Замочная скважина бизнеса
Теперь конкуренты смогут на законных основаниях добывать инсайдерскую информацию о компании "Норникель"
«Конец января этого года принес вполне ожидаемое известие с рынка слияний и поглощений (M&A) о слиянии двух компаний, специализирующихся на добыче и реализации цветных металлов - Glencore и Xstrata. Общая сумма сделки по предварительным расчетам составит порядка 90 млрд долларов, а механизм заключается в обмене акциями: Glencore выпустит 2,8 акции за каждую акцию Xstrata. Казалось бы, какое дело российской экономике до означенного слияния двух в значительной степени офшорных компаний? Не скажите.
Однако, прежде чем представить на суд читателя наше видение ситуации, представим краткую справку о двух сливающихся в M&A экстазе бизнес-структурах. Glencore International AG (ранее - Marc Rich & Co AG) - один из крупнейших в мире поставщиков сырьевых товаров и редкоземельных металлов. Glencore осуществляет свою деятельность на территории почти 40 стран и занимается преимущественно торговлей, производством, переработкой и хранением полезных ископаемых, а также сельскохозяйственной продукции. Еще один немаловажный факт - активы Glencore включают в том числе 8,8% уставного капитала небезызвестной компании "Русал", владеющей, в свою очередь, блок-пакетом акций флагмана российской цветной металлургии - "Норильского никеля". Да что там говорить, наблюдательный совет компании En+, владеющей более чем 47% UC Rusal (обе фирмы зарегистрированы на офшорном острове Джерси), возглавляет глава Glencore Айван Глайзенберг.
Едем дальше. Xstrata, штаб-квартира которой расположена в швейцарском "льготном" кантоне Цуг, специализируется на добыче угля, а также никеля, меди, цинка, свинца, золота и серебра. Компания осуществляет свою деятельность на территории Австралии, Аргентины, Великобритании, Германии, Испании, Колумбии, Перу и ЮАР. Интересный поворот - до объявления о слиянии Glencore и Xstrata и так были частично аффилированы: Glencore принадлежало 34% акций Xstrata. В создающейся объединенной компании заместителем генерального директора станет все тот же Айван Глайзенберг, отныне контролирующий существенную долю рынка цветных металлов. Кстати, в рейтинге "FT-500" за 2010 год Xstrata вошла в первую сотню компаний, заняв 97-е место.
А теперь по сути. Основным конкурентом Glencore выступают не гиганты горнорудной промышленности, такие как BHP Billiton (6-е место в рейтинге "FT-500"), Vale (23-е место) или Rio Tinto (45-е место), а наш "Норильский никель", поскольку один из основных профилей деятельности Xstrata - как раз добыча и реализация никеля. При этом не будем забывать о "дружбе" Glencore и "Русала" как юридических лиц и Айвана Глайзенберга и Олега Дерипаски как лиц физических. Вот почему при умелом использовании некоторых статей Федерального закона от 26 ноября 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" "Русал", а точнее ООО "ОК Русал Управление Инвестициями", на которое формально оформлен блок-пакет "Норильского никеля", получает доступ к информации, позарез нужной и Glencore, и сливающейся Xstrata. Как говорится, только бизнес, ничего личного. Да и о каком патриотизме может идти речь, когда на кону сотни миллионов долларов.
В таких случаях, как правило, подписывают специальное соглашение, ограничивающее доступ к внутренней информации
Остановимся на Законе "Об акционерных обществах" подробнее. Пункт 1 ст. 91 Закона гласит, что "к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества". Кроме того, согласно п.1 ст. 89 Закона, владелец блок-пакета может знакомиться с внутренними документами общества, документами бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, отчетами независимых оценщиков, уведомлениями о заключении акционерных соглашений, направленных обществу, а также списками лиц, заключивших такие соглашения, судебными актами по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем.
Как видно, спектр внутренней конфиденциальной информации чрезвычайно широк и способен оказать неоценимую помощь в конкурентной борьбе. Самое противоречивое в этой ситуации то, что действия ООО "ОК Русал Управление Инвестициями" (запросы о получении необходимой информации) будут абсолютно законными и основанными на статьях Федерального закона "Об акционерных обществах". Изменения же в этот закон, так необходимые в современных конкурентных условиях, на повестке дня Государственной Думы не стоят, хотя в зарубежном праве стороны в таких случаях, как правило, подписывают специальное соглашение, ограничивающее доступ к внутренней информации. Если, конечно, алюминиевый холдинг реально заинтересован в росте стоимости своих инвестиций.
Что может предпринять "Норильский никель" в условиях формирования нового сопоставимого по активам конкурента?
Прежде всего, выйти с предложением к "Русалу" о подписании упомянутого соглашения об ограничении доступа к внутренней информации, поскольку утечки могут происходить помимо воли руководства алюминиевого гиганта.
В случае если "Русал" не согласится на подписание такого соглашения (и, как следствие, распишется в явном переходе на сторону Glencore), необходимо обращаться напрямую в правительство, как известно, обладающее правом законодательной инициативы, с требованием о внесении изменений в Закон "Об акционерных обществах". Это важно, поскольку "Норильский никель" наполняет не только региональный бюджет Красноярского края, но и бюджет федеральный. Ведь теперь информация о деталях бизнеса "Норникеля" станет с помощью "Русала" ценным инсайдом для объединенных Glencore и Xstrata.
Слияние Glencore и Xstrata, на первый взгляд, не имеющее отношения к российской экономике, выдвигает новые задачи и перед правительством России. Причина в том, что не отреагировать на сделку M&A нельзя: "Норильский никель", если учитывать российских контрагентов - это сотни тысяч рабочих мест, миллиарды рублей налоговых и таможенных сборов, оплот освоения природных богатств России за Полярным кругом, и, в конечном итоге, престиж страны на мировой экономической арене. Вот почему российское правительство просто обязано помочь "Норильскому никелю" в изменившихся конъюнктурных условиях». Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор «Российская газета», 17 февраля 2012 года - Федеральный выпуск №5708 (35)
|