«Совет по правам человека при президенте РФ приступил к тщательной проверке фамилий из списка "политзаключенных и неправедно осужденных", переданном на этой неделе в Кремль организаторами митингов "За честные выборы", - сообщают «Аргументы.ру».
"Составлением этого списка занимались правозащитники, в том числе сотрудники центра "Мемориал" и Союза солидарности с политзаключенными", - сказала журналист и член оргкомитета митингов "За честные выборы" Ольга Романова».
«По словам председателя совета Михаила Федотова, "совет по правам человека при президенте приступил к изучению каждой фамилии в списке "политзаключенных и неправедно осужденных", переданном на этой неделе в Кремль организаторами митингов "За честные выборы", в резолюции которых значилось освобождение политзеков.
Некоторые члены совета выступили против передачи списка президенту до полной проверки попавших в него людей. Совет не решает вопроса о помиловании, однако может дать комментарии по поводу тех, кто представлен в списке», - заявил Михаил Федотов, - пишет «Независимая газета».
Некоторые фамилии из списка вызвали представителей оппозиции серьезные вопросы.
«С резким осуждением этой инициативы выступил лидер движения «Демократический выбор» Владимир Милов, полгода назад покинувший незарегистрированную Партию народной свободы (ПАРНАС), - сообщает интернет-газета «Взгляд». - Узнав состав списка постфактум, Милов заявил, что в него никак не должны были попасть люди с террористическим прошлым. Наибольшие сомнения у Милова вызывают Равиль Гумаров, Тимур Ишмуратов и Шайхутдинов Фанис, осужденные в 2006 году по обвинению в подрыве газопровода возле башкирского города Бугульма.
Ранее все трое уже были задержаны войсками США в Афганистане и содержались в тюрьме Гуантанамо, откуда были освобождены без предъявления обвинений. Также в этом списке оказалась и чеченка Зара Муртазалиева, осужденная в 2005 году на 8,5 лет лишения свободы. Она обвинялась в попытке устроить взрыв в торговом центре на Манежной площади и в попытке вовлечь в подготовку теракта двух русских девушек-мусульманок. Составители списка сочли доказательства их вины подтасованными.
«Я возмущен этим списком. Там есть, к примеру, трое талибов, которых американцы поймали в Афганистане. Они сидят за подрыв газопровода в России. Там есть Зара Муртазалиева, – заявил Милов газете «Взгляд». – Это грубейшая политическая ошибка. Люди, которые внесли этот список, очень серьезно подставили оппозицию».
Кстати, Глава Хельсинкской группы Людимла Алексеева призналась Газете «Взгляд», что список лишь успела прочесть, но в его подготовке участия не принимала, доверившись коллегам из других правозащитных организаций.
«"Я не считаю Михаила Ходорковского политзаключенным, и не всякий, осужденный за мошенничество, - политзек, - сообщил "Российской газете" лидер националистической колонны Владимир Тор. - Многие считают, что Тихонов и Хасис сидят по делу. Мне кажется, что их вина не доказана, а приговор был политически ангажированным. Лично моя позиция - страна нуждается в массовой амнистии... А что касается списков - Романова не волшебник, у которого монопольный ключ на построение списков. Списки несут в администрацию - хорошо, позже мы предоставим свой список".
Накануне в своем блоге Ольга Романова сообщила, что она, как и Владимир Путин, считает, что политзаключенных в России нет, "ибо нет статей "за политику", типа "Антисоветская агитация". Зато есть заведомо неправосудно осужденные по политическим мотивам". Она разделила всех осужденных страны на четыре группы - заведомо неправосудно осужденные по политическим и экономическим мотивам (первых всего около двухсот, вторых - около 100 000), неправосудно осужденные в связи с "палочной системой" (еще около 200 000) и настоящие, безусловные преступники (примерно полмиллиона)».
«Составлением этого списка занимались правозащитники, в том числе сотрудники центра «Мемориал» и Союза солидарности с политзаключенными, - заявила «Ведомостям» журналист и член оргкомитета митингов «За честные выборы» Ольга Романова.
Свой список передал организаторам митинга лидер националистов Александр Белов, в нем оказались полковник в отставке Владимир Квачков, осужденные по делу об убийстве Станислава Маркелова Никита Тихонов и Евгения Хасис. Но в окончательную версию списка они не попали — туда вошли только те, кого признали политзаключенными и другие организаторы.
«Дело Барановского я знаю и готова за него поручиться», — говорит Романова. Арест и уголовное преследование предпринимателя, по ее словам, связаны с его антикоррупционной деятельностью и разоблачением фактов нарушений закона чиновниками Московской области. Не случайно пострадавшим по делу Барановского проходит миллионер из списка Forbes, министр транспорта Московской области Петр Кацыв, а дело рассматривает судья Тверского суда Светлана Ухналева, включенная в «список Магнитского».
Федотов говорит, что уже исполнил функцию «почтальона»: список в установленном в администрации порядке еще в среду был направлен президенту. Однако это не препятствует исполнению другой функции совета — высказывать свое мнение. Совет не решает вопроса о помиловании, напоминает Федотов. Но может дать комментарии по поводу тех, кто представлен в списке.
Четкого определения понятия «политзаключенный» не существует, отмечает адвокат Юрий Гервис. В УК нет «политических» статей, поэтому при определении, кого считать узником совести, лучше полагаться на правозащитные общественные организации. Но остается вопрос, насколько уместно такое определение в отношении людей, пострадавших из-за экономических споров. Amnesty International отказалась признать Ходорковского узником совести, напоминает адвокат».
|