егодня газета «Труд» опубликовала статью, в которой рассказала о том, как в результате действий руководителей Федеральной таможенной службы оказалась парализована система внесения таможенных платежей с использованием банковских карт «Зеленый коридор», выпущенных под контролем ООО «Таможенная платежная система». По данным Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) это может привести к тому, что несколько тысяч крупных российских и зарубежных компаний рискуют встретить новогодние праздники в условиях рукотворного экономического кризиса. Кризис, который в бюрократическом пылу организовали доблестные представители таможни.
Таможенный рейд в «Зеленом коридоре»
Сложившаяся в России ведомственная система управления плохо сочетается с инновационной моделью экономики. В отдельных случаях это противоречие может привести к драматическим последствиям
«Как сообщают представители Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ), в результате действий руководителей Федеральной таможенной службы оказалась парализована система внесения таможенных платежей с использованием банковских карт «Зеленый коридор», выпущенных под контролем ООО «Таможенная платежная система». А значит, несколько тысяч крупных российских и зарубежных компаний рискуют встретить новогодние праздники в условиях рукотворного экономического кризиса.
Система «Зеленый коридор» с объемом ежемесячных платежей в 50 млрд. рублей, занимающая по этому показателю второе место в мире после глобальной системы Visa, прекратила свою работу по прямому указанию первого заместителя руководителя ФТС Владимира Малинина. Речь шла о проблеме сугубо технического характера.
Как сообщал в своем официальном письме господин Малинин, прием платежей по банковским картам «Зеленого коридора», обеспечивающий онлайн-уплату налогов и сборов посредством специальных банковских карт, выпущенных при координации ООО «Таможенная платежная система», приостанавливался с 8 ноября вплоть до особого распоряжения «в связи с проведением работ по переносу в новый Центр обработки данных серверного оборудования». При этом начальникам региональных таможенных управлений и таможен предписывалось «срочно проинформировать плательщиков таможенных платежей» о прекращении приема карт «Зеленый коридор».
Дополнение к приказу было формальностью. Первую часть распоряжения таможенники выполнили с опережением графика, уже к 7 ноября прекратив принимать электронные платежи по картам «Зеленого коридора», а заодно демонтировав часть терминалов, принадлежащих ООО «Таможенная платежная система». Вопреки официальному соглашению, был отключен и центральный сервер ТПС, установленный в столичном офисе Федеральной таможенной службы.
Зато с «информированием» подчиненные Владимира Малинина явно не справились. В результате, как заявил в одном из своих интервью заместитель генерального директора «Зеленого коридора» Андрей Макогон, «клиенты компании не могли растаможить свои грузы вовремя и выполнить контакты между поставщиками и покупателями».
Размер совокупных потерь компаний, чей груз вовремя не выпустили с таможенных складов, еще не подсчитан. Но уже сейчас можно утверждать, что он вполне соответствует масштабу платежной системы, обеспечивавшей перечисление в бюджет государства пятой части всех таможенных сборов. Достаточно сказать, что картами «Зеленого коридора», выпущенными при координации 130 банков участников, в число которых входят ВТБ, Промсвязьбанк, «Возрождение», «Уралсиб» и транснациональные Ситибанк, ИНГбанк, HSBC, Raiffeisen, RBS, Нордеа Банк и Банк оф Токио-Мицубиси, пользуются в расчетах 2,5 тыс. компаний. А среди них присутствуют такие гиганты, как «Аэрофлот», «МиГ», «Билайн», Toyota, Kia, Samsung, Hyundai, Coca-Cola и PepsiCo. К тому же, учитывая то, что действия чиновников входит в явное противоречие с принципами евразийской экономической интеграции, декларация о которой была подписана президентами России, Белоруссии и Казахстана, можно говорить о репутационном ущербе для государства. А его, как известно, нельзя измерить в рублях…
Российское бизнес сообщество трудно удивить фактом чиновничьего произвола. Но никогда прежде столь влиятельная структура не подвергалась откровенному разгрому по столь ничтожному поводу и с таким количеством нарушений. Как отмечает издание «Бизнес ФМ», «происходит намеренное выдавливание «Зеленого коридора» из системы уплаты таможенных платежей». Причем делается это в сугубо личных целях одного из высших чиновников таможенного ведомства.
Предполагаемого бенефициария называет газета «Наша версия» в статье «Красный свет «Зеленому коридору» Издание пишет: «По слухам, причина проста и, к сожалению, ординарна для современной российской экономики: на систему «Зеленый коридор» положил глаз сам руководитель ведомства – Андрей Бельянинов. Подобная версия не выглядит совсем фантастично. Особенно учитывая, что осуществлено все намеренно грубо, с многочисленными нарушениями закона, а также силами сотрудников центрального аппарата ФТС. Поэтому вполне можно предположить, что за этой попыткой рейдерского захвата ТПС действительно стоит кто-то из высокопоставленных руководителей ведомства. Как известно, сотрудники ФТС и гораздо более низкого ранга постоянно становятся героями скандалов, связанных с коррупцией». А значит, и решение проблемы «размораживания» системы таможенных платежей «Зеленый коридор» можно отнести к области уголовного, а не гражданского или административного права.
Наконец, вариант именно явного умысла на «недружественное поглощение» подтверждает и длительность процесса «переноса сервера». Ведь больше двух недель уже прошло с момента «обесточивания», а никаких шагов ни по какому перемещению не предпринято. Вопрос возмещения ущерба, который понесли клиенты «Зеленого коридора», должен решить суд.
Как пишет в своем обращении к руководству региональных таможен заместитель гендиректора «Зеленого коридора» Андрей Макогон, «указанные в письме ФТС причины не могут служить основанием для приостановки применения карт «Зеленый коридор», так как они не предусмотрены ни законодательством РФ, ни Генеральным соглашением об организации уплаты таможенных и иных платежей с применением банковских карт таможенной системы «Зеленый коридор» от 8 августа 2008 года». Прежде всего, как утверждает господин Макогон, ФТС нарушила свой же приказ №757 от 2001 года, согласно которому наличие чека об уплате платежей с помощью таможенной карты свидетельствует о фактическом поступлении денег таможне. А еще статью 390 Гражданского кодекса, которая гласит, что «обязательства должны исполняться надлежащим образом». По данным газеты «РБК daily», Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ), работу которого курирует премьер Владимир Путин, уже подготовил запрос в Федеральную таможенную службу. Следующим шагом может стать обращение в следственные органы. Исход разбирательства, судя по обстоятельствам конфликта, представляется очевидным. Правда, как показывает судебная практика, для справедливого разрешения такого рода конфликта необходима политическая воля». Алексей Ряднов, «Труд», 23.11.2011
Для справки: 2,5 тыс. компаний пользуются при расчетах картами «Зеленого коридора»
От ред. FLB: Есть и еще одна версия, которая высказывается экспертами таможенного рынка. В общих чертах она сводится к тому, что г-н Бельянинов в свете очевидных перестановок в правительстве не чувствует уверенности в завтрашнем дне. А как известно «уходящая натура» всегда старается сделать хоть какой-нибудь задел на черный день
|