Россия повышает прозрачность
Инвестиционный климат и качество сделок стали ближе к Европе и США
«Впервые за последние четверть века Москва последовательно проводит курс на ликвидацию коррупции в масштабах всей страны. На уровне правительства готовятся директивы и поправки в законодательство, исключающие не только прямой конфликт интересов государства и наемных топ-менеджеров, но также создающие благоприятную среду для прихода иностранных инвесторов в свободную от коррупции, прозрачную экономику России. Москве необходимо защищать статус энергетической сверхдержавы, поясняет вице-премьер Игорь Сечин (в интервью американской газете The Wall Street Journal).
После декабрьского поручения главы российского правительства Владимира Путина госкомпаниям о раскрытии информации о доходах топ-менеджеров и их родственников процесс сдвинулся с мертвой точки. Уже в январе-феврале отдельные компании отчитались о доходах своих руководителей. Но не все. И 5 марта Игорь Сечин докладывал Владимиру Путину о том, что каждая третья госкорпорация представила неполную информацию или, как одна транспортная компания, привезла на бумаге тома не поддающихся обработке и анализу данных. Минэнерго, Минтранс и Минфин штрафников не назвали, поскольку на документах стоял гриф «для служебного пользования». Но министерствам и ведомствам было поручено «принять исчерпывающие меры».
Принцип «разумной дубинки» заработал, и машина начала набирать обороты. Минэкономразвития и Минэнерго в эти дни разрабатывают поправки в законодательство, которые обяжут госкомпании отчитываться о доходах топ-менеджеров и их родственников и не допускать конфликта интересов в их деятельности. Пока же ведомства подготовили директивы для советов директоров госкомпаний, предусматривающие изменения в трудовых договорах и внутренней документации госкомпаний, что позволит уже сейчас получить всю необходимую информацию и исключить конфликт интересов государства и директора.
«Самое главное: мы выработали механизм и уже наложили его, словно матрицу, на топливно-энергетический комплекс, — поясняет высокопоставленный чиновник Минэнерго. — Есть люди, которые закреплены за компаниями, они анализируют данные и напрямую докладывают Игорю Ивановичу (Сечину). Эта работа не является предвыборным однократным актом — она входит в систему как ежедневное нормотворчество и аудит». В контракты с руководителями госкомпаний в ближайшее время будут внесены изменения, обязывающие раскрывать доходы как самих руководителей, так и их супругов, детей, родителей, братьев и сестер. Информацию они будут представлять в профильное ведомство, налоговую службу и Росфинмониторинг, а те — сообщать о возможном конфликте интересов.
Советы директоров поручат руководителям госкомпаний внести аналогичные изменения в контракты остальных топ-менеджеров (заместители руководителя, члены правления, начальники структурных подразделений), а также своих советников и помощников. Требования о раскрытии такой информации будут распространяться и на руководителей «дочек» и филиалов госкомпаний и их заместителей.
На руководителей госкомпаний правительство, как основной акционер, возложит ответственность и за корректировку закупочной деятельности компаний и их «дочек». В уже заключенные договоры нужно будет внести требования о раскрытии контрагентом конечных бенефициаров, а в закупочную документацию — о раскрытии аналогичной информации по новым контрактам. Последнее уже сделали "Интер РАО", "Росатом", "Русгидро", «Газпром энергохолдинг». Отказ поделиться указанной информацией в первом случае должен быть основанием для разрыва соглашений, во втором — основанием для незаключения новых.
Эксперты отмечают, что государство тем самым заботится о снижении уровня коррупции в бизнесе и создании прозрачной среды для всех инвесторов. Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов отмечает, что госкомпании уже начали развивать системы внутреннего аудита для пресечения сделок с аффилированностью. «В „Росатоме“ она уже есть, другие энергокомпании начинают ее создавать», — отмечает он.
Инициатором этой масшабной и беспрецедентной по своему размаху и глубине кампании является Игорь Сечин. В начале осени 2011 года именно он дал поручение проверить все госкомпании в энергетике и доложить — сколько из их руководителей аффилированы с подрядчиками. И это дало возможность Владимиру Путину в ноябре того же года объявить 169 из 352 проверенных руководителей аффилированными с 385 коммерческими организациями. Семеро из них сразу же покинули свои посты. Среди них топ-менеджеры ФСК, «Холдинга МРСК» и подконтрольного ему «Тюменьэнерго», «Системного оператора ЕЭС» и «Совета рынка», а также глава частной компании «Энергострим» Юрий Желябовский, на которого на протяжении 2011 года жаловались миноритарии компании.
А уже в январском поручении Игоря Сечина было дано определение бенефициару и разъяснение глубины раскрытия информации. Если контрагент — публичная компания мирового уровня, то достаточно перечислить владельцев более 5% акций. Для менее крупных компаний, также торгующихся на биржах или у которых более 50 акционеров, требуется указывать бенефициаров с более 5% акций и общее количество владельцев менее крупных пакетов. В остальных случаях нужно указывать всех бенефициаров, но бывают исключения.
В январе к борьбе с аффилированностью госкомпаний и их контрагентов подключился президент Дмитрий Медведев, поручив правительству к 1 апреля обеспечить предоставление госкомпаниями указанной информации и принять меры, не допускающие конфликта интересов в будущем.
На прошлой неделе на совете по прозрачности «Росатома» объявили, что по результатам проверок было уволено 6 топ-менеджеров дочерних компаний и еще по шести начата процедура расторжения трудовых договоров. «Цель директив — показать госкомпаниям, что кампания против аффилированности не разовая акция, правительство будет постоянно следить за этим, — подтверждает и пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. — Акционер через своих представителей в совете директоров дает тебе конкретные поручения — и будь добр исполняй».
В развитых странах практика разделения частных интересов и государственных закреплена законодательно. В Италии действует закон № 231, на основе которого госкорпорации утверждают свой кодекс этики и положение о недопустимости коррупции. В США действует антикоррупционный закон FCPA, в Великобритании — Anti-Bribery Act. В Австралии обязаны быть раскрыты все сделки между госкорпорациями и частным бизнесом свыше 500 тысяч австрийских долларов. «Если в ENEL будет выявлен конфликт интересов и найдутся подтверждения нарушения кодекса этики, сотрудник покидает компанию», — рассказали в итальянской энергокомпании. Примерно такая же картина во всех крупных западных энергетических и нефтегазовых концернах.
Активная позиция правительства и энергия, с которой Игорь Сечин взялся за раскрутку антикоррупционного маховика, уже приносит свои результаты. Аналогичные кодексы уже действуют в «Росатоме», «Газпром энергохолдинге», «Русгидро», «Роснефти» и «Интер РАО ЕЭС». Россия медленно, но целенаправленно приближается к мировым стандартам ведения бизнеса со стороны государства — повышению уровня прозрачности и честности проведения конкурсов и тендеров. В ТЭК в этом году должно быть вложено до $100 млрд., пояснил на днях в США Игорь Сечин. Это нужно для того, чтобы Россия подтверждала свой статус энергетической сверхдержавы. А для прихода инвесторов государство обязано позаботиться о правилах игры. И это будет сделано. Можно не сомневаться». Максим Волков, «Московский Комсомолец», № 25930 от 2 мая 2012 г.
|