«Бывшие акционеры национализированного банка Snoras – российский бизнесмен Владимир Антонов и гражданин Литвы Раймондас Баранаускас – задержаны в Великобритании по выданному Литвой европейскому ордеру на арест, сообщает Газета.Ру со ссылкой на литовские СМИ.
Премьер-министр Андрюс Кубилюс уже информирован о задержании бывших владельцев Snoras. «Новость эта достигла меня. Больше мне нечего комментировать», – сказал Кубилюс, отказавшись раскрыть какие-либо подробности задержания.
Правительство Литвы 16 ноября на внеочередном заседании решило национализировать Snoras, чтобы спасти его от банкротства. Причиной национализации ЦБ Литвы называл невыполнение банком предписаний регулятора, непредоставление запрашиваемой информации и плохое качество активов – в банке была обнаружена недостача ценных бумаг примерно на $470 млн.
После этого генпрокуратура Литвы объявила Антонова и Баранаускаса в международный розыск, их подозревают в незаконном присвоении имущества и подделке документов.
Банк Snoras входил в Convers Group, принадлежащую российскому бизнесмену Антонову. Также Антонову принадлежит английский футбольный клуб «Портсмут».
Накануне в Латвии был арестован президент Latvijas Krajbanka, также входящий в Convers Group Антонова».
«Бывший владелец Инвестбанка Владимир Антонов объявлен в международный розыск. Литовские власти подозревают его в незаконном присвоении средств в крупных размерах и подделке документов в принадлежавшем ему банке Snoras, - сообщал ранее РБК-daily. - Сам же г-н Антонов считает, что действия в отношении банка — политическая расправа, инициированная президентом Литвы Далей Грибаускайте и Нацбанком республики, и готов попросить политического убежища в Великобритании.
Ряд лондонских банкиров-сидельцев, попросивших в Великобритании политического убежища, может пополниться еще одним. Вслед за экс-главой казахского БТА-банка Мухтаром Аблязовым и экс-президентом Банка Москвы Андреем Бородиным спрятаться на Туманном Альбионе намерен Владимир Антонов, владелец «Конверс Групп», ряда зарубежных банков и бывший владелец Инвестбанка. Его примеру готов последовать и Раймондас Баранаускас, председатель правления и совладелец банка Snoras (25,31% обыкновенных акций и 10% префов).
Однако если г-да Аблязов и Бородин попросили убежища в Лондоне, оправдываясь политическим давленияем них со стороны казахских и российских властей, то Владимиру Антонову будет сложно апеллировать к тому, что его преследуют литовские финансовые власти из-за близости прибалтийских стран к европейским банковским стандартам.
Проблемы у прибалтийских банков Владимира Антонова начались на прошлой неделе — сначала Нацбанк Литвы прекратил работу банка Snoras из-за его безответственной кредитной политики и плохого качества активов и национализировал его. Генпрокуратура Литвы начала досудебное разбирательство по факту финансовых нарушений в Snoras, где была обнаружена недостача ценных бумаг на 470 млн долл. Генпрокурор Литвы Дарюс Валис подписал европейский ордер на арест Владимира Антонова и Раймондаса Баранаускаса, которые признаны подозреваемыми в незаконном присвоении средств в крупных размерах и подделке документов. Также и комиссия по рынку финансов и капитала соседней Латвии приостановила деятельность другого актива Владимира Антонова — Latvijas Krajbanka, в котором была выявлена недостача порядка 200 млн долл.
Схемы с ценными бумагами в недавнем времени были очень популярны в России. Так, известный банкир-хулиган Матвей Урин (сейчас находящийся под арестом) выводил активы из своих банков, используя фиктивные ценные бумаги, якобы лежащие в депозитариях, которые также были в сговоре с мошенниками. К слову, Матвей Урин имел счет в Инвестбанке, который до весны этого года принадлежал Владимиру Антонову. В начале года Инвестбанк в качестве оплаты по договору цессии получил на 214 млн руб. поддельные векселя Традо-банка, также контролировавшегося Матвеем Уриным.
В «Конверс Групп» помимо Snoras, Latvijas Krajbanka и панамского Banco Transatlantico входил и украинский Конверсбанк, однако вчера стало известно, что г-н Антонов в срочном порядке избавился от этого актива, продал свою долю Рэйнису Тумовсу, Андрею Стрижаку и Вадиму Котовичу.
Несмотря на обвинения в финансовых махинациях, Владимир Антонов и Раймондас Баранаускас, сейчас находящиеся в Лондоне, считают, что действия в отношении их банков связаны с политической расправой со стороны президента Литвы и Нацбанка республики. В интервью литовской газете Respublika г-н Баранаускас заявил, что все происходящее вокруг банка Snoras в первую очередь направлено против Владимира Антонова, «с желанием уничтожить его и его бизнес». Сам же г-н Антонов заявил газете, что он и Раймондас Баранаускас сдали свои паспорта в муниципалитет Лондона: «Это доказательство того, что мы не скрываемся — мы не воры и не бандиты. Когда Литва соберется цивилизованными методами нас опросить, мы придем».
Репутация Владимира Антонова была поставлена под сомнение дважды. В свое время Банк России не допустил принадлежащие Антонову Конверсбанк и Конверсбанк-Москва в систему страхования вкладов, и тогда г-н Антонов приобрел уже входивший в нее небольшой региональный банк. Начиная с 2003 года Владимир Антонов стал перекидывать банковский бизнес в Прибалтику, купив сначала Snoras, а затем Latvijas Krajbanka. В 2010 году британские спецслужбы подозревали г-на Антонова в связях с криминалом, что послужило поводом для его выхода из числа акционеров нидерландского производителя эксклюзивных спортивных автомобилей Spyker (ему принадлежало 29,9% акций, которые он продал менеджменту) по негласному требованию General Motors при продаже голландцам компании Saab”.
«Известия» с живописными подробностями описывают, к каким последствиям в Латвии и Литве привел крах (или рейдерский захват?) финансовых учреждений беглого банкира Антонова.
«Не держи денег дома, а храни их в сберкассе!» — этому знаменитому лозунгу Раймонд Паулс следовал с советских времен, переводя именно в Сбербанк большую часть своих авторских гонораров. Примерно так же мыслили и около 60 тыс. латвийских пенсионеров, перечисляя свои пенсии на сберкнижку, позже превратившуюся в банковскую карточку. На чем все и погорели.
22 ноября в Латвии была остановлена деятельность Latvijas Krajbanka (латвийского Сбербанка) — приватизированного наследника советской сберкассы. Его руководителей арестовали, а вскоре был объявлен в международный розыск бывший обладатель контрольного пакета банка — российский миллиардер Владимир Антонов.
Латвия объята паникой. Большинство торговых сетей обслуживают только за наличные. От денежных потоков отключены целые маленькие города. В число пострадавших попала Рижская дума. Каждый день с 9 утра люди выстраиваются у банкоматов. До понедельника разрешают снимать не больше ?70 в день. Обещают, что до 4 января вкладчикам вернут гарантированные государством сбережения до ?100 000. Народ не очень-то рассчитывает на такой рождественский подарок.
На всякий случай бабушки снимают кровные со счетов и других банков — по их мнению, хранение наличности в «чулке» нынче надежнее. Маэстро Паулс, у которого в Сбербанке остались замороженными около ?1 млн, занимать очередь в банкоматы не стал, занял выжидательную позицию — грозится в будущем носить свои деньги в сумке, привязанной к животу.
Кто прав, кто виноват в этой истории — на сегодня разобраться непросто. Версии с двух сторон — государственной и банковской — озвучиваются совершенно разные. Разделились и мнения экономистов. По одной из них, Антонов проворачивал незаконные схемы. По другой — западные «хозяева» дали странам Балтии «фас» в отношении российского бизнеса. По третьей — американцы мстят Антонову за попытку покупки SAAB. По четвертой — страны Балтии решают свои финансовые проблемы за счет Антонова и крупных вкладчиков.
Сначала была Литва
16 ноября на внеочередном заседании правительства Литвы было принято решение о национализации пятого по величине активов в стране банка Snoras (объем депозитов на сентябрь — $2,3 млрд), 68,1% которого принадлежали россиянину Владимиру Антонову, владельцу и председателю совета директоров «Конверс групп».
По заверениям президента Литвы Далии Грибаускайте, эта экстренная мера была принята, чтобы не допустить банкротство и защитить вкладчиков — по сведениям надзорных органов, со счетов банка началась активная утечка денег в оффшорные зоны. На момент остановки «утекло» ?289 млн.
21 ноября представители Антонова выступили с официальным заявлением, в котором обвинили литовское правительство в рейдерском захвате банка. Причиной таких действий назвали разнарядку с запада «русских не пускать». По версии Антонова, на деньги частного банка Snoras литовцы хотят решить экономические проблемы страны. Экс-владельцы Snoras обещали передать дело в международные судебные инстанции.
22 ноября Комиссия рынка финансов и капитала (КРФК) Латвии приняла решение остановить деятельность Latvijas Krajbanka, чьи более 60% принадлежали литовскому Snoras (хотя в день остановки Snoras латвийские официальные лица обещали, что на судьбе латвийской «дочки» это не отразится). Руководство банка арестовали по подозрению в использовании служебного положения и злоупотребления им, повлекшее недостачу в ?100 млн.
23 ноября было объявлено, что спасать латвийский Сбербанк правительство не намерено — людям вернут по ?100 000, на что займут почти ?300 млн из Госказны.
Российский предприниматель Владимир Антонов и его партнер Раймондас Баранаускас объявлены Литвой в международный розыск. Сообщают, что они находятся в Лондоне.
По обвинениям, которые предъявляют Антонову, в Литве ему грозит 10 лет, а в Латвии — три года тюрьмы.
Невезучий маэстро
Еще этим летом российский миллиардер Владимир Антонов был желанным гостем фестиваля молодых исполнителей «Новая волна» в Юрмале. Принадлежащий по большей части ему латвийский Сбербанк выступил генеральным спонсором призов победителям «Волны» — ?50 000 (за 1-е место), ?30 000 (2-е) и ?20 000 (3-е).
Знал бы сопредседатель жюри и основатель «Новой волны» Раймонд Паулс, что именно этот банк через несколько месяцев сыграет роковую роль в его жизни.
На счета Сбербанка стекались авторские гонорары маэстро со всего мира. Одни только японские караоке, в которые «зашит» мотив «Миллион алых роз», ежегодно приносят композитору кругленькую сумму.
По декларации о доходах Паулса за 2010 год (это последний открытый к публичному доступу документ, который маэстро подавал как должностное лицо — депутат парламента Латвии), только в качестве авторских отчислений он заработал ?176 134. Годом раньше на счет в тот же банк накапало «авторских» на сумму ?208 410.
В результате за вычетом расходов на покупку дачи, катера, газонокосилки и прочих милых вещиц, за 20 лет на счету маэстро скопилось 40 352 лата, $74 731, ?938 769 (из информации декларации за 2010 год). В общем, за миллион евро перевалило. Гарантированно из этой суммы должны вернуть всего десятую часть. А остальные? Как в анекдоте, остальные подождут.
— Это чистое воровство! — негодует маэстро в разговоре с «Известиями». — Что тут комментировать? У меня в этот банк шли все авторские, еще с советских времен. Ведь сберкасса была рядом с моим домом. И вот я обворован дочиста!
С деньгами маэстро «везет» уже не в первый раз.
В советское время, прослышав о миллионах Паулса, некий бандит под угрозой смерти требовал, чтобы композитор принес круглую сумму в условное место: «Как потом оказалось, этот тип уже убил двоих, — рассказал маэстро. — Я обратился в милицию, хоть в письме требовали не делать этого. Мне выдали пакет. В нем вместо денег было устройство, которое обливало открывающего несмываемой краской. Преступника арестовали, судили и, как мне потом говорили, отправили на урановые разработки».
В 1996 году к своему 60-летнему юбилею маэстро получил сразу два «подарка» — злоумышленники подожгли его дачу в Юрмале, а кроме того, лопнул один из крупнейших на тот момент банков Латвии «Балтия», в котором Раймонд Паулс хранил сумму, сравнимую на тот момент с нынешней миллионной потерей, приуроченной к 75-летнему юбилею композитора.
— Я не знаю, кто на этот раз виноват — этот русский человек Антонов или кто-то вокруг него. Не мое это дело, — рассуждает маэстро. — Но лично я ничего вернуть не надеюсь. От этой страны, кроме обещаний, ничего не получишь. Если государство не может гарантировать, чтобы в стране был хоть один надежный банк, что это за государство? Кто меня в нем защитит и как?
Русских не пущать?
В последние годы «русский человек Антонов» развернулся в Прибалтике довольно мощно. Его фамилия напрямую или косвенно (через оффшоры) всплывает за десятком названий компаний, финансовых учреждений и средств массмедиа. Еще в марте этого года Антонов объявил, что страны Балтии и, может быть, Швеция являются приоритетными рынками для развития его банковского бизнеса.
В Литве под его контролем находился пятый по величине активов банк Snoras (68,1%), влиятельная газета Lietuvos Rytas. В Латвии в его зоне влияния числились Cбербанк (67,86% принадлежат Snoras), национальная авиакомпания Airbaltic (латвийский Сбербанк был крупнейшим кредитором Airbaltic), газета «Телеграф», Рижский вагоностроительный завод (заложен в Латвийском сбербанке). Есть сведения, что Антонов хотел купить влиятельную эстонскую газету Eesti Päevaleht, но не удалось.
Латвийская комиссия рынка финансов и капитала убеждена, что незаконно снятая со счетов Сбербанка сумма 100 млн латов (около ?143 млн) потребовалась Антонову «для реализации различных, очевидно неудачных, частных проектов. В частности, для покупки долей шведского автоконцерна SAAB».
Директор Института европейских исследований экономист Александр Гапоненко убежден, что Антонов — очередной номер в цепочке притеснений российского бизнеса в Прибалтике:
— Еще недавно пытались надавить на «Газпром» — приватизировать газовые сети в Литве и Латвии. Теперь пошли на банковский сектор. Это выгодный трюк для литовцев — они получают банк, авиакомпанию, решают проблемы с финансированием атомной станции и делают приятное американцам — как раз на днях к ним в гости прилетает Хиллари Клинтон.
Экономист, член Академии наук Латвии Райта Карните недоумевает, как можно закрывать хороший ликвидный латвийский Сбербанк, в котором объем долговых обязательств был намного меньше объема вкладов, даже если из 700 млн латов (около ?1 млрд) его активов забронированы 100 млн латов (?140 млн) под сделки Антонова.
Так или иначе, но заполонившим Латвию и Литву шведским банкам вся эта история очень даже на руку. В первые же дни остановки Snoras и Сбербанка они наперебой кинулись переманивать к себе клиентов, продлив время работы своих филиалов допоздна и обещая всевозможные бонусы для перебежчиков.
Возможно, очень скоро шведские логотипы украсят здания бывших филиалов банков-бедолаг. И тогда маэстро Паулсу придется выбирать между хранением денег дома и сберкассой. Шведской», - пишут «Известия» .
|