В России существует очень странный полугосударственный орган, который, видимо, видимо должен олицетворять собой российскую общественность, а, может быть, и подменять ее. Те, кто внимательно следил за деятельностью ОПРФ, мог заметить, что часто этот орган занимает позицию, явно мало совместимую с нуждами государства и народа. Наиболее яростные критики даже утверждают, что всем своим большинством ОПРФ выражает и лоббирует позиции весьма небольших в численном отношении групп населения России. Что, конечно же, следует оставить на их совести.
Когда ОПРФ создавалась, предполагалось, что в нее войдут наиболее авторитетные в народе деятели культуры, науки, образования и бизнеса, которые будут судить о положении дел в стране и сточки зрения народа и исправлять огрехи, совершенные чиновниками и политиками. К сожалению, стоит констатировать, что замысел этот так и остался замыслом. А скандал, разразившийся вокруг директора Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) от России Елены Котовой, вдруг совершенно с другой стороны показал облик как минимум одного из бывших членов Общественной палаты, и чем (и в чьих интересах) такие занимаются в свободное от «защиты» общественных интересов время. Сам собой напрашивается вопрос: кто их, таких, туда выбирал?
Коррупцию в ЕБРР разоблачил нефтяной олигарх
«"Росбалту" удалось выяснить, кто является главным свидетелем обвинения по ведущимся в России и Англии расследованиям о коррупции в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР). Заявление о вымогательстве денег топ-менеджерами ЕБРР подал нефтяной олигарх, бывший член Общественной палаты РФ Сергей Черников.
Скандал вокруг ЕБРР разгорелся в Европе минувшей зимой. Тогда "Би-би-си" сообщило, что банк удовлетворил запрос МИД Великобритании о снятии дипломатической неприкосновенности с ряда россиян, работавших в лондонской штаб-квартире этого финансового учреждения, в том числе с директора от РФ Елены Котовой. Одновременно стало известно, что английская полиция начала расследование о фактах коррупции в банке.
Минэконоразвития в связи с этим разместило на своем сайте следующее сообщение: "В конце 2010 года российская сторона приняла решение об освобождении от обязанностей директора от Российской Федерации в совете директоров Европейского банка реконструкции и развитии (ЕБРР) Елены Котовой. Это связано с тем, что в ЕБРР проводилось независимое внутреннее расследование по подозрению в нарушении ею и еще тремя сотрудниками российской дирекции ЕБРР кодекса поведения Банка. 18 января 2011 г. Совет директоров ЕБРР снял с них иммунитет от судебного преследования по просьбе российской стороны. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации проводит проверку деятельности упомянутых сотрудников российской дирекции ЕБРР".
Руководители банка объявили, что вся эта история весьма негативно отражается на его репутации. Ни в ЕБРР, ни в полиции Лондона не сообщали деталей расследования. Упоминалось только, что Котова подозревается в попытке получения 1 млн евро в обмен на положительное решение о кредитовании некой структуры. Что это за структура и кто подал заявление на Котову, полицейские и сотрудники ЕБРР говорить категорически отказывались.
Как удалось выяснить "Росбалту", речь идет об олигархе Сергее Черникове. Он начинал свой бизнес в Стерлитамаке, где взял в аренду крупную свалку. Вырученные средства бизнесмен вложил в создание фирм в Москве, занимавшихся перепродажей нефти и продуктов питания. В 2000-е годы он организовал холдинг "Башхим", объединивший впоследствии предприятия "южного куста" башкирской нефтехимии.
В 2000-2001 годах Черников занимал пост первого заместителя начальника Северо-Западного управления Министерства природных ресурсов. А оставив эту должность, купил канадскую компанию CavBaikal Resources Inc., которая занимается добычей нефти на нескольких месторождениях в ХМАО.
Именно эта компания, по данным источников "Росбалта" в правоохранительных органах, обратилась в 2009 году в ЕБРР с просьбой о выдаче кредита для реализации ряда проектов в Югре. В Лондоне переговоры с Черниковым вела Елена Котова. По словам собеседника агентства, она заявила, что заявка канадской компании будет одобрена только в том случае, если она воспользуется услугами одной консалтинговой фирмы, зарегистрированной в офшоре. Причем на ее счета должен поступить 1 млн евро. После этого бизнесмен стал записывать свои беседы с директором от РФ в ЕБРР на диктофон. А весной 2010 года передал записи и свое заявление в службу внутреннего контроля банка (в этот момент Черников был действующим членом Общественной палаты России, покинул пост он в 2010 году).
Как уже сообщал "Росбалт", ревизоры ЕБРР выяснили, что Котова действительно контролирует ряд офшорных фирм, на которые поступают крупные суммы денег. Зачастую подобные поступления совпадали с переговорами Котовой о выделении кредитов по линии ЕБРР. Также в банке установили, что директор от РФ неоднократно передавала деньги другим российским сотрудникам банка.
К моменту, когда с граждан РФ, работавших в ЕБРР, был снят дипломатический иммунитет, Котовой уже не было в Англии. Она отдыхала в США, откуда была срочно вызвана в Россию. А вот четырех других российских сотрудников ЕБРР из Лондона пришлось в срочном порядке вызволять при помощи посольства – существовала угроза их ареста.
Собранные материалы на Котову ЕБРР передал в Россию, в феврале 2011 года Следственный комитет при МВД возбудил дело по ст. 30 и ст. 204 УК РФ (покушение на коммерческий подкуп). Сейчас в рамках расследования назначен ряд экспертиз, в том числе фоноскопическая. Однако российские правоохранительные органы столкнулись с серьезной проблемой. Вот уже почти год они не могут допросить заявителя Сергея Черникова. Он является главным свидетелем и по делу, расследуемому английской полицией, проживает в Лондоне, но не повестки не реагирует. Английская сторона в организации допроса олигарха официально не отказывает, но и удовлетворять запросы российских следователей не спешит. А без показаний Черникова передача дела в суд является весьма затруднительной.
Корреспонденту "Росбалту" не удалось побеседовать с самим Сергеем Черниковым. Сайты всех его структур находятся на реконструкции, а по указанным в справочниках телефонам никто не отвечает.
Росбалт, 08 ноября 2011, Александр Шварев,
Ранее «Росбалт» сообщал: «Вроде бы в Англии не отказываются, но и согласия на проведение допросов не дают, — рассказал собеседник "Росбалта" из МВД РФ. — Последний раз этот вопрос поднимался совсем недавно, на встрече представителей правоохранительных органов двух стран. И вновь он остался нерешенным. А передавать дело в суд без показаний основных фигурантов просто нельзя", - резюмирует «Росбалт».
Трудовая биография Елены Котовой типична для представителей российской элиты, вышедшей на российскую и международную арену после распада СССР. Она работала председателем Москомимущества в правительстве Москвы, потом в МВФ, Всемирном банке, банках ВЭБ и ВТБ. В 2005 году назначена директором от России, Белоруссии и Таджикистана в Совете Директоров ЕБРР. В ЕБРР Котова пришла из кресла вице-президента «Внешторгбанка».
6 мая 2008 года в связи с тем, что срок ее полномочий в ЕБРР истекал, тогдашний премьер-министр РФ Виктор Зубков по предложению главы МЭР Эльвиры Набиуллиной внес кандидатуру кандидатуру Елены Котовой для избрания на пост директора от Российской Федерации в совете директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), - сообщал «Росбалт».
Скандал и обвинения в свой адрес сама Котова связывает с тем, что ее кандидатура якобы рассматривалась на пост вице-президент ЕБРР.
ЕБРР является крупнейшим инвестором и, помимо выделения своих средств, привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Его владельцами являются 60 стран и две международные организации. Банк вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами. Сегодня инвестиционные инструменты ЕБРР используются в 29 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии”.
|