Мистер шпион, а у вас ус отклеился!
Заслуженный американский шпион, отставной генерал Мендес рассказал о "маскарадах" и переодеваниях, с помощью которых ЦРУ заметает по всему миру свои следы
Что общего между ЦРУ и Голливудом? Или, скажем, театральным Бродвеем? Оказывается, и тут, и там "требуются эксперты по театральным спецэффектам, художники-декораторы, специалисты по реквизиту и костюмам, гримеры, фокусники". Это дословно одно из объявлений о приеме на работу в американскую разведку. Голливуд заимствует у рыцарей меча и кинжала сюжеты, но и ЦРУ тем временем пользуется изобретениями "фабрики грез". Именно этому посвятил свою книгу "Мастер маскировки" Антонио Мендес. Он дослужился до генеральского звания и получил высшие награды своего ведомства, заведуя на протяжении многих лет "спецэффектами" ЦРУ
|
|
|
Первый "маскарад" В первый раз Антонио Мендес устроил свой "маскарад" в столице Лаоса Вьентьяне. Заканчивался 1972 год, в Париже делегации США и Вьетнама вели трудные переговоры о завершении войны. Тем временем ЦРУ заполучило в агенты одного из лаосских лидеров. Он поставлял бесценную информацию о намерениях вьетнамской стороны, которую переправляли прямо Киссинджеру. Но возникла серьезная проблема. К столице приближались партизаны, и в городе объявили комендантский час. Устраивать свидания даже под покровом темноты стало невозможно. Тем более что связной офицер ЦРУ легко выделялся из толпы - он был чернокожим. Увидят завербованного лаосца рядом - ему конец. Накануне Мендес познакомился с новым консультантом ЦРУ. В книге указано его вымышленное имя - Джером Келлоуэй, но "Оскар", полученный им за спецэффекты в фантастическом фильме, был вполне настоящим... Узнав о ситуации, Кэллоуэй просто передал во Вьентьян реквизиты, которыми пользовались актеры Рекс Харрисон и Виктор Мэтьюр. Плотные перчатки, покрытия для рук, легкие маски. Азиат и негр теперь выглядели как два европейских дипломата. Для полной достоверности их сфотографировали и сделали дипломатические удостоверения. Правда, оба смахивали на известных голливудских киногероев. Но полиция Вьентьяна, к счастью, не знала тех в лицо. Нестор из КГБ Следующим "клиентом" Антонио Мендеса стал некий сотрудник КГБ по кличке Нестор, запросившийся к американцам из Индии. Срочно прилетевший в Дели "гример" ЦРУ десять дней готовил его к отправке. Новый набор шпионского реквизита "Гамбит", уверяет автор книги, мог за минуты превратить "кого угодно в кого надо". Молодого перебежчика превратили в зрелого и солидного немецкого бизнесмена, снабдив не только документами и убедительным багажом, но и семейным альбомом с фотографиями разных времен. Мендес утверждает, что перед посадкой в самолет американской компании TWA, улетающий в Афины, Нестора придирчиво рассматривал дежуривший в аэропорту сотрудник КГБ. И не узнал беглого коллегу, ставшего к тому же на 7 сантиметров выше. На закрытой церемонии в ЦРУ гример из Голливуда получил награду "За заслуги". Серебряная пуля Однако главной профессиональной гордостью Тони Мендеса стала система маскировки агентов ЦРУ "Серебряная пуля", разработанная специально для работы в СССР. По признанию ветерана американской разведки, Москва была труднейшим местом для шпионажа. За каждым цэрэушником, трудившимся под крышей посольства США, неотступно и круглосуточно следила целая бригада специалистов по наружному наблюдению. Появившись в Москве в начале 1976-го, Мендес привез "реквизит" и разработал схему, основанную на быстром изменении облика агентов ЦРУ. Облачившись в спортивный костюм, шпион трусцой покидал жилой комплекс посольства. Поплутав по парку, он выскакивал из-за куста одетым и загримированным под типичного москвича с рабочей окраины, после чего и отправлялся на встречу к "источнику". По другой схеме, группа агентов ЦРУ успешно выдавала себя за малозначащих технических сотрудников посольства, которые не слишком интересовали советскую контрразведку. Иногда они устраивали коллективные вылазки в ресторан или на пикник. По пути от группы отделялся изменившийся внешне "дежурный" шпион и спешил на задание. На обратной дороге компания подхватывала его в условленном месте, он вновь переодевался в микроавтобусе и прибывал в посольство - "наружка" не замечала ничего подозрительного. Кино для иранцев Вершиной карьеры главного "гримера" ЦРУ стала операция по вызволению американских дипломатов, оказавшихся в ловушке после того, как в начале 1979-го революционные иранские студенты захватили посольство США в Тегеране. Пока они штурмовали основное здание, в канадском посольстве напротив скрылись шестеро американских дипломатов... Как вызволить их оттуда? Тони Мендес обратился к старому голливудскому другу-гримеру. В киностолице мира Лос-Анджелесе был срочно открыт новый офис и объявлено о подготовке к съемкам фильма "Арго". Информацию об этом поместили ведущие газеты, был срочно найден подходящий сценарий и отпечатаны проспекты будущей картины... На самом деле все это было частью операции ЦРУ. Шестеро спрятавшихся дипломатов должны были сыграть роли членов канадской киногруппы, изучавшей натуру для будущих съемок и застрявшей в Иране из-за массовых беспорядков. Мендес доставил в Тегеран канадские паспорта с полным набором виз и штампов, одежду, "грим", "киноматериалы". Он распределил роли и в течение нескольких дней репетировал с дипломатами один из самых ответственных спектаклей в своей профессиональной карьере. Несмотря на жесткий контроль в аэропорту, "аргонавты" эвакуировались благополучно. С благополучным завершением операции Мендеса поздравил лично президент Картер. Ни одной осечки За свою карьеру Антонио Мендес организовал в разных странах около 150 "костюмированных" переходов через границы, не допустив ни одной осечки. Но более всего он выделял свою "Серебряную пулю", которая принесла ему славу и признание новатора шпионского цеха в недрах разведведомства. Однако в 1985-м сбежавший в СССР сотрудник ЦРУ Эдвард Говард в деталях рассказал КГБ о московских переодеваниях своих бывших сослуживцев. И "маскарад" временно пришлось прекратить. Теперь отставной генерал ЦРУ вернулся к своей первой профессии - на пенсии он пишет картины.
|