Вороватые чиновники и бизнесмены с начала девяностых украли 10 бюджетов страны К такому выводу пришел экономист Марат Мусин, проанализировав работу всех российских компаний и госструктур
«При устройстве на работу ты должен задать три вопроса: что, где и как? Что можно украсть? Где можно украсть? И как можно украсть? Так учил жизни студента-практиканта бригадир овощебазы в одном из рассказов Сергея Довлатова. Времена, похоже, не поменялись. Об этом говорят яхты олигархов, огромные коттеджи чиновников и шикарные машины силовиков. Но сколько же реально разворовано? Почему в самой богатой по природным ресурсами стране в мире так много бедных? И как решить проблему тотальной коррупции? Об этом в эфире радио и телевидения «Комсомольской правды» мы поговорили с профессором МГУ Маратом Мусиным, автором книги «Бизнес в стиле РАСПИЛ».
«У проверяющих очки заклеены долларами»
- Марат Мазитович, может, я ошибаюсь, но складывается впечатление, что в России ворует каждый второй чиновник и скрывается от налогов каждый второй бизнесмен...
- Вместе с моими студентами и коллегами мы проанализировали работу более миллиона компаний. Оказалось, что 738 тысяч из них в своей финансовой отчетности имеют признаки хищений и легализации. При этом в 80% случаев это сделали 5% самых богатых компаний. И если брать аналогию с «ЮКОСом», то все первые лица этих фирм должны сесть на срок от 5 до 10 лет. При этом около 500 тысяч компаний не воруют. По крайней мере, наш анализ не выявил у них нарушений.
- Как я понимаю, речь идет лишь о частном бизнесе. А госучреждения и госкомпании вы тоже проверяли? Вряд ли они все сплошь белые и пушистые...
- Нет, конечно. Но две трети бюджетных организаций не воруют. Хотя причина банальна - там просто нечего красть. Руководители остальных увлеченно заносят деньги в высокие кабинеты, чтобы им выделили больше казенных средств. А там, где дают много, как известно, и крадут больше. К примеру, мы нашли 89 млрд. рублей, которые напрямую отмывались бюджетными организациями через фирмы-однодневки. Это, на минуточку, то, за что у нас люди в контрольно-надзорных органах зарплату получают? Но, видимо, у кого-то из проверяющих очки заклеены долларами.
- Хм, статистика, конечно, впечатляет. Но каким образом вам удалось проверить более миллиона компаний? Даже если анализировать по 100 в день - на это уйдет больше 30 лет...
- Мы разработали специальный фильтр выявления подобных нарушений. Внесли их характеристики в компьютерную программу. И она в автоматическом режиме отсеивает подозрительные операции. Затем эксперты вручную проверили получившуюся группу риска. Бывает так, что одна фирма-однодневка обслуживает сразу сотни и даже тысячи компаний. Значит, все ее клиенты попадают в нашу базу потенциальных воров.
- А откуда у вас информация по всем банковским операциям? Она же явно не в открытом доступе находится...
- Не могу раскрывать все секреты. Но мы сотрудничаем с рядом силовых и финансовых структур, делаем для них исследования. И всю полученную информацию сохраняем в своих базах данных.
Вся прибыль остается в оффшорах
- Можно ли посчитать, сколько бюджет потерял из-за различных махинаций?
- По нашим оценкам, за несколько последних лет мимо казны прошло примерно 27% ВВП (макро-экономический показатель, отражающий совокупную стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг. - Ред.). Это примерно 15 трлн. Рублей.
- Боюсь спросить, а сколько же всего ушло налево с начала 90-х годов?
- По неофициальным данным одного из финансовых ведомств, с 1992 года вывезли за рубеж около $3,17 трлн. (примерно 100 трлн. рублей, или почти 10 годовых бюджетов нашей страны. - Ред.). Кроме того, есть и так называемые «карманные деньги», которые украдены через фирмы-однодневки и остались в России. Они пошли на то, чтобы купить дорогую машину, коттедж и так далее. Но за рубежом оседает примерно в пять раз больше.
- Неужели так легко определить, какие деньги потрачены на дело, а какие ушли в чьи-то карманы? Наверное, в компаниях тоже не дураки сидят, хорошенько заметают следы...
- Есть такой закон: где тонко, там и рвется. По слабому звену всегда можно вскрыть любую систему, какой бы сложной она ни была. Суть всех коррупционных схем в том, что на каком-то этапе вы должны деньги физически украсть. Вот эту точку и надо засечь. К примеру, если у вас подпольный цех по производству наркотиков, то наступает момент, когда вы должны вбросить эти грязные деньги в легальный сектор экономики. Возникает точка - фирма специального назначения. А у любой однодневки есть характерные особенности, которые отличают ее от честных компаний.
- Какие основные способы увода средств за границу?
- Возьмем целлюлозно-бумажную промышленность, которую мы тщательно проверили. К примеру, тонна целлюлозы официально продается на экспорт (то есть уходит с российской территории) за $250, а буквально «через метр» (в Китае) уже стоит $350. Куда делась разница? Осталась в офшорной посреднической фирме. Естественно, с этой разницы, осевшей на счетах посредника, никакие налоги в нашу казну не платятся.
«Убирать паразитов в экономической цепочке»
- По-вашему, все очень просто вычисляется. Почему же никто не пользуется этим, чтобы ловить казнокрадов? Где разбирательства, суды, посадки?
- Проблема в том, что вся система построена на откатах, распиле и коррупции. И никто в этой вертикали не заинтересован в ее изменении. Их дети учатся в Лондоне, а деньги лежат на счетах в зарубежных банках. Какой им смысл что-то менять?
- Неужели ничего нельзя сделать? Ведь есть же эффективные западные и восточные практики, где проблему коррупции более-менее решили...
- На мой взгляд, есть несколько возможных решений. Во-первых, как французский президент Шарль де Голль боролся с коррупцией среди судей? В один день всех до единого уволил и поставил на их место заранее подготовленных студентов. Кстати, многие менеджеры именно так теперь и поступают. Иначе никак. Наше государство должно делать так же. Во-вторых, надо продвигать таланты. Если бизнесмен не украл ни копейки, создал новый бизнес с нуля, дал кучу рабочих мест, то его надо освободить от налогов и пусть он еще активнее развивается. А то бизнесменам все кому не лень палки в колеса вставляют, а у какого-нибудь малоизвестного чиновника, который ничего не сделал, миллионы на счетах и особнячок в Лондоне.
- Но ведь, как мы выяснили, и большинство бизнесменов далеко не ангелы?
- Да, но их честность напрямую зависит от неподкупности проверяющих. Надо понять одну вещь - в нынешней модели проедания национального богатства мы долго не протянем. Какого черта мы сырую нефть на Запад гоним? Мы должны шины, полипропилен и другие продукты нефтехимии экспортировать. В лесной отрасли - то же самое. Но не выходит, потому что каждый посредник в цепочке накручивает себе домик в Ницце. И ларчик просто открывается. Нельзя одновременно делать дешевую и качественную продукцию (чтобы успешно конкурировать на мировом рынке) и строить себе домик в Ницце на украденные деньги. А продажа сырья это позволяет. Так что единственный путь - убирать паразитов в экономической цепочке.
- Что случится со страной, если кардинально не изменить систему?
- Такой беспредел в экономике долго продолжаться не может, поскольку нарушаются главные экономические, юридические и моральные законы. Тем более что Америка уже очень четко сказала (на примере Ливии), что проблему системной коррупции они будут использовать, чтобы уничтожить и оккупировать ресурсные страны. Принцип понятный: разделяй и властвуй. Они будут использовать любые противоречия в социуме, которые, между прочим, у нас заметно обостряются. А в том, что интерес иностранных государств к нам очень большой, сомневаться не стоит. В нашей стране находятся 25% мировых природных богатств и всего 2% мирового населения.
Из досье «КП»
Марат Мазитович МУСИН. Доктор экономических наук, профессор МГУ, заведующий кафедрой антикризисного и стратегического менеджмента РГТЭУ. Занимал руководящие должности в крупных финансово-промышленных группах, банках и финансовых компаниях. Открыл новое научное направление - управление экономическими интересами. Автор 11 книг и 150 публикаций. Последняя книга - «Бизнес в стиле РАСПИЛ. Куда уходят богатства страны».
Другое мнение
Елена ПАНФИЛОВА, гендиректор АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл Россия»:
«Коррупцию нужно лечить кнутом и пряником»
- В борьбе с казнокрадами истина, как всегда, ровно посередине. Устойчивого результата можно добиться лишь сбалансированным сочетанием кнута и пряника. К примеру, в Средние века кресло каждого следующего судьи обивали кожей предыдущего. Но даже это не спасало от коррупции. Так что просто заменить всех судей или чиновников будет недостаточно. Должен быть жесткий внутренний контроль, чтобы новые люди через пару-тройку лет не превратились в своих предшественников. Иначе потом их придется снова менять - и так по кругу. Поэтому нужны кардинальные меры как по наказанию, так и по предотвращению коррупции. А для этого надо очень тонко настроить всю систему». «Комсомольская правда»
|