Руководство Богословского алюминиевого завода, вокруг которого в последние недели разворачивается громкий скандал, попыталось скрыть смерть сотрудника на производстве. О смерти Максима Хайруллина стало известно совершенно случайно - 26 ноября митинг протеста против закрытия электролизного цеха в Краснотурьинске начался с минуты молчания в память о погибшем. До этого руководство БАЗа скрывало факт гибели молодого рабочего.
«ЧП случилось в ночь на 25 ноября 2011 года. Как сообщили "Уралинформбюро" в пресс-службе СУ СКР по Свердловской области, 26-летний рабочий цеха дробления боксита Максим Хайруллин зашел за ограждение и упал на валики дробильного аппарата. Затянутый в дробилку, он получил многочисленные травмы, не совместимые с жизнью. Назначена судмедэкспертиза тела, опрашиваются представители предприятия. Следователям предстоит изучить производственную документацию, журналы проведения инструктажа, табели рабочего времени и другие документы. В частности, будет установлено, выписывался ли М.Хайруллину наряд на допуск к работам».
26 ноября к памятнику погибшим воинам локальных конфликтов в Краснотурьинске, собрались люди, обеспокоенные судьбой Богословского алюминиевого завода – жители думают, что, несмотря на все обещания администрации предприятия, деятельность завода будет прекращена. Впрочем, часть горожан отнеслись к проведению митинга с сомнением из-за его организаторов – местных активистов КПРФ. «Краснотурьинцы считают, что бороться за судьбу предприятия должны не политические партии в канун выборов, а профсоюзный комитет завода, написал «МК в Екатеринбурге».
«Профком все это время особой инициативы не проявлял. Единственный человек из профсоюзной верхушки завода, который пожелал сказать свое слово на митинге, – председатель профкома электролизного производства Вячеслав Немцов, отмечает газета. И именно Вячеслав Михайлович еще на первых этапах ликвидации первой площадки говорил о нужности этого мероприятия. Поддержки своих коллег Немцов, видимо, так и не дождался.
– Мне пофиг, какая партия нас поддержит, – говорил горожанам 26 ноября Вячеслав Михайлович. – Мне главное, чтобы завод стоял. Есть задание до президентских выборов отключить наше производство... Каждая ванна уже оценена... На каждой ванне по две тонны меди, помножьте на семь тысяч долларов (примерная цена за тонну меди – прим. ред.), вот и посчитай, сколько прибыли получит «Русал» при ликвидации первой площадки...
По словам Немцова, в себестоимости производимого в Краснотурьинске алюминия 200 долларов составляет содержание аппарата «Русала» и платежи по долгам. «Которые брали не для завода, – отметил лидер профкома электролизного производства БАЗа. – «Русал» ни копейки не вложил в развитие предприятия».
Тему долгов компании продолжил и другой выступающий Юрий Павлович Попов, Герой социалистического труда, член областного совета ветеранов металлургов и почетный металлург России. «Путин ручку у Дерипаски отобрал и миллиарды выделил на развитие, и где эти деньги? – возмущался Юрий Павлович. – Государство заявляет о модернизации производства, мы все прекрасно видим, как эта модернизация проводится».
Все выступающие на митинге критиковали политику «Русала» и государственных чиновников, с молчаливого согласия которых Краснотурьинск оказался в такой ситуации. Областные власти высказали свое мнение о ликвидации первой площадки электролизного производства в Краснотурьинске только после того, как процесс был запущен.
Электролизники говорят, что губернатор Александр Мишарин должен почтить своим присутствием Богословский алюминиевый завод уже на этой неделе. Городские же власти так совсем предпочитают держаться от этой проблемы в стороне.
– Почему на митинге не было Верхотурова (глава ГО Краснотурьинск – прим. ред.) и Кольцова (спикер краснотурьинской Думы – прим. ред.)? – возмущается электролизник первого корпуса. – Дедов ходил между людьми, а когда ему предложили выступить и сказать свое слово, как депутату Госдумы, совсем ушел. Наши власти не показали хоть какой-то заинтересованности в судьбе завода. Они только продемонстрировали нам свое равнодушие.
Досталось на митинге и заводскому профсоюзу. Присутствовавший, но не выступавший председатель профсоюза БАЗа Николай Прокофьев услышал о своей деятельности немало нелестных отзывов.
По подсчетам организаторов митинга, на мероприятие собралось около 1000 человек. Хотя еще перед началом митинга прошел слух, что руководство Богословского алюминиевого завода всех работников предупредило: если заметят кого-то на митинге – уволят...
– Митинг инициировала и проводила КПРФ. БАЗ был для представителей КПРФ лишь поводом заявить о себ, – считает официальный представитель ОК «РУСАЛ» по связям с общественностью в УрФО Роман Лукичев. – Электролизное производство, а тем более сам БАЗ, закрыт не будет. С уменьшением объемов производства на старой, первой промплощадке, будут наращиваться объемы на более эффективной 6-й серии. РУСАЛ развивает глиноземное производство на БАЗе, которое перерабатывает бокситы СУБРа. В ближайших планах – модернизация участка декомпозиции и строительство циклонно-вихревой печи кальцинации. Только в проект по строительству новой карты шламохранилища глиноземного производства в 2012 г. инвестируется более 150 млн рублей. Таким образом, часть сотрудников электролизного перейдет в глиноземное производство или на 6-ю серию.
Заявив о «части» сотрудников БАЗа, которые пока все-таки останутся на заводе, представитель РУСАЛа, вероятно, не погрешил против истины. Но что такое «часть», если, как сообщают источники «Вечерних Ведомостей», уже около 1000 сотрудников БАЗа, следуя различным «мотивациям» РУСАЛа, написало заявления об увольнении? Нетрудно предположить, что места на БАЗе хватит лишь на незначительное количество работников закрываемых производств.
Что же с председателем профсоюза БАЗа Николаем Прокофьевым, в чей адрес на митинге звучало немало упреков, связанных с понятием «предательство интересов трудящихся»? Вслед за официальным представителем РУСАЛа этот господин поспешил охарактеризовать прошедший митинг как «политический», списав все на желание коммунистов заработать дополнительный авторитет на «горячей теме». Со стороны такая реакция, честно говоря, выглядит странно. Во-первых, авторитет так и зарабатывается – на реальной помощи людям, которым трудно. Во-вторых, как уже говорилось выше, именно от профсоюза БАЗа трудящиеся ждали реальных действий в свою защиту. Но результата нет до сих пор.
– Очень много говорилось о том, что профсоюзы ничего не делают, – говорит в свою защиту Николай Прокофьев. – Хотя мы много что делаем. Я дважды встречался с Грединым, связывался с Мишариным, Путиным. И, возможно, если Путин даст добро, то «Русал» начнет проектировать строительство нового производства на БАЗе. Мэр города не занимается ситуацией на БАЗе, руководство области на мои запросы не отвечает… Что касается Немцова, который выступал на митинге, он на совместной комиссии отмалчивается, а потом все выносит в общество.
Этот митинг произошел не вовремя. Мы и так сделали льготы для работников и пенсионеров. У нас было семь заседаний совместной комиссии с руководством завода. Что люди просят – мы все делаем. Мы не ожидали, что начнется такое паломничество с завода. Люди сами уходят, никто на них не давит…
Мы «не ожидали»? Вот так ответ! «Паломничество» с завода уже действительно началось. И около тысячи пожелавших уволиться – это еще, возможно, не предел. Факты давления на работников пусть ищет следствие, если сочтет нужным. Но сегодняшняя заинтересованность «Русала» в увольнении значительного числа сотрудников БАЗа очевидна. Иначе работников не склоняли бы к написанию заявления обещаниями помощи в погашении потребительских кредитов и выплаты нескольких месячных зарплат.
Причины, по которым значительное число бывших БАЗовцев выбрало эти скромные «отступные», наверняка у каждого свои. Но общее тут одно – многие свердловские металлурги уже давно устали работать под жестким контролем «Русала». Устали оплакивать былые социальные льготы, которых в объединенной компании уже нет. Устали годами ждать обещанного. Устали биться головой о непрошибаемую стену русаловской корпоративной политики. И сегодня в благополучное разрешение кризиса на БАЗе они, вероятно, уже не верят», пишет газета.
Трудно передать, как ждали люди в Краснотурьинске губернатора Мишарина. Его жесткая позиция по поводу хозяйственной деятельности «Русала» нашла в широких массах заводчан самую искреннюю поддержку. Но увидеть губернатора краснотурьинцам по понятным причинам не суждено.
«Кортеж губернатора Свердловской области Александра Мишарина в четверг вечером попал в ДТП на 194-м км трассы Екатеринбург–Серов. После проведенной операции, его ввели в медикаментозную кому и подключили к искусственной вентиляции легких. По словам врачей, его состояние ухудшилось. По информации Life News, губернатор проведет в больнице не меньше трех месяцев», написали «Известия» .
«Губернатор Свердловской области Александр Мишарин посетит северные города вверенного ему региона: Краснотурьинск и Североуральск, сообщало еще несколько дней назад агентство «URA.Ru», поездка высшего должностного лица субъекта Федерации запланирована на 1 декабря. Уже несколько недель, напоминает информагентство, в Краснотурьинске бурно обсуждается сокращение электролизного производства на градообразующем Богословском алюминиевом заводе. В отношениях между представителями коллектива и руководством БАЗа (входящего в «ОК «Русал») уже было заключено соглашение о согласовании планов по сокращению персонала, был и срыв его реализации, досрочное закрытие части производства. Александр Мишарин отреагировал на него резкой критикой качества управления алюминиевого дивизиона «Русала» на Урале. По данным «URA.Ru», коллектив завода обратился к вице-спикеру облдумы Анатолию Сухову с просьбой стать их официальным представителем на переговорах с руководством завода, акционерами и руководством области. По словам Сухова, уже удалось защитить рабочих, готовых добровольно покинуть предприятие, – им выплачиваются «хорошие компенсации». Впрочем, подчеркивает вице-спикер, проблема не решена и параллельно идут переговоры по удешевлению электроэнергии для электролизного производства. Есть несколько проектов постановлений правительства Свердловской области, но окончательно вопрос не решен – визит губернатора 1 декабря должен стать для местных жителей или подарком, или вновь разжечь социальный конфликт».
Как сообщило агентство «Новый Регион», «ОК «Русал» направил в Свердловскую область проект соглашения о сотрудничестве с региональными властями. Холдинг согласен сохранить на Среднем Урале производство, но взамен требует от местных властей невероятных преференций: снижения тарифов на электричество. Региональные власти также хотят от алюминщиков гарантий, но те не согласны идти навстречу.
В конфликте между РУСАЛом и властями Свердловской области по поводу закрытия производства на «Богословском алюминиевом заводе», возможно, наметился выход. Поводом для изменения ситуации стала жалоба губернатора Александра Мишарина президенту РФ на действия «Русала», который хочет остановить градообразующее предприятие в городе Краснотурьинске. Глава региона рассказал об этом Дмитрию Медведеву в ходе визита президента в Екатеринбург 28 ноября. Губернатор указал, что РУСАЛ уделяет недостаточно внимания развитию производства на Среднем Урале, и предложил создать в регионе алюминиевый кластер и рассмотреть этот вопрос на президентской комиссии по модернизации.
Личное обращение к Медведеву заставило «Русал» резко сменить тактику. Если до этого холдинг публично обвинял свердловские власти в бездействии и резко высказался в адрес министра промышленности Александра Петрова, то теперь решил договариваться.
По данным агентства, накануне в свердловский «Белый дом» пришел проект соглашения с властями. Но после того как документ был изучен чиновниками правительства, выяснилось, что он невыгоден для Свердловской области. В ответ чиновники выслали РУСАЛу собственные правки – они конкретизировали меры ответственности промышленников.
Однако в алюминиевой компании эти предложения рассмотреть отказались, сообщил «Новому Региону» источник в правительстве. ««Русал» категорически не согласен с правками, которые внесли в текст соглашения в правительстве. В обновленной редакции они отказываются подписывать документ, настаивая на своих условиях. Однако заключать соглашение на невыгодных условиях область не будет. Фактически, холдинг не берет на себя никаких обязательств, зато от региона требуют предоставления льгот и выполнения множество условий», – пояснил «Новому Региону» источник в свердловском правительстве».
Cоглашение между «Русалом» и губернатором Александром Мишариным должно было быть подписано до выборов в Госдуму. Однако теперь никто не сможет сказать, когда оно будет подписано и будет ли подписано вообще.
|