«Осужденный по делу о Манежке требует от Гудкова и Немцова «не торговать политзэками». По мнению Руслана Хубаева, «политические» сидельцы должны быть освобождены без каких-либо уступок со стороны оппозиции, - пишут «Известия».
Лидер мурманского отделения «Другой России» Руслан Хубаев, который осенью получил четыре года тюрьмы по делу о беспорядках на Манежной площади, требует от оппозиционеров Геннадия Гудкова и Бориса Немцова «не торговать именами и судьбами» политзаключенных.
«Политзаключенные — не предмет для торга и самовозвеличивания. Они должны быть освобождены без каких-либо условий и уступок с нашей стороны», — цитирует заявление Хубаева у себя в Twitter представитель «Другой России» Александр Аверин.
Напомним, в начале февраля Гудков и другие оппозиционеры передали в администрацию президента России список лиц, которые, по их мнению, являются политзаключенными и должны быть помилованы. В список, в частности, вошли Руслан Хубаев, Михаил Ходорковский, Платон Лебедев, Сергей Аракчеев, Дмитрий Барановский, Сергей Березюк и другие. В понедельник, 20 февраля, Борис Немцов, а также глава Республиканской партии Владимир Рыжков и лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов приехали на встречу с Дмитрием Медведевым в резиденцию главы государства».
Как ранее сообщало Агентство федеральных расследований FLB, ««генпрокурор Юрий Чайка подготовил и предоставил президенту РФ Дмитрию Медведеву доклад о деле активистки "Другой России" Таисии Осиповой, обвиняемой в хранении и продаже наркотиков. Об этом заявила пресс-секретарь президента Наталья Тимакова.
Таисия Осипова вошла в список заключенных, которых рекомендовал помиловать президентский совет по правам человека, а также в список политзаключенных, который представители оппозиции передали в Кремль.
По сообщениям СМИ, 15 февраля Смоленский областной суд отменил приговор Осиповой и отправил дело на новое рассмотрение.
Дмитрий Медведев поручил Генеральной прокуратуре проанализировать дело Осиповой после того, как во время посещения президентом журфака МГУ в январе 2012 года студентка Злата Онуфриева попросила его разобраться в этом деле, рассказала Тимакова "Эху Москвы".
Таисию Осипову арестовали в ноябре 2010 года. 29 декабря 2011 года Заднепровский районный суд приговорил ее к десяти годам тюремного заключения.
Медведев на встрече со студентами назвал приговор, вынесенный оппозиционерке, слишком суровым: "Десять лет - это очень много, по моим субъективным ощущениям", - сказал президент.
Осипова - жена одного из лидеров "Другой России" Сергея Фомченкова, и ее сторонники связывают суровый приговор именно с деятельностью ее мужа.
Защита Осиповой неоднократно ходатайствовала о ее освобождении из-под стражи (активистка "Другой России", у которой есть малолетний ребенок, больна сахарным диабетом, панкреатитом и хроническим пиелонефритом), но суд отклонял все ходатайства».
Как сообщало до этого Агентство федеральных расследований FLB, «Совет по правам человека при президенте РФ приступил к тщательной проверке фамилий из списка "политзаключенных и неправедно осужденных", переданном на этой неделе в Кремль организаторами митингов "За честные выборы".
«По словам председателя совета Михаила ФедотоваСовет уже исполнил функцию «почтальона»: список в установленном в администрации порядке еще в среду был направлен президенту. Однако это не препятствует исполнению другой функции совета — высказывать свое мнение. Совет не решает вопроса о помиловании, напоминает Федотов. Но может дать комментарии по поводу тех, кто представлен в списке.
Некоторые члены совета выступили против передачи списка президенту до полной проверки попавших в него людей.
Некоторые фамилии из списка вызвали представителей оппозиции серьезные вопросы.
С резким осуждением этой инициативы выступил лидер движения «Демократический выбор» Владимир Милов, полгода назад покинувший незарегистрированную Партию народной свободы (ПАРНАС). Узнав состав списка постфактум, Милов заявил, что в него никак не должны были попасть люди с террористическим прошлым. Наибольшие сомнения у Милова вызывают Равиль Гумаров, Тимур Ишмуратов и Шайхутдинов Фанис, осужденные в 2006 году по обвинению в подрыве газопровода возле башкирского города Бугульма.
Ранее все трое уже были задержаны войсками США в Афганистане и содержались в тюрьме Гуантанамо, откуда были освобождены без предъявления обвинений. Также в этом списке оказалась и чеченка Зара Муртазалиева, осужденная в 2005 году на 8,5 лет лишения свободы. Она обвинялась в попытке устроить взрыв в торговом центре на Манежной площади и в попытке вовлечь в подготовку теракта двух русских девушек-мусульманок. Составители списка сочли доказательства их вины подтасованными.
«Я возмущен этим списком. Там есть, к примеру, трое талибов, которых американцы поймали в Афганистане. Они сидят за подрыв газопровода в России. Там есть Зара Муртазалиева, – заявил Милов журналистам. – Это грубейшая политическая ошибка. Люди, которые внесли этот список, очень серьезно подставили оппозицию».
Кстати, глава Хельсинкской группы Людимла Алексеева призналась, что список лишь успела прочесть, но в его подготовке участия не принимала, доверившись коллегам из других правозащитных организаций.
"Составлением этого списка занимались правозащитники, в том числе сотрудники центра "Мемориал" и Союза солидарности с политзаключенными", - сказала журналист и член оргкомитета митингов "За честные выборы" Ольга Романова».
«Я не считаю Михаила Ходорковского политзаключенным, и не всякий, осужденный за мошенничество, - политзек, - сообщил лидер националистической колонны Владимир Тор. - Многие считают, что Тихонов и Хасис сидят по делу. Мне кажется, что их вина не доказана, а приговор был политически ангажированным. Лично моя позиция - страна нуждается в массовой амнистии... А что касается списков - Романова не волшебник, у которого монопольный ключ на построение списков. Списки несут в администрацию - хорошо, позже мы предоставим свой список".
Накануне в своем блоге Ольга Романова сообщила, что она, как и Владимир Путин, считает, что политзаключенных в России нет, "ибо нет статей "за политику", типа "Антисоветская агитация". Зато есть заведомо неправосудно осужденные по политическим мотивам". Она разделила всех осужденных страны на четыре группы - заведомо неправосудно осужденные по политическим и экономическим мотивам (первых всего около двухсот, вторых - около 100 000), неправосудно осужденные в связи с "палочной системой" (еще около 200 000) и настоящие, безусловные преступники (примерно полмиллиона)».
«Дело Барановского я знаю и готова за него поручиться», — говорит Романова. Арест и уголовное преследование предпринимателя, по ее словам, связаны с его антикоррупционной деятельностью и разоблачением фактов нарушений закона чиновниками Московской области. Не случайно пострадавшим по делу Барановского проходит миллионер из списка Forbes, министр транспорта Московской области Петр Кацыв, а дело рассматривает судья Тверского суда Светлана Ухналева, включенная в «список Магнитского».
Четкого определения понятия «политзаключенный» не существует, отмечает адвокат Юрий Гервис. В УК нет «политических» статей, поэтому при определении, кого считать узником совести, лучше полагаться на правозащитные общественные организации. Но остается вопрос, насколько уместно такое определение в отношении людей, пострадавших из-за экономических споров. Amnesty International отказалась признать Ходорковского узником совести, напоминает адвокат.
|