Игра на опережение
Производственное решение «КамАЗа» может быть первым предвестником кризиса
«Руководство «КамАЗа» готовится к сокращению производства в случае ухудшения положения на рынке. На заводе боятся повторения ситуации 2008 года, когда он столкнулся с серьезным затовариванием продукции. «Это четкий предвестник кризиса», – заявляют эксперты и объясняют, почему именно.
«КамАЗ» предупреждает, что с 1 июня может ввести четырехдневную рабочую неделю, если ситуация на рынке ухудшится. Генеральный директор и профсоюз «КамАЗа» издали совместный приказ.
В таком случае нерабочий день будет оплачиваться сотрудникам «КамАЗа» в размере 2/3 от средней заработной платы. Вместе с тем, если портфель заказов будет полностью сформирован на последующий месяц, действие приказа будет отменено, «КамАЗ» продолжит работу в обычном режиме пятидневной недели. Приказ может коснуться в основном работников автомобильного завода, сообщил директор департамента по связям с общественностью Олег Афанасьев. По его словам, эта мера является превентивной.
«Возможность сокращенной рабочей недели обсуждалась давно. Это не означает, что мы однозначно будем эту меру применять. Она может быть необходима для того, чтобы не повторить ситуацию 2008 года: когда уже наступил кризис, «КамАЗ» еще несколько месяцев работал на полную мощность, что в итоге привело к затовариванию склада. Мы заранее хотим избежать таких последствий, подстраховаться. Если будет снижение спроса, мы лучше переведем персонал на четырехдневку, чем будем работать на склад», – цитирует Афанасьева «Интерфакс».
В то же время «КамАЗ» отказался в этом году от практики корпоративного отпуска. «Прошлый год показал, что эта мера хорошая в период жесткого кризиса. Если идет спрос, соответственно нужно загружать мощности, иначе мы можем потерять долю на рынке», – отметил Афанасьев.
На носу кризис
«Это четкий предвестник кризиса. Мнение менеджеров всегда является опережающим индикатором любого экономического цикла. Впрочем, это самые первые признаки кризиса, и они, конечно, могут не оправдаться», – говорит газете «Взгляд» старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
«Я бы не стал связывать эту превентивную меру с ситуацией на финансовых и фондовых рынках. Скорее всего, она идет от понимания и видения снижения спроса на уровне заказов грузовых машин со стороны предприятий, которые делают их заранее. Грузовая техника – это инвестиционный продукт, в отличие от легковых автомобилей, где структура спроса совершенно другая. «КамАЗ» видит, что не набирает заказов на будущий период, поэтому заранее предупреждает о возможном сокращении рабочего времени», – считает эксперт.
По его словам, руководство «КамАЗа» сделало такое осторожное заявление, чтобы приготовить инвесторов и аналитиков к оптимизации производства.
«Сокращение заказов на грузовую технику, в свою очередь, вызвано тем, что компании, которые оформляют эти заказы, ощущают меньший спрос на свою продукцию. Если говорить о добывающих компаниях, то они видят снижение цен на мировых рынках на сырьевые товары, скажем, на металл, руду, уголь и другие экспортные товары. Понимая, что получат меньший доход, компании сокращают свои инвестиции в грузовой транспорт», – объясняет Андрей Рожков.
«В этом году отмечается уменьшение продаж коммерческой техники, что обусловлено ожиданием снижения таможенных ставок на грузовики во второй половине этого года из-за вхождения в ВТО. Кроме того, кредитные ставки поднялись до локальных максимумов, и бизнес старается отложить эти покупки», – говорит газете «Взгляд» аналитик ИК «Атон» Михаил Пак.
По его словам, 2009 год показал, что в условиях падения платежеспособного спроса в стране в первую очередь страдает коммерческая техника.
Рост замедлился
Если посмотреть в целом на грузовой рынок, то уже действительно проглядываются первые признаки застоя. Продажи тяжелых грузовиков массой от 16 тонн (в которых лидирует «КамАЗ») в прошлом году росли быстрее всех – на целых 64%, тогда как в первом квартале 2012 года показали падение на 2%. В сегменте среднетоннажных грузовиков продажи за три месяца выросли всего на 6%, тогда как в 2011 году – на целых 22%. Легкие коммерческие автомобили показали рост продаж на 12% против 28% в прошлом году (данные AEB). Таким образом, общий рост рынка существенно замедлился.
Правда, у «КамАЗа» дела в первом квартале шли куда лучше рынка. В первые три месяца этого года «КамАЗ» увеличил производство на 37%, выпустив почти 13,5 тыс. грузовых автомобилей, правда, продажи завод не раскрывает. Выручка компании выросла на 36,5% до 26,44 млрд рублей за первый квартал этого года.
У группы «ГАЗ» продажи за первый квартал выросли лишь на 3%, у Sollers – на 1%. У «АвтоВАЗа» дела еще хуже: его продажи в этом году продолжают показывать отрицательную динамику.
Несмотря на неплохое начало года, Афанасьев подтверждает, что «КамАЗ» продолжит работать строго по бизнес-плану, который является «очень взвешенным». Ранее гендиректор «КамАЗа» Сергей Когогин также не исключал, опираясь на мнение экспертов, что в текущем году вновь возможно проявление кризиса.
Согласно бизнес-плану, компания намерена продать 48,6 тыс. грузовых автомобилей в 2012 году против 45,3 тыс. в 2011 году. То есть рост продаж ожидается всего на 7%, тогда как в прошлом году рост составил целых 40,4%. Выручка от продаж машин в этом году ожидается в размере 123,5 млрд рублей против 105,4 млрд рублей. То есть выручка увеличится на 17%, тогда как в 2011 году – на 43%.
Выученный урок
Напомним, с чем именно столкнулся «КамАЗ» в 2008 году. В первой половине 2008 года автомобильный рынок во всех сегментах показывал небывалый рост, и, если бы не кризис в августе, итоги года стали бы пиковыми в истории автомобильного рынка России. Однако неожиданный кризис привел к перепроизводству и затовариванию продукции, с чем столкнулись все автомобильные заводы в России без исключения. Первыми в октябре того года о сокращении производства заявили «КамАЗ» и группа «ГАЗ». «КамАЗ» перешел с шестидневной на четырехдневную рабочую неделю, а ГАЗ вообще остановил конвейер. Вскоре их примеру вынуждены были последовать и другие отечественные автозаводы, в том числе «АвтоВАЗ», Sollers и иностранные заводы в России.
Аналогичная ситуация сейчас сложилась в Европе, где автомобильный рынок падает. В марте глава Fiat и Chrysler Серджио Маркионне говорил, что Европа столкнулась с перепроизводством автомобилей, объем которого достигает 20%, или 3 млн машин. Он выступает за сокращение производства машин, но для этого может потребоваться закрыть 10 автозаводов в Европе.
Дела с МАЗом
Кризис не может стать помехой для объединения или создания СП «КамАЗа» с белорусским МАЗом, считает Михаил Пак. Накануне первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что обе компании продолжают переговоры о создании СП «РосБелАвто». По его словам, этот процесс сейчас на экваторе или уже перевалил за экватор. Семашко считает, что определенное решение будет принято уже в этом году.
«Переговоры с МАЗом идут давно, но точных детальных договоренностей достигнуто пока не было. Для «КамАЗа» белорусский завод интересен тем, что МАЗ широко представлен в сегменте седельных тягачей, где доля «КамАЗа» меньше 5%. За счет МАЗа в рамках партнерства или слияния «КамАЗ» получит новый сегмент рынка, что с учетом принятой стратегии развития транспорта России и обновления парка позволит наращивать объемы продаж в будущем», – говорит Михаил Пак. Кризис может повлиять только на оценку компаний в случае слияния, что может быть на руку «КамАЗу», добавляет он. Кроме того, партнерство позволит сократить некоторые издержки обеим компаниям, что в условиях кризиса также является неплохим аргументом». Ольга Самофалова, «Взгляд»
|