«Кто вертит дышло
В боях за подмосковную землю сошлись министры, воры в законе и «решалы»
«10 февраля этого года Дмитрий Барановский, успевший стать героем огромного количества журналистских публикаций, связанных с рейдерством и оргпреступностью, попавший в список политзаключенных, освобождения которых требовали на Болотной площади, получил 12 лет строгого режима.
13 февраля «Новая газета» опубликовала его открытое письмо к руководителям государства, в котором Барановский объяснял свое уголовное преследование местью со стороны коррумпированных чиновников Подмосковья.
«Новая» решила разобраться в этом деле. Хотим сразу предупредить: мы не симпатизируем никому из участников этого криминального конфликта, слишком неоднозначный бэкграунд у каждого из них за спиной, и не разбираем перипетии конкретного уголовного дела, приговор по которому еще не вступил в законную силу. Нам просто было очень интересно узнать, как устроен мир чиновников, бизнесменов, «решал», силовых «крыш» и воров в законе, которые делят между собой земли и активы Подмосковья.
26 августа 2009 года. Примерно в 13.00 к зданию ГСУ МВД по Москве, что на Новослободской, подъехал серебристый «Лексус». Вышедший оттуда человек лет сорока, предъявив документы дежурному, поднялся к старшему следователю ГСУ Николаю Куклину. Цель визита — допрос в рамках уголовного дела № 304540. Очередное следственное действие владельца «Лексуса» не смущало: за последние годы допросы, очные ставки и обыски стали для него повседневностью. Российские бизнесмены в таких случаях любят шутить: «На деловых встречах бываю реже, чем на допросах». Но день 26 августа для гостя ГСУ выдался особенным — последним на свободе. И всё на первый взгляд — из-за клочка земли.
…В Красногорском районе Московской области, близ поселка Тимошкино, пустует земельный участок площадью 10 гектаров — когда-то он принадлежал региональному Минимущества, а в 2004 году был выкуплен ООО «Диварекс» за 12 млн рублей. Для застройки коттеджного поселка. Собственниками «Диварекса» на паритетных началах тогда были некто Юрий Петряев (был номинальным держателем доли бизнесмена Сергея Назарова) и ООО «Элит Транс Групп» («ЭТГ»), которое приобрело свою долю в марте 2003-го по символической цене — 5 тысяч рублей.
Смешная сумма объясняется тем, что «ЭТГ» получала свое право собственности после выполнения условий другого договора — между ООО «Диварекс» и ООО «Алво Менеджмент Групп» («АМГ»), согласно которому последнее обязалось привлечь для застройки 8 млн долларов. Но «АМГ» инвестиционные обязательства не выполнило, в связи с чем Петряев и денонсировал договоренности по продаже «ЭТГ» 50% долей «Диварекса». На том и разошлись.
К 2006 году Петряев продал свою компанию юристу КБ «Нацбизнесбанк» Магомеду Магомедову, а тот — ООО «Вариация М» бизнесмена Александра Ксенжука (цена сделки — 7,4 млн долларов). «Мы хотели купить только земельный участок, главный актив компании, но продавец попросил взять «Диварекс», за что сделал скидку», — вспоминает представитель Ксенжука.
Новый владелец также нацелился на строительство коттеджей: в рамках этого проекта было подписано инвестиционное соглашение с московским отделением ВООВ «Боевое братство» (организацией, объединяющей свыше 60 ветеранских ассоциаций; председатель — губернатор Московской области Борис Громов), согласно которому «братья» гарантировали «оказание содействия в реализации проекта, в том числе в поиске инвесторов взамен на 10% от построенных коттеджей для инвалидов — участников боевых действий». Соглашение от «Боевого братства» подписал председатель московского отделения, командир знаменитой 9-й роты 345-го полка, Герой Советского Союза Валерий Востротин — бывший замглавы МЧС, депутат Госдумы от «Единой России», член Комитета по безопасности.
Опытные бизнесмены наверняка скажут: 10% — скорее всего, плата за «крышу», особенно в Подмосковье, где военные под руководством генерал-губернатора имеют более чем сильные позиции. Достаточно вспомнить количество таких организаций с ветеранами спецслужб, боевых действий и МВД в 90-е, которые неоднократно становились участниками криминальной хроники. Впрочем, в самом «Боевом братстве» уверяют: цели соглашения были исключительно благотворительные — обеспечить некоторых из своих ветеранов жилплощадью. Так это или нет, но уберечь себя и своих партнеров «братья» все равно не смогли.
26 марта 2007 года в арбитражном суде Московской области был зарегистрирован иск к ООО «Диварекс» от «ЭТГ» о признании за последним права на половину компании и ее активов. На стороне истца выступили директор управления операциями на фондовом рынке Сбербанка Александр Алтунин, а также его юристы Наталья Весельницкая и Наталья Митусова. Впоследствии Алтунин признался, что он и был бенефициаром «ЭТГ» и «АМГ»; что именно он договаривался с прежними владельцами «Диварекса» Петряевым и Назаровым. Однако заявленный иск касался почему-то и владельцев нынешних — Ксенжука, а также его партнеров из «Боевого братства».
О том, что разрешить спор полюбовно будет проблематично, стало ясно еще до начала активной стадии судопроизводства. Из показаний Ксенжука: «Мне позвонил Анатолий Старков (гендиректор ОАО «ЦКАД», главного застройщика скандального проекта кольцевой дороги Мособласти, из-за чего по всему региону начались земельные переделы. — Ред.), он потребовал уступить Алтунину половину компании или выплатить неустойку». Сумма отступных, по словам бизнесмена, должна была составить 5 млн долларов.
Отдавать земельные угодья или выплачивать деньги, сопоставимые с суммой первоначальной сделки, Ксенжук отказался: по его словам, такое «предложение» больше походило на обычный рэкет — и потому в переговорный процесс вступил зампред московского отделения «Боевого братства» Дмитрий Барановский.
Справка «Новой»
Барановский Дмитрий Роальдович родился 1 октября 1969 года в Москве. Был призван в ряды Советской армии. После учебной части ВДВ служил в Афганистане, в знаменитой 9-й роте под командованием Валерия Востротина. После демобилизации окончил Академию народного хозяйства им. Плеханова. С 1995-го занимался бизнесом. В последние годы имел интересы в предприятиях ОПК: владел акциями ОАО «Ратеп» и ОАО «Серпуховский завод «Металлист». Награжден рядом общественных и ведомственных наград. В прессе неоднократно упоминалось о «рейдерских» инициативах Барановского и связях с солнцевской ОПГ. Знакомые же с Барановским бизнесмены отмечают: ни в одну из группировок он не входил, а сталкиваясь по бизнесу с криминальными элементами, всегда сохранял автономность.
Первая встреча сторон, ознаменовавшая начало войны с участием криминальных и правоохранительных структур, состоялась в апреле 2007 года в ресторане «Александрия» отеля «Националь». Алтунин предъявил документы, подтверждавшие его финансовое участие в деятельности компании: помимо договора купли-продажи на 5 тысяч рублей, уступившего даже сумме ресторанного чека, он показал платежную ведомость на 20 млн рублей, которые якобы были потрачены «Диварексом» на строительство дома в Красногорске для мировых судей и судей Мособлсуда. Но эти доводы никого не устроили.
По словам Алтунина, Дмитрий Барановский в ультимативной форме предложил пересмотреть требования: «Он сообщил, что придется отказаться от доли в уставном капитале ООО «Диварекс». В противном случае он обещал мне организовать посещение Соловецкого монастыря, у стен которого меня и закопают».
По словам Барановского, никаких угроз он не выказывал — напротив, предложил «разговаривать с прежними владельцами» и даже пообещал посодействовать в их поиске. В ответ Барановского, как следует из его показаний, предупредили, с кем ему предстоит столкнуться: «Старков представился помощником Кацыва (зампреда правительства и министра транспорта Московской области. — Ред.), говорил, что всё согласовано с ним. Говорил, что Кацыв очень влиятельный человек, дружит с руководством МВД и с кем-то из руководства ФСБ».
То, что в этом деле мог быть «след» министра, косвенно подтверждали и фигуры адвокатов Алтунина — Натальи Весельницкой и Натальи Митусовой, гражданской супруги и дочери первого заместителя Кацыва — Александра Митусова. В свое время об этих дамах, учредителях адвокатского бюро «Камертон Консалтинг», очень легко находящих общий язык с областным правосудием, высказывался даже телеведущий Владимир Соловьев: «Про юристов Весельницкую и Митусову я слышал и раньше — что они способны решать любые вопросы в подмосковных судах. Они замечены еще в нескольких очень похожих и очень сомнительных историях — с междусобойными процессами, странными судебными решениями, невесть откуда появившимися документами, и, как правило, речь всегда идет о подмосковной земле».
Как бы то ни было на самом деле, но разбирательство по «Диварексу» Весельницкая и Митусова выиграли. Более того, в арбитраже появилась версия о том, что прежние владельцы «Диварекса» совершили подлог — сфальсифицировали соглашение о расторжении договора с «ЭТГ», за что им были предъявлены обвинения в покушении на мошенничество.
Для окончательного же разгрома противника к хозяйственному спору подтянули артиллерию совсем иного калибра. В феврале 2008 года в отеле «Кебур-Палас» на встречу с Барановским прибыли Ушанги Квашилава и Гела Церцвадзе, которых ряд СМИ приписывали к ближайшему окружению лидера кутаисского воровского клана Тариэла Ониани (Таро). Вскоре к ним присоединился и сам Таро, свидетельствует Барановский: «Мне позвонил Гела, представился, что он бизнес-партнер Алтунина, и попросил о встрече. Затем они сказали, что являются его партнерами во всем его бизнесе; что совместно с Алтуниным строят дома в Сочи. В связи с этим предложили урегулировать спор вокруг «Диварекса» путем передачи им вместе с Алтуниным половины земельного участка».
Справка «Новой»
Согласно ЕГРЮЛ, Алтунин и Квашилава значатся пайщиками жилищно-строительного кооператива «Железнодорожник» (также в списке участников ЖСК — отец и жена Алтунина) и совладельцами ООО «Росбытсоюз-Инвестпроект-Сочи». В последнем 20% принадлежит Квашилаве, 80% — ООО «Финансовая компания «Росбытсоюз-Инвест», подконтрольному алтунинскому ООО «Алво Менеджмент Групп». Кроме того, гендиректором «ФК «Росбытсоюз-Инвестпроект» является Ольга Алтунина — супруга менеджера Сбербанка.
Увещевания грузинских авторитетов на Барановского не подействовали: отказываться от половины доли в проекте он не собирался — и наконец, встретился с самим министром Петром Кацывом, чья фамилия в списке влиятельных покровителей Алтунина стояла на первом месте. Состояться этому свиданию помог депутат Госдумы Дмитрий Саблин. Из его показаний: «Мне позвонил Барановский, сказал, что Кацыв собирается забрать у него участок земли. Я сказал, что этого быть не может, и предложил встретиться с Кацывом. Кацыв сказал, что он лично никакого отношения к этому земельному участку не имеет; ему позвонил его близкий товарищ Алтунин, и он порекомендовал юристов». Но убеждать в чем-либо юристов министр транспорта, по его словам, не собирался (из показаний): «Я сказал, что повлиять на них не могу и не хочу, <…> они могут ко мне прислушаться, но не в подобного рода вопросах».
В попытках отвадить от дела матерых адвокатесс Барановский связался со своей бывшей партнершей Татьяной Бальзамовой, которая также пользовалась услугами Весельницкой и Митусовой: он просил повлиять на их позицию. Бальзамова вступать в эти разборки не стала, а возникший было между ними конфликт взялся урегулировать Виктор Аверин, известный как Авера-старший — один из лидеров солнцевской группировки. Приводим выдержки из стенограммы их телефонного разговора:
Аверин: Димочка, я чего, тут знаешь какая штука, разговаривал тут с одной женщиной нашей знакомой… С Таней Бальзамовой… И говорит, что ты связался с Каменщиком (по-видимому, речь о председателе совета директоров ОАО «Домодедово» Дмитрии Каменщике. — Ред.) и ведешь против нее какую-то агрессивную политику.
Барановский: Ты знаешь, что она непорядочно себя повела? Ты помнишь, как мы ей помогли? <…> мы забрали у Каменщика колхоз без копейки, отдали ей без всяких денег.
А.: Ну до сих пор же никто не отдал. <…>
Б.: Правильно. Мы ей отдали. А она его просрала. <…> Потом привлекла этих своих партнеров Весельницкую и Митусову. А эти партнеры пытаются у нас сейчас украсть земельный участок. И я с ней встретился и сказал: «Послушай, Татьяна, мы тебе помогли? Помогли. Мы с тебя хоть копейку взяли? Нет. Мы порядочные люди? Да. Ты нам обязана? Да. Ну так скажи своим партнерам, чтобы они от нас отъе…лись». Просто по беспределу, с какими-то квитанциями на 5 тысяч рублей четырехлетней давности на 10 миллионов пытаются спи…ть землю…
Вступив на поле войны с криминалом и властью, Барановский открыл и третий фронт — общественный. В мае 2008 года он вступил в общественную организацию «Справедливость», занимающуюся выявлением фактов коррупции преимущественно на территории Московской области. «Дима приехал ко мне, рассказал о своей проблеме и попросил помощи, а также обещал содействие в раскрытии других коррупционных случаев», — вспоминает председатель МОО «Справедливость» Андрей Столбунов. В новой организации Барановский занял пост зампреда и принялся привлекать внимание к коррупционным связям членов правительства Московской области.
Надо заметить, общественная деятельность супротив властного криминала оказалась эффективнее переговоров с ним — так, после ряда демонстраций у главного офиса Сбербанка ЦБ РФ вынес предписание о «нарушении Алтуниным норм поведения, установленных Кодексом корпоративной этики сотрудника Сбербанка», в связи с чем специалист по фондовым рынкам покинул госучреждение. Алтунин, правда, уверен: его увольнение было инспирировано «клеветнической кампанией» Барановского. Впрочем, зампред Сбербанка Белла Златкис, давая показания, эту версию опровергла: «Алтунин уволился исключительно по производственным причинам».
Протестные демонстрации проводились и у здания Минтранса: активисты «Справедливости» требовали к ответу Петра Кацыва. А на одном из пикетов министру напомнили историю с рейдерским захватом ОАО «Опытный завод «Стройдормаш», обвинив его окружение в деятельном участии в отъеме недвижимости. И это, похоже, оказалось последней каплей в чаше терпения члена областного правительства…»
(Продолжение следует) Андрей Сухотин, «Новая газета», 29 февраля 2012
|