После падения СССР бывшие советские люди лишились четких и ясных ориентиров в жизни – перестали понимать, что правильно, а что нет. «Моральный кодекс строителя коммунизма» в одночасье сменился старой горской мудростью: мужчина должен иметь деньги, а где он их взял – неважно - и самыми успешными людьми сделались бородатые чеченцы с «большими черными пистолетами». И поскольку «правда» (в которой сила) исчезла, жители новой России бросились обогащаться – любыми средствами, любой ценой. И захватил этот психоз это не только обнищавших бывших бухгалтеров и инженеров, но и людей вполне успешных, не бедных, тех, кто и при Советском союзе мог позволить себе «мерседес» и антиквариат. Особо беззащитной на рыночных тропах оказалась творческая интеллигенция, из «мира грез» шагнувшая прямо на стрелки и разборки.
Позже помешательство схлынуло. Невидимая, но очень болезненная «рука рынка» жестко отсортировала тех, кто «право имеет», от тех, кто «возомнил о себе». «Возомнившие» писатели, художники и актеры оказались в психушках, тюрьмах, под забором и на кладбищах. Те, кто отделался легким испугом, «охладели ко всем этим историям». Но прошлое не всегда так легко уходит. Даже если ты к нему охладел.
Сегодня Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы рассмотрит жалобу Торгового дома гильдии кинорежиссеров «Форум XXI век» на отказ в иске к правительству Москвы. Торговый дом гильдии кинорежиссеров хотел взыскать с московских властей ни много, ни мало – 760, 128 миллиона рублей из-за срыва строительства элитного жилого комплекса в Центре Москвы – прямо напротив Храма Христа Спасителя. Как сообщает РИА Новости, 19 сентября Арбитражный суд Москвы отклонил иск разгневанных кинорежиссеров, сочтя, что они в своих бедах сами виноваты – кинорежиссерская элитка на многие годы превратилась в типичный московский долгострой.
Как утверждал представитель торгового дома гильдии кинорежиссеров, во исполнение постановлений правительства Москвы «Форум XXI век» понес расходы на предпроектную подготовку и строительство объектов. Четыре года спустя мэрия данные постановления отменила по представлению прокуратуры города Москвы. В состав убытков, по мнению истца, входят также проценты по обслуживанию кредита, привлеченного в казахстанском Казкоммерцбанке.
Действительно для строительства торговый дом взял у Казкоммерцбанка кредит на 70 с половиной миллионов долларов, из которого успел получить около 20 миллионов долларов. Проценты, которые банк продолжает начислять по кредиту, на момент подачи иска составили около 169 миллионов рублей. Кроме того, представитель кинорежиссеров требовал взыскать 471 миллион рублей прочих убытков и 120 миллионов рублей упущенной из-за срыва проекта выгоды.
Со своей стороны представитель правительства Москвы в суде никакой вины за мэрией не признал. По его словам, по иску торгового дома гильдии кинорежиссеров уже истек срок исковой давности – ведь договор на аренду земельного участка в Саймоновском переулке Президиум Высшего арбитражного суда признал законным в 2006 году, а расторжение второго договора аренды суд признал в сентябре 2007 года. По мнению столичного чиновника, расходы, которые якобы понес торговый дом кинорежиссеров, никак не подкреплены документально. Помимо этого, «истец не доказал причинно-следственную связь между действиями правительства и понесенными им убытками, а также размер самих убытков», а у самого истца не было разрешительной документации на строительство объектов, без чего начинать тратиться, по крайней мере не благоразумно.
Представитель ТД «Форум XXI век» не сдавался и попробовал перейти в контратаку. По его мнению, срок исковой давности, следует исчислять с момента появления акта Контрольно-ревизионного управления столичной мэрии в 2008 году. Тогда КРУ признало у «Форума» обоснованными убытки в размере около 231 миллиона рублей. До этого компания не прибегала к судебному разбирательству, а пыталась урегулировать проблему путем переговоров с правительством Москвы. После появления акта с заниженной, по ее мнению, оценкой убытков ТД «Форум XXI век» посчитал свои права нарушенными и обратился в суд с данным иском, требуя взыскать с мэрии убытки в размере 760,128 млн руб., в том числе 471,024 млн руб. ущерба, 169, 104 млн руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и 120 млн руб. упущенной выгоды.
«Торговый дом Гильдии кинорежиссеров «Форум-XXI век» был создан в 1992 году. Одним из учредителей торгового дома выступил известный театральный режиссер Марк Захаров, чья доля в обществе на тот момент составляла 20 процентов. «Известия» подняли пыльные подшивки протоколов и писем и попытались восстановить историю создания Торгового дома гильдии Кинорежиссеров «Форум XXI век». (См. ниже)
«Форум XXI век» начинал свою деятельность изящно и по киношному эффектно - с обращений к первым лицам государства о необходимости помочь деятелям культуры и сохранению самой культуры. Под обращениями стояли подписи учредителя «Форума XXI век» Мака Захарова, президента Гильдии кинорежиссеров России Марлена Хуциева, Микаэл Таривердиева, Саввы Кулиша, автора «Ассы» Сергея Соловьева и других. На дворе шел 1992 год, Гайдар отпустил цены, а коммунисты уже выводили на улицы голодные многотысячные колонны и требовали отдать «Банду Ельцина под суд!» Власти нужна была поддержка кинутой ею творческой интеллигенции, и ради открытых писем в свою поддержку и публичных «призывов к расстрелам» она готова была на помпезные, но ничего не значащие подачки. У «создателей грез» далеко не все получалось. Приходилось много улыбаться и кланяться, и не обижаться на обещания, которые на следующее утро не стоили ничего. Однако удача (как им тогда казалось) улыбнулась в конце концов и Гильдии кинорежиссеров. Руководству «Форума XXI век» удалось-таки расположить к себе ответственных столичных чиновников – настолько, что в 2000 году мэрия Москвы приняла постановление о реализации силами «Форума XXI век» инвестконтрактов на строительство центра искусств на улице Пресненский Вал и гостиничного комплекса в Соймоновском проезде напротив Храма Христа Спасителя. Позже вместо гостиницы решили построить элитный жилой комплекс на 90 квартир с подземным паркингом. Власти Москвы выделили торговому дому два вышеозначенных участка в центре города и заключили с ним договора аренды на 49 лет. Казалось бы – строй не хочу.
Однако, как водится, в деле начались нестыковки, и весьма серьезные. Оказалось, что земля под стройку кинорежиссеров занята и не кем-нибудь, а академиками РАН.
Конфликт вокруг участка в Соймоновском проезде начался в 2001 году. Столичные власти, считавшие участок своим, отдали его под застройку Гильдии кинорежиссеров РФ, возглавляемой в то время Марком Захаровым. Договор аренды был заключен с ООО "Торговый дом Гильдии кинорежиссеров "Форум-XXI век"", собиравшимся строить Центр искусств с гостиничным комплексом и казино. Однако, вопреки убеждению столичных чиновников, участок оказался отнюдь не пустырем – на нем расположены восемь теннисных кортов спортивной базы Центрального дома ученых РАН, построенной еще в 1952 году. Ученые участок освобождать отказались, сославшись на то, что корты являются собственностью РАН и расположены на федеральной, а не на московской земле. После такого поворота сюжета, московская прокуратура предписала мэрии приостановить разрешение на строительство для ТД кинорежиссеров до выяснения принадлежности земли. С 2005 года по поводу этого участка прошел не один суд. Суды вставали то на сторону мэрии, то на сторону РАН, пока Девятый арбитражный апелляционный суд признал право Центрального дома ученых РАН на земельный участок в районе Золотой мили в центре Москвы.
Ко всем напастям, в истории появился еще и уголовный оттенок. В сентябре 2009 года Тверской суд Москвы посадил на пять лет гендиректора Торгового дома кинорежиссеров «Форум ХХI век» Василия Алюшина и его сына Павла, работавшего у папы заместителем. Как писал об этом тогда «Коммерсант», следствие выяснило, что «вступив в преступный сговор, направленный на хищение средств", гендиректор ООО "Торговый дом гильдии кинорежиссеров «Форум XXI век» Василий Алюшин и его сын и заместитель Павел через своих знакомых в Казахстане вышли в 2004 году на руководство местного Казкоммерцбанка с заманчивым инвестпроектом – вложить деньги в строительство двух элитных объектов в самом центре Москвы».
Казахским банкирам предложение очень понравилось. Особенно их впечатлили тот факт, что одним из учредителей и совладельцев ТД «Форум XXI век» был худрук театра "Ленком" и режиссер популярных телефильмов Марк Захаров, а одним из акционеров - Гильдия кинорежиссеров России, президентом которой был не менее уважаемый в Казахстане советский кинорежиссер Марлен Хуциев.
28 апреля 2004 года торговый дом и банк подписали кредитное соглашение, согласно которому под личное поручительство гендиректора "Форума" и залог контрольного пакета акций самого ТД банк выделял кредитную линию на 76,5 млн. долларов. Еще 1 обязалось выделить дочернее предприятие казахского банка в Москве – Москоммерцбанк. В нем ТД кинорежиссеров и открыл свои счета.
Затем казахские инвесторы перечислили на валютный счет торгового дома первый транш — 22,3 млн долларов. Эти деньги выделялись под 12% годовых с поквартальной отчетностью в их расходовании. Также по настоянию банка в торговом доме появился и свой «смотрящий» - новый финансовый директор, который должен был следить за расходами "Форума". Как установил суд, казачок оказался действительно «засланным» и спустя несколько месяцев гендиректор ТД Василий Алюшин запретил охране пускать его в офис.
А в начале 2005 года инвесторы обнаружили, что первый транш кредита уже потрачен, а строительство в центре Москвы так и нее началось. Доброхоты тут же сообщили казахским банкирам, что у торгового дома нет подписанного с московскими властями инвестиционного контракта, без которого строить в Москве не решается даже строительный олигарх Полонский, а участки под стройку не отдает Российская академия наук. Казахи забили тревогу – обратились в арбитражный суд и правоохранительные органы.
Суд признал, что половина казахских денег и средств отец и сын Алюшины потратили на погашение прежних долгов торгового дома кинематографистов. Другую часть - более 199,6 млн руб. они перечислили по фиктивным договорам на счета фирм-однодневок ООО "Аквинт", ООО "Вишера", ООО "Грандис-строй" и обналичили. После чего деньги исчезли. Из денег казахского кредита оплачивалась также личная охрана Василия Алюшина ЧОПом "Вымпел-Щит", что составило 1,2 млн руб., еще 1,5 млн руб. было перечислено за консультационные услуги, которые суд посчитал сомнительными. Согласно акту проверки, непосредственно на строительство жилого комплекса руководство торгового дома потратил 211,3 тыс. рублей., большая часть которых ушли на арендные платежи за землю.
Адвокат обвиняемых Юрий Сорокин пытался доказать суду, что следствие не представило убедительных доказательств, что его клиенты не преступники, а жертвы рейдерского захвата торгового дома кинорежиссеров и его земельных участков.
Как позже писал в своем блоге другой адвокат Алюшиных Виктор Хроменко, «сами банки получили в обеспечение кредита право аренды земельного участка, которое с лихвой покрывало стоимость выделенного кредита. В итоге банки с привлечением специалистов юридической корпорации «Русич» завладели фирмой, возглавляемой Василием Алюшиным, то есть сотрудник банка Р. Утегулов стал вместо В.П. Алюшина генеральным директором ООО «Торговый дом Гильдии кинорежиссеров «Форму 21 век». Само заявление о возбуждении уголовного дела в отношении Василия Алюшина писал от имени банка-инвестора адвокат Рубен Маркарьян, руководитель той самой юридической корпорации «Русич», которая, защищая интересы московских чиновников, в 2006 году организовал «десант» на лодках из нескольких человек в гольф-клуб, принадлежащий «ООО СП «Консорциум». А чем примечательно ООО СП «Консорциум»? Да очень просто: оно имеет «вкусных» 55 га земли в Крылатском, которые, выражаясь фигуральным языком, приглянулись влиятельным особам из правительства Москвы и аффинированным с ними бизнесменам».
Суд, однако, доводам адвоката не внял. И правильно. Устанавливать, кто кого кинул и кто чья жертва – дело следствия. А вот почему следствие не приняло к сведению эту версию происшедшего, не входит в задачи суда. Об этом лучше спрашивать следователей и их начальство.
Свидетелями на суде пришлось выступить и Марку Захарову и Марлену Хуциеву. Марк Захаров, в частности, заявил: «Я давно охладел ко всей этой истории, но думаю, что там скорее была халатность и непрофессионализм нашего гендиректора. Преступного умысла в его действиях я не вижу». Знаменитый режиссер заявил, что «потерпевшим себя в этой истории не считает». Но, возможно, это было сказано вовсе не суду. Ведь если на момент создания торгового дома Марк Захаров располагал пакетом в 20% его акций, то на момент суда этот пакет усох до 5%. По некоторым данным, после смены руководства у торгового дома у режиссера фильмов «Тот самый Мюнхгаузен» и «Дом, который построил Свифт» не осталось уже ничего.
Марк Захаров прославился первой театральной рок-оперой Советского Союза «Юнона» и «Авось» на музыку Алексея Рыбникова, впервые показанной в 1983 году на гастролях в Париже. Николай Караченцов, сыгравший в спектакле главную роль, стал супер-звездой. Однако широкой публике он больше известен как режиссер необычных для советского телевидения фильмов – «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона». Благодаря этим картинам Олег Янковский и Александр Абдулов стали звездами всесоюзного масштаба. В годы перестройки Захаров в эфире телепрограммы «Взгляд» заявил о своем выходе из КПСС и изорвал партбилет. И, будете смеяться, ему ничего за это не было. Московский театр имени Ленинского комсомола, ныне переименованный в «Театр «Ленком», который Марк Захаров возглавил в 1973 году, остается одним из самых популярных театров России.
Кинорежиссер Марлен Хуциев стал звездой хрущевской «оттепели». В те годы он прославился фильмами «Весна на Заречной улице» и «Застава Ильича». В последнем фильме он снял ставших впоследствии широко известными режиссерами и сценаристами Наталию Рязанцеву, Александра Митту, Андрея Кончаловского и Андрея Тарковского. Знаковым кинокритики называли включенный в фильм вечер в зале Политехнического музея, на котором выступали молодые поэты Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадуллина, Булат Окуджава и Роберт Рождественский. Однако фильм раскритиковал генсек ЦК КПСС Никита Хрущев, он был подвергнут партийной цензуре и вышел в прокат под названием «Мне двадцать лет». Следующий фильм «Июльский дождь», повествующий о том, как вдохновленная идеями оттепели молодежь, столкнувшись с реалиями «взрослой жизни», предает идеалы юности, фактически привел режиссера к «запрету на профессию» - следующие фильмы (если не считать картину про Великую Отечественную войну «Был месяц май»(1970)) он смог снять только в средине 80-х годов.
Помимо этого Марлен Хуциев известен и тем, что возглавил оппозицию Никите Михалкову на скандальном чрезвычайном съезде кинематографистов в марте 2009 года, и альтернативный съезд даже избрал его председателем СК РФ. Позднее Пресненский суд Москвы признал альтернативный съезд кинематографистов и все принятые на нем решения нелигитимными.
Теперь Марк Захаров и Марлен Хуциев известны не только как прекрасные режиссеры, но и как неудачливые бизнесмены, пострадавшие от казахских банкиров и навсегда связанные со скандальным торговым домов «Форум XXI век» и сидящими за мошенничество отцом и сыном Алюшиными».
Максим Котинец, FLB
«Известия» подняли старые подшивки и попытались восстановить историю создания Торгового дома гильдии Кинорежиссеров «Форум XXI век».
Дом, который не построил Союз
«Криминогенная ситуация в России покатилась обратно к провалу 90-х. У рядового обывателя возросли шансы быть ограбленным в подъезде или на улице, у бизнесмена - оказаться расстрелянным за долги. А всякому владельцу более или менее прочной лубяной избушки грозит рейдерский наезд со стороны лиц, чье благосостояние подтаяло на кризисном припеке Дом, который не построил Союз
СК России стал обладателем земли у храма Христа Спасителя. Но удержать ее не смог (фото: Сергей Шахиджанян)
Криминогенная ситуация в России покатилась обратно к провалу 90-х. У рядового обывателя возросли шансы быть ограбленным в подъезде или на улице, у бизнесмена - оказаться расстрелянным за долги. А всякому владельцу более или менее прочной лубяной избушки грозит рейдерский наезд со стороны лиц, чье благосостояние подтаяло на кризисном припеке.
Нынешние "санитары леса" начали с пожирания слабых - то бишь интеллигенции.
Первой творческой организацией, едва не попавшей под удар рейдеров (точнее - вовремя выведенной из-под удара), оказался Союз кинематографистов России. Теперь - зная, сколь сомнительной репутации силы стояли за вождями декабрьской "оранжевой революции" 2008-го, - можно с уверенностью констатировать: СК чудом не лишился своих активов - прежде всего недвижимости.
Чтобы пояснить простую схему обмана творческих деятелей - тех, что сами рады обманываться (а порой и обводить вокруг пальца собственных коллег), "Известия" публикуют сенсационную подборку документов, предоставленную нам имущественной комиссией СК РФ. Начиналась эта история с больших надежд, а закончилась спустя 13 лет позорным пшиком.
... Итак, на дворе - начало 90-х. Распалась советская империя, вместе с ней рухнуло важнейшее из имперских искусств. Кинопроката в стране толком нет. Снимать фильмы - не на что, да и бессмысленно. Однако определенной компенсацией можно считать соблазны рынка...
24 марта 1992 г.
Протокол N 1 учредительного собрания товарищества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Гильдии кинорежиссеров "Форум-XXI".
Присутствовали 27 юридических лиц, 123 физических лица. Всего - 150. За создание Торгового дома проголосовали 150, против - 0, воздержавшихся - 0. Избран Совет директоров в составе 21 человека: Борис Головня, Владимир Довгань, Анатолий Дегтярев, Марк Захаров, Самарий Зеликин, Владимир Коновалов, Валерий Кремнев, Валерий Лонской, Микаэл Таривердиев, Савва Кулиш, Марлен Хуциев...
19 мая 1992 г.
Постановление рабочего секретариата СК РФ.
Пункт 5. Включить в реестр организаций, учрежденных СК РФ, товарищество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Форум-XXI".
Председателем Союза на тот момент был Сергей Соловьев.
14 октября 1992 г.
Обращение к мэру Москвы Юрию Лужкову.
Торговый дом Гильдии кинорежиссеров Союза кинематографистов создан с целью использовать коммерцию для жизнеобеспечения отечественной культуры, с целью ее сохранить, упрочить ее ценности.
Власть знает: перед вышеупомянутой культурой она провинилась. Былые властители сердец и дум вот-вот будут ввергнуты в нищету. Начинаются разовые аттракционы неслыханной щедрости. В 1993-м президент Ельцин отдаст погорельцам из Дома актера здание бывшего Министерства культуры СССР на Арбате. Для кинематографистов тоже подыскивают достойный кусок московской земли.
19 июля 1994 г.
Президент Гильдии кинорежиссеров и председатель Совета директоров ТД "Форум-XXI" народный артист России Марлен Хуциев и генеральный директор ТД "Форум-XXI" Владимир Коновалов (режиссер-документалист) обращаются к первому зампреду Москомзема Сергею Мельниченко:
Уважаемый Сергей Порфирьевич!
Гильдия кинорежиссеров СК через созданную на базе вступительных взносов коммерческую структуру "Форум-XXI" просит вынести на комиссию правительства Москвы по землепользованию и градостроительству вопрос о предоставлении земельного участка под строительство Московского Центра искусств...
29 августа 1994 г.
Префекту ЦАО Александру Музыкантскому.
Центр искусств включает в себя киновидеостудию и персональные студии мастеров, выставочный зал, типографию, ресторан, магазин, офисные помещения Гильдии режиссеров...
Иначе говоря: Гильдии надоело жить в "коммуналке". Она готовится съехать на новую квартиру.
1995 г.
Бланк ТОО Гильдии кинорежиссеров "Форум-XXI". Под шапкой "Союз кинематографистов России".
Вниманию предпринимателей!
Уважаемые господа! Гильдия кинорежиссеров и ее коммерческая структура ТОО "Форум-XXI" получили разрешение правительства Москвы на землеотвод по адресу: Москва, ул. Остоженка, д. 2-4, Пречистенка, 1-3... Мы предлагаем вам на базе этого участка создать совместное предприятие для строительства ваших и наших помещений... Подробности по адресу: ул. Васильевская, 13, комн. 25.
Острое желание съехать из Дома кино не мешает пока использовать здание на Васильевской как штаб. Кстати, разрешение на землеотвод отсутствует. Его нет в природе: вариант с Пречистенкой вообще не пройдет - впрочем, замена окажется более чем равноценной. Но поиски инвестора уже ведутся, и вот среди действующих лиц появляется новый персонаж...
04 октября 1996 г.
Общее собрание учредителей ТД "Форум-XXI".
1. Слушали: отчет гендиректора Коновалова о ходе работ по созданию Центра искусств. Выступили: Хуциев М.М., Фрунтов Р.Ю., Пучинян С.Ф. ... Постановили: отчет принять к сведению.
2. Слушали: инвестора по проектированию и строительству Центра искусств Алюшина Василия Павловича. Выступили: Хуциев М.М., Фрунтов Р.Ю., Пучинян С.Ф., Коновалов В.Ф. ... Постановили: выступление принять к сведению.
3. Слушали: заявление Алюшина В.П. о включении его в состав учредителей. Постановили: включить Алюшина В.П. в состав учредителей с внесением изменений в устав и учредительный договор...
От той же даты два приложения: Учредительный договор и Устав товарищества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Гильдии кинорежиссеров "Форум-XXI", завизированные генеральным директором ТД Владимиром Коноваловым. Всего 106 учредителей. Под N 6 - Алюшин Василий Павлович.
Бизнесмен Алюшин прибыл в Москву из Казахстана. На собрание учредителей его привел Коновалов. Проблема в том, что за три недели до коллективного одобрения гендиректор ТД и его новый знакомый Алюшин уже заключили:
Договор от 11 сентября 1996 г.
Между ТОО "Торговый дом "Форум-XXI" в лице Коновалова и гражданином РФ Алюшиным В.П.
Предмет договора: сотрудничество сторон по реализации программы по созданию в городе Москве Центра искусств по адресу: Пречистенка, д. 1 - Остоженка, д. 2.
Пункт 2.3. ТОО обязуется принять в состав учредителей Алюшина В.П., доля которого в уставном капитале составит 75% после внесения им взноса в сумме 9 256 000 рублей; ввести Алюшина в Совет директоров...
Пункт 2.4. В течение 7 дней после принятия правительством Москвы постановления о землеотводе Алюшин В.П. обязуется погасить задолженность ТОО "Торговый дом "Форум-XXI" перед госбюджетами и фондами в размере 12 млн рублей, а также - перед СК РФ за эксплуатацию помещений в сумме 9 млн рублей...
Спрашиваю зампреда имущественной комиссии Союза Римму Беляковскую: "Есть документы, подтверждающие оплату?". "Нет", - отвечает она.
В договоре наличествует еще пункт 2.2: "Взаимодействие с третьими лицами одной из сторон, касающееся предмета договора, допускается только с согласия другой стороны". Третьи лица, то бишь сотня кинематографистов, уверенных, что принять или не принять г-на Алюшина в число учредителей - их законная прерогатива, лишь спросили незнакомца с наивной благожелательностью: "Вы нас не обманете?". Так Манилов интересовался у Чичикова: "Не будет ли это предприятие или, чтоб еще более, так сказать, выразиться, негоция, несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?". Чичиков его успокоил.
8 октября 1998 г.
Уважаемый Юрий Михайлович!
...Вы дали указание главному архитектору Москвы А.В. Кузьмину подыскать дополнительный участок для строительства коммерческой части Центра искусств, средства от деятельности которого пойдут на строительство и дотирование Центра. Это поручение было выполнено. Предложенный участок находится на Соймоновском проезде, вл. 3...
Просим Вас рассмотреть эти наши предложения и... освободить Гильдию кинорежиссеров от платы за право аренды земельного участка по Соймоновскому проезду, вл. 3.
Подписи: Владимир Коновалов, Марлен Хуциев, Марк Захаров, Савва Кулиш.
04 ноября 1998 года произведена перерегистрация ТД "Форум-XXI". Регистрационный номер 11060. В графе "ФИО руководителя" значится: Коновалов В.Ф. Количество юридических лиц - учредителей: 2. Количество физических лиц - учредителей: 104. Как говорится, все еще живы...
18 ноября 1998 года. Бланк правительства Москвы.
Решение о предоставлении Союзу кинематографистов России в долгосрочную аренду земельного участка по адресу: Соймоновский проезд, вл. 3, без оплаты стоимости права на заключение договора аренды земли под строительство коммерческой части Центра искусств...
Подпись: Владимир Ресин.
05 ноября 1999 г. Бланк СК России.
Уважаемый Юрий Михайлович!
...Главной задачей коммерческой деятельности Центра искусств является финансовая поддержка отечественных кинорежиссеров, которые в настоящее время находятся в тяжелом материальном положении, а также дотирование деятельности Центра искусств... Просим Вас предоставить ТОО "Торговый дом Гильдии кинорежиссеров "Форум-XXI" право на 100% владение зданием коммерческой части Центра искусств...
1999 г. Бланк СК. И.о. президента Российской академии наук Лаверову Н.П.
Уважаемый Николай Павлович!
Решением мэра Москвы ТОО "Торговый дом "Форум-XXI" передан земельный участок... включающий также территорию открытых кортов Российской академии наук... В качестве компенсации ТОО построит "под ключ" за свой счет теннисный городок по адресу: ул. Косыгина, д. 2, на территории Института физических проблем...
01 февраля 2000 года.
От Владимира Ресина - Юрию Лужкову.
В соответствии с Вашим поручением о предоставлении земельного участка по Соймоновскому проезду, вл. 3 ТОО "Торговый дом Гильдии кинорежиссеров "Форум-XXI" под строительство коммерческойчасти Центра искусств подготовлен проект постановления... Данным проектом предусматривается предоставление земельного участка площадью 0,66 га на условиях аренды сроком на 49 лет... ТОО "Форум-XXI" предусмотрена передача 100% права собственности на здание. В настоящее время ТОО "Торговый дом Гильдии кинорежиссеров "Форум-XXI" обратилось с предложением включить в данный проект также предоставление земельного участка под некоммерческуючасть Центра искусств... Учитывая изложенное, прошу Вас продлить срок исполнения поручения...
18 апреля 2000 года.
Постановление правительства Москвы "О строительстве Центра искусств по Пресненскому валу, вл. 1/2, и его коммерческой части - гостиничного комплекса - по Соймоновскому пр., вл. 3".
Предоставить ТОО "Торговый дом Гильдии кинорежиссеров "Форум-XXI век" в пользование на условиях аренды на 49 лет земельные участки: по Пресненскому валу, вл. 1/2, площадью 0,7 га... и по Соймоновскому проезду, вл. 3...
А ну, кто наблюдательный? Кто в детстве хорошо играл в угадайки типа "Найди отличия" и сразу уловил разницу между "Форум-XXI" и "Форум-XXI век"? Всего-то три лишние буквы, но в трехбуквенных сочетаниях у русских часто заложен глубинный смысл. Это совсем другая организация. Когда же она возникла?
А чуть более чем за месяц до постановления о выдаче земли. 9 марта 2000-го. Регистрационный номер 097439. ФИО руководителя: Алюшин Василий Павлович. Количество ЮЛ-учредителей: 0. Количество ФЛ-учредителей: 1. Процент взноса: 100. Адрес регистрации: Рублевское шоссе, д. 24...
20 июня 2000 года.
Бланк (вы не поверите!) Союза кинематографистов России. Зампреду Москомархитектуры.
Просим разработать исходно-разрешительную документацию на строительство гостиничного комплекса на земельном участке по Соймоновскому проезду, вл. 3. Оплату гарантируем.
Подпись: генеральный директор ООО "Форум-XXI век" В.П. Алюшин.
23 июня просьба Алюшина двинулась в работу. Московские чиновники - маниловы похлеще кинематографистов решают: "Разработать ИРД с градостроительным обоснованием размещения проекта".
В графе "Заявитель" значится Союз кинематографистов России. Однако из самого Союза, точнее - из Гильдии кинорежиссеров, у которой нахально уводят кусок земли рядом с храмом Христа Спасителя, не доносится криков: "Караул!". Никто не забрасывает жалобами милицию и прокуратуру. Тишина.
3 февраля 2001 года "Его превосходительству мэру Москвы Ю.М. Лужкову" поступило письмо от Патриарха Алексия II. ...Обращаюсь к Вам в связи с глубокой озабоченностью ситуацией, складывающейся в непосредственной близости от храма Христа Спасителя... Совершенно неожиданным для нас оказалось, что указанная территория будет застроена гостиничным комплексом, который... практически полностью заслонит собой выдающийся памятник архитектуры XVII века - церковь Пророка Илии во 2-м Обыденском переулке...
28 августа 2001 года заключается договор долгосрочной аренды земельного участка между Московским земельным комитетом и ООО "Форум-XXI век" в лице гендиректора Алюшина В.П. ...
10 февраля 2004 года. Постановление правительства Москвы N 62-ПП.
Участок по Пресненскому валу увеличивается до 0,79 га - "под строительство и дальнейшую эксплуатацию Центра искусств с гостиничным комплексом общей площадью 100 000 кв. метров". Участок по Соймоновскому проезду разросся без малого до гектара, и назначение его изменилось: "Под строительство жилого комплекса общей площадью 48 500 кв. метров, в том числе общей площадью наземной части - 31 800 кв. метров и подземной части - 16 695 кв. метров, включая автостоянку".
Для сравнения: площадь Дома кино на Васильевской улице составляет 9400 кв. метров...
Первый объект, то есть Центр искусств, передается в собственность "Торгового дома Гильдии кинорежиссеров "Форум-XXI век" на 80 процентов (остальное отходит городу), объект второй, то бишь жилой дом, - в собственность стопроцентную.
Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) от 16 марта 2004 года.
ООО "Торговый дом Гильдии кинорежиссеров "Форум-XXI век". Регистрационный номер 1027739911506. Количество учредителей - юридических лиц: два. Наконец-то вернулись Московская гильдия кинорежиссеров и Гильдия кинорежиссеров России. Количество учредителей - физических лиц: опять-таки два. Неизменный Алюшин, а также мэтр театра и кино, практически не участвующий сегодня в делах СК. Называть его фамилию я не буду. Ситуация понятна: под каждый проект, который требует хождений по кабинетам, необходимо "медийное лицо".
Теперь посмотрим на распределение долей. 78% процентов у Алюшина. 20 - у "медийного лица". У обеих режиссерских гильдий... по одному проценту.
Проходит полтора месяца, и в очередной выписке из ЕГРЮЛ от 29 апреля 2004-го в составе учредителей значатся уже три юрлица. К гильдиям добавилась компания "Солвит Плюс. Инк", зарегистрированная на Британских Виргинских островах. Полный адрес звучит романтично, словно цитата из пиратского романа. Прямо-таки веет в лицо солеными брызгами: Тортола, Роуд Таун, Дрейк Чемберс, 3321.
Гильдии по-прежнему могут ни в чем себе не отказывать, располагая в общей сложности двумя процентами долей. У "медийного лица" все те же двадцать. Зато участие гендиректора в уставном капитале резко снизилось - в пользу этой самой "Солвит Плюс. Инк". Что и называется - выводить деньги в офшор. Господи, какой пошлый сюжет...
10 июня 2004 года. Бланк правления СК России.
Первый секретарь Союза Клим Лаврентьев обращает внимание Юрия Лужкова на то, что "Форум-XXI" переродился в "Форум-XXI век" - организацию, учрежденную человеком, никогда не состоявшим в СК РФ.
На обращении - каким-то детским растерянным почерком - резолюция мэра: "Приостановите регистрацию. В данном случае мы имеем дело с подлогом. Совместно с Союзом кинематографистов разберитесь с организацией и участниками".
Растерянность можно понять: до того Лужков вряд ли догадывался, что работники искусств умеют показывать фокусы не только в цирке...
Лаврентьев утверждает: "ТОО "Форум-XXI" не было реорганизовано в ООО "Форум-XXI век", не было ликвидировано и продолжает существовать до сих пор с неизменным составом учредителей".
Прежние соратники Алюшина во главе с Хуциевым и Коноваловым в письме мэру опровергают Лаврентьева: "ТОО "Торговый дом Гильдии кинорежиссеров "Форум-XXI" прекратил свое существование в 1998 г. в связи с тем, что не была проведена перерегистрация".
Однако перерегистрация - смотри выше - была проведена 04 ноября 1998 года. Да и кстати - каким же образом от имени "несуществующей" организации в 1999 году давались посулы РАН построить для академиков под ключ теннисные корты?
Далее уважаемые мастера настаивают: "Благодаря Торговому дому "Форум-XXI век" будет осуществляться материальная поддержка членов Гильдии, которые являются также членами Союза кинематографистов России".
Не забудем: материальная поддержка - с одного процента.
И, наконец: "Мы поддерживаем усилия Алюшина В.П. по созданию комплекса Центра искусств, что является существенным вкладом в развитие российской кинематографии".
27-28 октября 2004 года. Из решений Шестого съезда кинематографистов России.
"Съезд поручает правлению СК России отстаивать интересы СК в ООО "Форум-XXI век" и не допускать использования неуполномоченными лицами имени СК для заключения каких бы то ни было договоров".
Подпись: председатель редакционной комиссии Виктор Матизен.
26 июля 2005 года.
В связи с представлением Прокуратуры г. Москвы от 26.05.2005 г. правительство Москвы постановляет: отменить постановление от 10.02.2004 г. "О строительстве Центра искусств с гостинично-деловым комплексом по Пресненскому валу и его коммерческой части - жилого комплекса по Соймоновскому проезду"... Расторгнуть договоры аренды земельных участков... с ООО "Торговый дом Гильдии кинорежиссеров "Форум-XXI век".
Подпись: Юрий Лужков.
Такова развязка.
В эпилоге можно добавить следующее.
Алюшину В.П. предъявлено обвинение по модной нынче статье УК -159, часть 4: "Мошенничество в особо крупных размерах, организованное группой лиц". В качестве меры пресечения избрано содержание под стражей.
Союз кинематографистов России, не вкладывая в строительство ни копейки собственных средств, должен был получить, как минимум, 20 процентов площадей в будущих зданиях по Соймоновскому проезду и Пресненскому валу. При средней цене 12-15 тысяч долларов за квадратный метр ущерб, понесенный СК, составляет от 360 до 500 млн долларов.
Полмиллиарда. Сумма, троекратно превышающая стоимость всех активов, которыми располагает Союз сегодня.
Вы думаете, это история о хорошо забытом старом? Мол, было у Союза кинематографистов России два земельных надела. Одна земля - бриллиантовая, другая - платиновая. И ту, и другую Союз потерял, потому что отдельные его члены охотно торговали: кто именем - за двадцать процентов, кто совестью - за процент.
Поверьте, нет смысла ворошить архивную пыль ради давнего конфуза. Я спросила у председателя СК Никиты Михалкова: "Почему, узнав на Шестом съезде о махинациях с "Форумом-XXI", вы не устроили сеанс разоблачения?". Он ответил: "А что я должен был сделать? Приостановить деятельность Гильдии кинорежиссеров и начать служебное расследование? По поводу Марлена Мартыновича Хуциева? Это как?!".
Главное - аналогичный сценарный ход мог повториться сегодня. За спиной у "революционеров" - то ли до цинизма практичных, то ли слишком доверчивых - спокойно дождались бы своей очереди новые бизнес-варяги. И многострадальный Дом кино или Дом ветеранов в Матвеевском очень скоро испарились бы из списков собственности Союза кинематографистов.
В сердцевине любой революции - оранжевой, красной, не суть - непременно гнездится рейдерство. Лучший способ нахрапом урвать чужое - развернуть праведную борьбу. "Справедливости" ради...»
А в Соймоновском проезде по-прежнему машут ракетками академики». «Известия», 29 мая 2009, Елена Ямпольская
|