«Генпрокуратура России передала в Басманный суд Москвы уголовное дело, которое сама начинала расследовать еще в 2004 году. Обвиняемым по нему проходит скрывающийся на Кипре бывший стажер адвокатского бюро "АЛМ Фельдманс" Иван Колесников. Ему инкриминируется фальсификация доказательств, позволившая в 2002 году совместно с сообщниками мошенническим путем похитить акции ОАО "Енисейнефтегаз" — одного из нефтедобывающих предприятий ОАО НК ЮКОС», - пишет сегодня «Коммерсант».
Как ранее сообщало Право.Ру, «по версии следствия, члены организованной группы, в которую входил Колесников, фактически владея от имени подконтрольного ОАО "Восточносибирская нефтегазовая компания" 38% обыкновенных акций ОАО "Енисейнефтегаз", договорились о мошенническом завладении правом на еще 19,76% акций этого же общества, принадлежащих Англо-Сибирской нефтяной компании. Для этого они сфальсифицировали доказательства по гражданскому делу, связанному с этими акциями.
Данное гражданское дело было рассмотрено Прикубанским районным судом Краснодара 28 мая 2003 года с учетом предъявленных Колесниковым сфальсифицированных доказательств, якобы свидетельствующих о его праве на указанные акции. На основании определения суда в качестве обеспечительной меры ЗАО "М-Реестр", осуществлявшее функции регистратора, списало в реестре владельцев ценных бумаг ОАО "Енисейнефтегаз" 75313 акций со счета "Англо-Сибирской нефтяной компании" и зачислило их на счет подконтрольной членам организованной группы компании "Маастрейд Лимитед".
В дальнейшем членами группы указанные акции 26 июня 2003 года были перечислены в одном из банков Москвы со счета компании "Маастрейд Лимитед" на счет ООО "Оренбургское юридическое агентство". Используя это общество, соучастники управляли и распоряжались акциями по своему усмотрению.
"Целью совершения преступления, направленного на приобретение права на 75313 акций ОАО „Енисейнефтегаз“ на сумму более 115 млн рублей, принадлежащих Англо-Сибирской нефтяной компании, являлось получение их контрольного пакета", — отмечает Генпрокуратура. Как считает следствие, таким образом, члены группы планировали "завладеть правом на стратегическое и оперативное управление" ОАО "Енисейнефтегаз" и его дочерними предприятиями, имевшими лицензии на разработку нефтеместорождений и добычу нефти, на строительство скважин всех направлений и эксплуатацию производственных объектов для нефти».
«В частности, считает прокуратура, одним из таких предприятий являлось ООО "Енисейнефть", обладавшее лицензией с длительным сроком действия на разработку крупнейшего в мире Ванкорского нефтяного месторождения в Красноярском крае, - сообщает «Коммерсант». В свою очередь, ОАО "Енисейнефтегаз" и ООО "Енисейнефть" обеспечивали добычу нефти НК ЮКОС. После совершения указанных преступлений, как говорится в сообщении Генпрокуратуры, подконтрольные членам организованной группы лица, составлявшие на тот момент большинство в совете директоров ОАО "Енисейнефтегаз", добились одобрения сделок по продаже принадлежащего этой структуре имущества (буровых установок, скважин, бульдозеров, автомобилей и другой техники, необходимой для геологоразведочных работ и нефтяного промысла) на сумму около 90 млн руб. в собственность подконтрольного им ООО "Енисейнефтегазгеология" и других организаций.
Арестовать и предъявить обвинение Ивану Колесникову Генпрокуратура не успела, поскольку тот скрылся от следствия. В декабре 2004 года он был объявлен в международный розыск, а Басманный райсуд Москвы избрал ему меру пресечения в виде заключения под стражу. Через два года выяснилось, что Иван Колесников находится на Кипре, после чего Генпрокуратура потребовала его выдачи. Однако Окружной суд Ларнаки отказался экстрадировать россиянина, сочтя, что представленных Генпрокуратурой документов недостаточно, более того, они, по мнению суда, порой противоречили друг другу.
Дело Ивана Колесникова, которому предъявлены обвинения по ч. 4 ст. 159 (мошенничество) и ч. 1 ст. 303 (фальсификация доказательств) Басманный суд рассмотрит заочно».
Версию о том, что возобновление дела «Енисейнефтегаза» может привести к серии доследований дел других дочерних предприятий ЮКОСа и в целом группы МЕНАТЕП, излагает интренет-издание The Moscow Post.
В частности, издание пишет: «в связи с делом ОАО «Енисейнефтегаз» в правоохранительных органах пошли разговоре о скором возобновлении расследований по «старым делам» ЮКОСа, а вернее «дочек» этой скандально-известной нефтяной кампании, а так же всей группы МЕНАТЕП.
По слухам, на данный момент претензии у следователей могут возникнуть к одному из самых влиятельных выходцев из МЕНАТЕПа - сенатору от Мурманской области Андрею Гурьеву, который является основным владельцем агрохимического холдинга «Фосагро».
Ведь, как известно, Андрей Гурьев является одним из последних выходцев из «Менатепа» и давних соратников экс-владельца ЮКОСа Михаила Ходорковского, до которых еще не добрались следователи.
А между тем, Гурьева могли привлечь к уголовной ответственности еще в начале 2000-х.
Напомним, что формальным поводом для начала расследования Генпрокуратуры в отношении ЮКОСа и его владельцев стал запрос депутата Госдумы Владимира Юдина о законности приватизации в 1994 году горно-обогатительного комбината «Апатит» (Мурманская область) коммерческими структурами, контролировавшийся Михаилом Ходорковским и его партнёрами по бизнесу.
А ведь затем именно «Апатит» стал главным активом холдинга «Фосагро» Андрея Гурьева. Так что, по факту, он стал «достойным наследником» «дела Ходорковского».
Кстати, в 2010 году во время расследования «второго дела Ходорковского» на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ было опубликовано обвинение, предъявленное в свое время Платону Лебедеву, который вместе с Ходорковским был обвинен в хищении и осужден. В этом документе Андрей Гурьев назван одним из членов организованной преступной группы, на протяжении ряда лет занимающейся хищением.
По данным следствия, с момента получения контроля над ОАО «Апатит» организованной группой Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, Андрей Гурьев создал сеть посреднических фирм, в том числе в российской оффшорной зоне в Калмыкии, со сложной системой соподчинения и контроля. Гурьев постоянно регистрировал новые фирмы, закрывал старые с целью ухода от налогов. С 1994 года всю производимую ОАО «Апатит» продукцию он реализовал через подконтрольные посреднические фирмы: ЗАО «Апатит-Трейд», ООО «ФосАгро-Маркетинг», ООО «Дин», ООО «Варяг», ООО «Аскольд-Север», ООО «Фоско», ООО «Фиако-МК», ООО «Фосмаркет», ООО «Фострейд», ООО «Торговый дом Фосфатов», ООО «Агрохимическая компания», ООО «Агрохимкорпорация» и ООО «Агрохимтрейд» и другие.
Как выяснилось, все эти фирмы являлись подставными. А основная масса продукции «Апатита» уходила за рубеж через оффшор Apatit Fertilizers S.A., работа которого так же контролировалась Гурьевым».
«Факт участия Гурьева в этой схеме был установлен еще в июле 2003 года, когда следственной группой Генеральной прокуратуры Российской Федерации произведена выемка документов ОАО «Апатит» по месту их нахождения в г. Кировск Мурманской области, содержащих сведения о движении акций компании, бухгалтерские балансы и другая информация, необходимая для расследования уголовного дела», - утверждает интернет-издание.
|