|
|
Министр транспорта и связи РФ Игорь Левитин |
|
Ведомство в «Трансе»
За что следует отправить в отставку министра транспорта РФ Игоря Левитина
«До назначения министром транспорта и связи РФ Левитин официально занимался частным бизнесом. В 1996–2004 гг. – начальник железнодорожного отдела и заместитель генерального директора компании «Северстальтранс» («Н-Транс»). Работая в этой структуре, способствовал приобретению пакетов акций Таганрогского и Туапсинского морских торговых портов.
Вместе с дочерью Юлией Игоревной Левитиной учредил ООО «Стальтехинвест» (дата регистрации предприятия – 2000 г.). После перехода отца на государственную службу Юлия Левитина фигурировала в числе собственников под фамилией мужа как Юлия Зверева», пишет в свежем номере «Совершенно секретно» Сергей Плужников.
«Согласно СПАРК-Интерфакс, семья Игоря Левитина через ООО «Стальтехинвест» вместе с ООО «Промсбытинвест» и бизнесменом Резчиковым владела специализирующимся на дорожном строительстве и производстве деталей транспортных средств ЗАО «Дормашинвест». За время государственной службы Игоря Левитина годовая выручка ЗАО «Дормашинвест», согласно СПАРК-Интерфакс, превысила 1 млрд руб. – не считая финансовых показателей аффилированных компаний, измеряемых цифрами аналогичного порядка.
Структура собственности ООО «Н-Транс» скрыта – владельцем компании является зарегистрированный на Кипре офшор «Транспортейшн Инвестмент Холдинг Лтд». В связи с этим пока невозможно документально доказать публиковавшуюся прессой версию о том, что акционером группы «Н-транс», где работал коммерсант Игорь Левитин, остаётся министр транспорта. Конечных собственников юридически возможно выявить только по полицейскому запросу.
Из официальных заявлений «Н-Транс» известно, что определяющим её деятельность лицам частично принадлежит (с 2010 г. – совместно с партнёром Владимира Путина по занятиям дзюдо Аркадием Ротенбергом) другая кипрская компания «Марк О’Поло инвестментс Лтд». Данный офшор, согласно СПАРК-Интерфакс, владеет основным пакетом акций ОАО «Мостотрест». Последнему принадлежит свыше 50% доли в ООО «Корпорация Инжтрансстрой» и свыше 50% акций ОАО «Трансстроймеханизация». Младшие партнёры владельца «Н-Транса» в этих двух предприятиях – члены семьи Ефима Басина, считающегося ближайшим доверенным лицом Игоря Левитина на протяжении последних десятков лет.
Общий бенефициар, которому через данную офшорную систему принадлежат доли в компаниях «Н-Транс», «Мостотрест», «Инжтрансстрой» и «Трансстроймеханизация», оперирует значительными финансовыми средствами. Последние три организации получили из российского бюджета денежную сумму, сопоставимую с капиталами бизнесменов топ-рейтинга журнала «Forbes».
Согласно СПАРК-Интерфакс, только по особо крупным транспортным контрактам 2005-10 гг. ОАО «Мостотрест» должны быть перечислены государством около 80 млрд руб. – более $2,5 млрд. Эта сумма распределена по статьям финансирования олимпийских объектов в районе Сочи-Адлера, автострад «Дон» и М-27 «Джубга-Сочи», петербургской кольцевой автомобильной дороги (КАД), федеральных трасс М-6 «Каспий», М-7 «Волга», М-9 «Балтия», М-10 «Россия».
По неполным данным, общий объём контрактов, заключённых структурами министерства транспорта с «Инжтрансстроем», приближается к $3,5 млрд. Кроме портового проекта в Усть-Луге, корпорация участвует в строительстве порта в Сочи, производит основную часть работ на дорогах, путепроводах и мостах федерального значения, включая трассы, ведущие к сочинскому олимпийскому центру. В списке контрактов – КАД Санкт-Петербурга, автодорога «Амур», трассы М-1 «Белорусь», М-4 «Дон», М-5 «Урал», М-9 «Балтия», М-10 «Россия», аэропорты в Нижнем Новгороде, Уфе, Адлере, московский авиационный узел, оснащение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО).
Около $500 млн из бюджета выделено ОАО «Трансстроймеханизация». Компания занималась реконструкцией аэродрома и действующего аэровокзального комплекса аэропорта «Сочи-Адлер», аэропорта в Уфе и трассы М-5 «Урал». В числе заказчиков – Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), ФГУ «Автомагистраль» и другие подведомственные Минтрансу федеральные органы.
Собственникам холдинга «Н-Транс» также принадлежит 50% ООО «Северо-Западная концессионная компания», осуществляющего прокладку через Химкинский лес трассы Москва – Санкт-Петербург.
Ранее в качестве инвестора должен был выступать Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), впоследствии финансирование было поручено консорциуму Внешэкономбанка (ВЭБ) и Сбербанка – обе российские структуры принадлежат государству. Отказ ЕБРР от участия в проекте был вызван рядом факторов, включая длительные общественные протесты, коррупционно-политический скандал и критику со стороны экологических организаций.
Согласно докладу международной мониторинговой организации «Transparency International», за строительством данной автострады и вырубкой Химкинского леса мог скрываться личный интерес министра транспорта Игоря Левитина. Соглашение с ООО «Северо-Западная концессионная компания» подписано подчиненным Минтрансу Федеральным дорожным агентством (Росавтодор).
Оправданием проекта стал транспортный коллапс, произошедший на Ленинградском шоссе в июне 2006г. По результатам проверки, проведенной Генеральной прокуратурой РФ, причиной кризиса были названы нарушения в работе Московского правительства и Росавтодора.
По мнению лидеров экологических протестов в Химках, «коллапс был срежиссирован специально и скорее всего именно в недрах Минтранса – как главного заинтересованного в получении европейских денег на строительство дороги».
В 2011 г. глава движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова публично обвинила Игоря Левитина в наличии «откровенных коррупционных интересов», организовав пикетирование Минтранса. Спустя короткое время в офисе Чириковой был проведён полицейский обыск и выемка документов, заказчиком которых активистка считает министра Левитина.
«В ходе вырубки Химкинского леса были задействованы наёмные охранники, избивавшие протестующих местных жителей. Жертвами нападений стали главный редактор газеты «Химкинская правда» Михаил Бекетов, журналист газеты «Гражданское согласие» Виталий Кузьмин, эколог Константин Фетисов и другие противники проекта, лоббируемого, как полагают, Игорем Левитиным», - пишет в мартовском номере «Совершенно секретно» Сергей Плужников. Сергей Плужников, «Совершенно секретно», № 3 (274) март 2012
|