентства в правоохранительных органах. О том, что в момент подготовки убийства Буданова, с Темерхановым никого не было рядом, говорят и свидетели следствия: сотрудник супермаркета "Азбука вкуса", где злоумышленник покупал продукты во время слежки за бывшим полковником; продавцы магазина "Спортмастера", в котором злоумышленник приобрел одежду, надетую на нем во время стрельбы. Эту версию подтверждают и записи камер видеонаблюдения, зафиксировавшие иномарку, из которой велось наблюдение за Будановым. В ней находился только один человек.
Свидетель расстрела бывшего полковника, видевший киллера издалека, тоже утверждает, что не заметил каких-либо сообщников. Не увидел их и засекреченный свидетель "Аслан", который вплотную столкнулся с убийцей, когда тот после преступления садился в машину. Согласно его показаниям, злоумышленник был один, сжимал в руке пистолет, сам сел за руль.
Напомним, по подозрению в убийстве Буданова был задержан человек с паспортом Сулейманова Магомеда Махмудовича, 1970 года рождения. Экспертиза показала — документ подлинный. Однако оперативники выясни, этот паспорт был выдан 1 августа 1996 года ОВД города Аргун, когда в республике шла война, а все архивы оказались уничтожены. Никаких упоминаний, что до 1996 года существовал человек с такими данными, найти не удалось. Все друзья называли задержанного Юсуп-Хаджи. В результате сыщики нашли москвичку, которая больше десяти лет назад заключила фиктивный брак с Юсуп-Хаджи Хизриевичем Темерхановым, уроженцем села Гелдаген 1972 года рождения. Она уверенно опознала в своем "супруге" Магомеда Сулейманова. О том, что стрелком является именно Темерханов, подтверждают и оперативные данные».
Как ранее сообщало Агентство федеральных расследований FLB в материале «Версия об организованной мести полковнику-убийце не выдержала мнения влиятельных чеченцев», «Сулейманов, чье настоящее имя Юсуп-Хаджи Темерханов, имел весомые причины для того, чтобы ненавидеть людей, совершавших жестокие преступления на территории Чеченской республики. Десять лет назад пьяные солдаты заживо сожгли его отца, ответственности за это никто не понес.
Как рассказал источник в правоохранительных органах, после новогодних праздников работа по "делу Буданова" активизировалась (в частности, назначено несколько новых экспертиз). Среди них и психиатрическая. Впрочем, она носит формальный характер. "Никаких оснований полагать, что этот человек не отдавал отчет в своих действиях – нет", — отметил собеседник. Также на днях была закончена экспертиза паспорта на имя Сулейманова Магомеда Махмудовича, 1970 года рождения, который был изъят у подозреваемого во время задержания. Специалисты дали заключение, что документ подлинный, фотография в нем не переклеена и т.д. Впрочем, спецслужбы уже знают, что настоящие имя и фамилия этого человека другие — Хаджи Хизриевич Темерханов, 1972 года рождения. Просто в Москве он использовал и документы на фамилию Сулейманов.
Темерханов никогда не был участником незаконных вооруженных формирований, у спецслужб нет данных о том, что он сам или его родственники когда-либо были связаны с боевиками. В 1990-е годы Юсуп-Хаджи уехал из Чечни в Москву, где занимался мелким бизнесом, одно время работал в Мерит-банке.
К выводу, что Буданова ликвидировал убийца-одиночка, следователи пришли, в частности, изучив связи Темерханова в Москве. Так, например, как ранее сообщал источник в спецслужбах, последнее время Юсуп-Хаджи поддерживал отношения с влиятельным чеченцем по имени Хаваж, который давно проживает в столице. Якобы после того как 26 августа 2011 года было объявлено о задержании Сулейманова по подозрению в убийстве Буданова, Хаваж отдал несколько распоряжений о том, как помочь своему знакомому, после чего сразу уехал из страны.
Корреспонденту "Росбалта" удалось пообщаться с Хаважем – оказалось, что он находится в Москве и ни от кого не прячется. Этот человек занимается бизнесом, является депутатом в одном из российских регионов и действительно имеет больший вес среди чеченцев. Впрочем, поддерживает он не только земляков. Хаваж помогает, в том числе финансово, и детским домам. Юсуп-Хаджи и Хаваж входят в один тейп.
"Никаких вопросов, в связи с этим делом, ко мне не может быть, — отметил Хаваж "Росбалту". — Видимо, это прекрасно знают и в спецслужбах. Поэтому на допросы меня не вызывают, а предпочитают действовать другими методами. Ходят з по пятам. Заявляются в ресторан, где я бываю, и угрожают хозяевам, требуя установить прослушивающую аппаратуру на столике, где обычно обедаю. Эти визитеры называют только ведомство, откуда они, а фамилии тщательно скрывают. Очень бы хотелось, чтобы эти люди перестали прятаться. Есть вопросы – задайте мне их. Нет — перестаньте шпионить"».
|