Как и почему Михаил Фридман и Алишер Усманов поделили телеком-активы
«Накануне смены правительства в телеком-отрасли произошла своя, локальная смена власти. Алишеру Усманову наконец удалось договориться о приобретении контроля во втором по выручке российском операторе — «МегаФоне». (Агентство федеральных расследований FLB рассказывало об этом в публикации «Фридман уйдет за 5 млрд»). Взамен Михаил Фридман получил средства, необходимые для развития «ВымпелКома», и избавился от владения двумя конкурирующими компаниями. (О том, как “Альфа-групп намерена взять контроль над «ВымпелКомом» можно прочесть в публикации Агентства федеральных расследований FLB «ВымпелКому» подморозили иностранное участие»). РБК daily выяснила, почему структуры г-на Фридмана согласились продать свою долю, будет ли ликвидирован «Телекоминвест» и какое отношение к новому проекту Усманова имеет бывший менеджер Altimo Олег Малис.
О выкупе доли в «МегаФоне» у Altimo Усманов с Фридманом договаривались почти год в «частном порядке», рассказывают источники РБК daily. «Банки и консультанты им были не нужны, у этих ребят свои счеты, и они всегда могли найти общий язык», — говорит один из собеседников РБК daily в крупном инвестфонде. Он утверждает, что г-н Усманов «хотел этого последние несколько лет, но только сейчас пазл сложился».
По слухам,у сделки были политические мотивы. В 2009 году, как рассказывали источники на телекоммуникационном рынке, Михаил Фридман наведывался в Кремль, там он обсуждал конфликт со своими иностранными партнерами — скандинавскими компаниями Telenor и Teliasonera. «Установка Кремля была в том, что необходимо как можно быстрее разрешить конфликты с Telenor и TeliaSonera, которые негативно отражаются на имидже России на Западе. Позже у г-на Фридмана родилась идея крупного телекоммуникационного холдинга на базе «ВымпелКома». Эту сделку он также согласовывал в Кремле. Якобы тогда же Фридману рекомендовали продать свою долю в «МегаФоне». По сути, это было условием для одобрения его сделки с Савирисом: правительство не устраивало, что Altimo владеет крупными долями сразу в двух компаниях «большой тройки» — конкурирующих активах», — говорит один из собеседников РБК daily.
КАК АЛИШЕР БУРХАНОВИЧ ДОГОВОРИЛСЯ С МИХАИЛОМ МАРАТОВИЧЕМ
Источник РБК daily, знакомый с деталями сделки, уверяет, что никакой политической подоплеки у нее не было. «Это исключительно бизнес-история. У акционеров разошлись взгляды на то, каким путем дальше должна пойти компания. Altimo была заинтересована в экспансии «МегаФона». Именно поэтому был заключен альянс с TeliaSonera (в ноябре 2009 года Altimo и TeliaSonera заключили соглашение об объединении своих долей в «МегаФоне» и Turkcell. Планировалось, что управлять этими активами будет юрлицо, зарегистрированное «в одной из стран Запада». — РБК daily). Компания надеялась убедить основного акционера в полезности такого развития», — говорит он. Но Altimo столкнулась с непониманием со стороны «АФ Телекома». Структуры Усманова заблокировали не только заключение альянса со скандинавами, посчитав эту сделку нецелесообразной, но и выплату дивидендов. «Для TeliaSonera такая ситуация была также неприемлема. Фактически актив много лет для них оставался неликвидным», — рассказывает собеседник РБК daily. Он говорит, что в результате стороны решили «расстаться» и каждый получил то, что хотел: «АФ Телеком» — контроль над одним из крупнейших российских операторов, Altimo — достойную компенсацию в размере 5,2 млрд долл., TeliaSonera — возможность получать дивиденды и принять участие в IPO.
ТЕПЕРЬ ВСЕ СВОИ
Получив контроль над «МегаФоном», Алишер Усманов принялся за создание того, о чем, по словам собеседников РБК daily, давно мечтал. Речь идет о новом телекоммуникационном гиганте — потенциальным лидере в сегменте беспроводного Интернета — с центром управления в России. По мнению источников, именно под эту сделку в «МегаФон» был приглашен молодой и талантливый менеджер, партнер Усманова по медиабизнесу Иван Таврин. Сам г-н Таврин пока отказывается от каких-либо комментариев. Базой для создания телеком-гиганта станут «МегаФон» и «Скартел» (работает под брендом Yota). Гендиректор «Телекоминвеста» (управляет частью пакета «АФ Телеком Холдинга» в «МегаФоне») Иван Стрешинский говорит, что у нового холдинга будут три владельца: сам г-н Усманов, «Ростехнологии» и Telconet Capital Сергея Адоньева. При этом, добавляет г-н Стрешинский, «Телекоминвест», которому часто прочили «расформирование», сохранится и будет надхолдинговой структурой.
Известно, что сделка по объединению «МегаФона» и «Скартела» будет безденежной. В новой компании Усманов планирует получить 80%, а остальные 20% разделят между собой структуры Чемезова и Адоньева. По подсчетам РБК daily, г-н Усманов, таким образом, оценил «Скартел» в сумму чуть более 1,8 млрд долл.
Любопытно, что в организации этой сделки участвует компания с говорящим названием «Солверс» Олега Малиса. Г-н Малис — достаточно известный менеджер на телекоммуникационном рынке, председатель «Союза 4G», в который входят операторы «Ростелеком», МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон». Сам г-н Малис успел поработать в Golden Telecom и даже в Altimo. По данным «Скрина», «Солверс» занимается консультацией в области управления. По словам г-на Стрешинского из «Телекоминвеста», компания консультирует по вопросам управления Сергея Адоньева. Однако размер вознаграждения и степень вовлеченности г-на Малиса в процесс г-ну Стрешинскому неизвестны. Сам г-н Малис последние несколько дней был недоступен для комментариев.
ПРИ ЧЕМ ТУТ «РОСТЕЛЕКОМ»
В создании холдинга может принять участие еще один человек — предприниматель Константин Малофеев, соучредитель фонда Marshall Capital и по совместительству крупнейший на сегодняшний день миноритарный акционер «Ростелекома». Предполагается, что 10-процентный пакет в операторе, принадлежащий структурам г-на Малофеева, может быть внесен в капитал новой холдинговой структуры. Правда, пока что участие г-на Малофеева под вопросом, так как с акций, принадлежащих ему, пока не снят арест, наложенный Лондонским судом по иску ВТБ. Сам г-н Малофеев лишь подтверждает факт переговоров со структурами Усманова, но не детализирует эту информацию. Источник в его окружении напоминает, что претензии ВТБ суммировано составляют около 200 млн долл. «Рыночная стоимость пакета г-на Малофеева — около 1,5 млрд долл. Так что при исполнении любого, даже самого худшего сценария предприниматель будет готов внести свой пакет в холдинг», — говорит собеседник РБК daily.
По словам другого источника, знакомого с планами Усманова, бизнесмен «серьезно рассчитывает на возможность участия в приватизации «Ростелекома».
Несмотря на то что Минэкономразвития исключило компанию из списков на приватизацию на ближайшие два года, источники РБК daily сообщают, что такой сценарий обсуждается. Причем «проработать вопрос» поручено ВЭБу. Связаться с ВЭБом не удалось. Собеседник в совете директоров «Ростелекома» говорит, что ничего не слышал о таком поручении, но «вообще-то приватизировать давно пора». Елизавета Серьгина, РБК daily
|