В ближайшее время Москва может добиться крупного успеха в сфере торговли оружием. В первой декаде июня Турция объявит результаты тендера на закупку боевых вертолетов. Анкара планирует приобрести 145 машин. Речь идет ни много ни мало о 4,5 миллиарда долларов. Столь крупных сделок в современной истории России еще не было. Российский вертолет Ка-50-2, созданный фирмой "Камов" на основе знаменитой "Черной акулы", вышел во второй тур конкурса и многими считается фаворитом. По сути Ка-50-2 является совместным проектом российских конструкторов и израильской компании "Израэл эйркрафт компани". В машине усовершенствована авионика и системы вооружений. Теперь российско-израильская "Черная акула" оснащена суперсовременными лазерными и радарными системами наведения. По словам специалистов, Ка-50-2 объективно сильнее конкурентов - американской "Королевской кобры" и итальянского "Мангуста". Более того, российско-израильские машины дешевле. Источник "Известий" в правительстве сообщил, что "наши шансы победить в тендере очень высокие". И все же России остается уповать лишь на беспристрастность турецких "судей". Не исключено, что выбор Анкары будет обусловлен не экономическими, а политическими резонами. Не стоит забывать, что Турция - член НАТО, где свои требования к оружию. Израильтяне, правда, полностью адаптировали Ка-50-2 к натовским стандартам, но "принцип единообразия" может оказаться сильнее других обстоятельств. У турецкой армии на вооружении уже стоят несколько десятков стареньких "Кобр" и других американских винтокрылых машин. Да и Америка благодаря своей экономической мощи обладает куда большими возможностями лоббировать свои интересы в мире, чем Россия. Впрочем, политический фактор может сыграть злую шутку и с западными производителями вертолетов. Пять лет назад американский Конгресс аннулировал контракт на поставку Турции 10 "Суперкобр". Поводом для столь резкого шага стали претензии к Анкаре по вопросу о правах человека. Турецкое правительство не считает курдов отдельным этносом и ведет с ними многолетнюю жестокую войну. Америка как столп западной демократии пять лет назад решила не продавать новейшие вертолеты, которые могли бы использоваться против курдов. Турки, правда, обещают закупаемые вертолеты не применять в борьбе с курдами, однако принципиальные законодатели из Америки могут не поверить, сорвав выгодную сделку. Подобные этические соображения не так давно не позволили немцам оснастить турецкую армию танками "Леопард". Итальянцы, судя по всему, доверяют турецким обещаниям применять вертолеты лишь против иностранных регулярных армий. Или потомки римлян оказались куда меньшими идеалистами, чем их европейские соседи. России же необходимо зарабатывать деньги. Нам не до морали. Тем более что мы хорошо понимаем Турцию - сами воюем с сепаратистами. Возможно, турки выберут Ка-50-2 еще и потому, что в создании машины принимали участие две страны, которые знают о борьбе с терроризмом не понаслышке. Москва и Тель-Авив возлагают большие надежды на военные контракты с Турцией. В Анкару несколько раз приезжал вице-премьер России Илья Клебанов, а на днях ее посетил замминистра обороны Израиля Эфраим Снэ. России просто необходимо закрепиться на турецком рынке оружия. Анкара приняла программу модернизации своих вооруженных сил. До 2030 года турки планируют потратить на обновление армии почти 100 миллиардов долларов. "Вертолетный тендер" - лишь малая часть гигантских планов Турции. Однако от результатов этого конкурса во многом зависит будущее нашего оружейного экспорта: сможем ли мы на равных конкурировать с влиятельной Америкой или нам придется ограничиться рынками, куда американцы ходить просто не желают
|