«Артем Тарасов, бывший депутат Госдумы и первый легальный советский миллионер, стал совладельцем банка. В конце прошлого года он приобрел 18,2% акций банка «Витас». По оценкам экспертом, за приобретенный пакет Тарасов заплатил около 55 млн. рублей, - сообщает «Маркер».
Сегодня Тарасов один из пяти крупнейших акционеров банка «Витас»: компании «Миропак Групп» принадлежит 18,39%, Наталье Сереженькиной - 19,89%, Юрию Кошель – 14,5%, Андрею Куриленко – 14,5%, Василию Баринову - 14,5%. Вместе с последним Тарасов владеет ООО «Агентство Инновационной Медицины».
Аналитик банка БКФ Максим Осадчий оценил стоимость 18,2% акций "Витас Банка" в 55 млн. рублей, исходя из оценки кредитной организации в один капитал. Предпосылок для оценки банка с меньшим коэффициентом нет, говорит эксперт, указывая на явно не рыночный характер сделки. Осадчий обращает внимание на то, что по данным на 1 февраля 2012 года норматив достаточности капитала Н1 банка находился в зоне риска и составлял 10,69%.
«Витас Банк» создан в октябре 1992 года. До 2002 года основными клиентами банка были предприятия малого и среднего бизнеса. В 2005 году банк включен в систему обязательного страхования вкладов, и стал больше внимания уделять розничным продуктам. По данным на 1 февраля 2012 года капитал банка равен 373,4 млн. рублей, активы достигают 4,5 млрд. рублей. Кредитный портфель составляет 2,6 млрд. рублей, объем вкладов граждан равен 3,7 млрд. рублей.
Артем Тарасов родился в 1950 году в Москве. Окончил Московский горный институт, факультеты Московского института электронного машиностроения и МВТУ им. Баумана, Высшие экономические курсы Госплана СССР. В апреле 1987 года организовал кооператив «Прогресс» - бюро знакомств, которое было закрыто по решению Моссовета. Тарасов получил широкую известность в 1989 году, став первым легальным миллионером в Советском Союзе. Будучи руководителем кооператива «Техника», он выписал себе заработную плату в размере 3 млн. рублей за январь 1989, с которых были выплачены налоги. Это вызвало шок в советском обществе и волну обсуждений в СМИ. В 1992 году Тарасова обвинили в хищении $30 млн. в ходе реализации программы «Урожай-90». Тарасов был вынужден уехать в эмиграцию в Лондон.
Он вернулся в 1993 году - участвовал в выборах в Госдуму РФ и победил в Центральном округе города Москвы, став депутатом. По окончании депутатского срока в 1996 году баллотировался на пост президента России. Тарасов собрал подписи, однако они были признаны недействительными. Против него возобновили закрытые уголовные дела по статье «Хищение народной собственности в особо крупных размерах», за что предусматривался расстрел. Тарасов снова эмигрировал. Возвратился в Россию он в 2003 году. Дважды Тарасов участвовал в выборах на должность губернатора Санкт-Петербурга (2000) и губернатора Красноярского края (2003), но выиграть не смог.
Вернувшись Тарасов по его собственным словам обратился с просьбой о трудоустройстве к тем, с кем работал еще на заре кооперативного движения. «Среди олигархов есть такие, которым я в свое время помог начать бизнес. Они работали у меня в первых кооперативах.... Вот, Виктор Вексельберг при встрече назвал меня «учителем». Разве не приятно? Он предложил мне заниматься инновациями, и я честно исполнял его поручение", - говорил Тарасов в интервью gzt.ru.
Тарасов возглавил "Инновационные технологии Реновы" где проработал до момента ликвидации компании (до 2007 г.). Впрочем, в одном из интервью Тарасов заявил: "с Вексельбергом мы разошлись в 2004 году. Я тогда ему говорил о проектах, сходных со Сколково, однако ему они показались преждевременными. Конкретно я предлагал создать Центр всемирных инноваций на базе Курчатовского института".
По данным Спарк-Интерфакс сегодня Тарасову принадлежит доля в ООО "Четыре к одному" (компания занята в сфере азартных игр), "Роэл Венчур" (ей принадлежат компании "Микробиологические технологии", "Свободный водород"), ООО "Ассоциация национальных викторин", ООО "Агентство Инновационной Медицины».
Как сообщало в середине февраля 2012 года Агентство федеральных расследований FLB, «представительная делегация фонда «Сколково» завершила самую масштабную зарубежную поездку за всю свою историю — в Британию. Масштабная делегация фонда «Сколково» посетила Лондон по приглашению британских властей, а, точнее, правительственного департамента бизнеса, инноваций и профессиональных навыков. В визите приняли участие представители всех пяти кластеров «Сколково» — биомедицинского, космического, энергетического, ядерного и информационного, а также сам президент фонда Виктор Вексельберг. За два дня они провели презентацию российского инновационного центра и пообщались со своими коллегами из Имперского колледжа Лондона, а также Кембриджского и Оксфордского университетов.
"Основы этого сотрудничества были заложены в ходе визита в Москву в сентябре 2011 года премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, когда в присутствии президента России Дмитрия Медведева был подписан меморандум о взаимопонимании между фондом "Сколково" и министерством бизнеса, инноваций и профессиональных навыков Британии", - отмечается в сообщении организаторов мероприятия.
Тогда же был подписан ряд других двусторонних документов, в частности, соглашение о сотрудничестве в области лазерно-плазменной и ускорительной физики и соглашение о создании Центра прикладных исследований по тепловым процессам и катализу.
"Великобритания - это одна из тех стран, в которых сотрудничество с Россией в области инноваций получает мощную государственную поддержку, и я искренне благодарен за это британскому правительству и его главе Дэвиду Кэмерону", - заявил Вексельберг в преддверии визита.
В ходе этой поездки также не обошлось без конкретных договоренностей. «Сколково» и британская нефтяная компания ВР объявили о создании Центра прикладных исследований в области энергоэффективности теплообмена и катализа. В проекте также принимают участие новосибирский Институт катализа имени Борескова и Имперский колледж. Исследования, на которые будет выделено 9,3 млн фунтов ($14,6 млн), призваны снизить тепловые потери при нефтепереработке на 15%.
В числе главных задач визита «Сколково» в Британию также значилось налаживание контактов с местными венчурными фондами. «На сегодняшний день мы сотрудничаем с 28 венчурными фондами. Из них восемь — зарубежные. Однако из Британии нет ни одного»,— рассказал накануне поездки глава инвестиционной службы «Сколково» Александр Лупачев. При этом, по его словам, у британских компаний есть целый ряд преимуществ: они «обладают солидным отраслевым опытом и близки нам территориально».
Впрочем, визит делегации «сколковских» инноваторов не обошелся без скандала.
Экс-министр Британии по европейским делам Денис Макшейн призвал правительство страны не инвестировать в российский фонд "Сколково". Он объясняет это тем, что инвесторам будет нанесен ущерб из-за "коррумпированных российских чиновников", - сообщал «Деловой Петербург». - Макшейн написал письмо министру торговли лорду Грину в знак протеста против конференции, назначенной на среду, где планировалось поднять вопрос о развитии "Сколково", сообщает The Telegraph.
"Кажется безответственным для британских компаний вставать на опасный путь, не зная до конца о трагедиях, которые могут поджидать их в России, – писал Макшейн. - Правительство должно сделать официальное предупреждение о возможных рисках, чтобы британские компании, которые примут решение инвестировать в Россию, делали это с открытыми глазами"».
«В разговоре с «Коммерсантом» господин Макшейн рассказал, что «британцев до сих пор шокирует дело юриста Hermitage Capital Сергея Магницкого, которого в России могут начать судить посмертно». Кроме того, парламентарий упомянул негативный опыт BP и ряда британских бизнесменов, которые «не захотели делать информацию публичной из-за страха преследований со стороны российского правительства».
Денис Макшейн считает, что «в Москве и не подозревают, насколько Запад озабочен уровнем российской коррупции». «Все должны знать о том, что те, кто покупает в Лондоне недвижимость, крадут деньги у российского и иностранного бизнеса»,— заявил парламентарий, в качестве примера для подражания назвав Грузию, где «любого проворовавшегося чиновника немедленно увольняют». Господин Макшейн признался, что не ожидает от Лорда Грина прямого ответа на его письмо, но надеется, что тот прислушается к его доводам».
|